Решение от 2.09.2011г. по иску Бунеева В.К. к Главе админ. МО Федоровское Узлов. р-на и к админ. МО Федоровское Узлов. р-на о признании незак. бездействия должн. лица и об обяз. зарегистрировать счетчик холодной воды и принимать плату за потреблен. воду



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеевой Н.А.,

при секретаре Жучковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-801 по иску Бунеева Владимира Кузьмича к Главе администрации муниципального образования Федоровское Узловского района и к администрации муниципального образования Федоровское Узловского района о признании незаконным бездействия должностного лица и об обязании зарегистрировать счетчик холодной воды и принимать плату за потребленную воду,

у с т а н о в и л:

истец Бунеев В.К. 12 мая 2011 года обратился в суд с иском к Главе администрации муниципального образования Федоровское Узловского района (далее – МО Федоровское) о признании незаконным бездействия должностного лица и об обязании зарегистрировать счетчик холодной воды и принимать плату за потребленную воду, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он установил счетчик учета холодной воды в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы администрации МО Федоровское он подал заявление, в котором просил зарегистрировать счетчик и взимать плату за потребляемую им воду, исходя из показаний счетчика. Однако ответчик отказался произвести указанные действия. В настоящее время оплата за потребленную воду жителями деревни производится наличными деньгами в сумме, установленной решением собрания жителей. Ссылаясь на ст. 17 Конституции РФ, ст. 157 ЖК РФ, просит суд признать незаконным бездействие ответчика должностного лица, а также обязать ответчика зарегистрировать счетчик холодной воды и принимать плату за потребленную воду, исходя из показаний счетчика.

Определением Узловского городского суда Тульской области от 25 августа 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Федоровское.

В судебном заседании истец Бунеев В.К. свои исковые требования поддержал полностью, просил их удовлетворить. Пояснил следующее. В настоящее время плата за потребляемую им воду берется наличными деньгами, исходя из величины платы, установленной собранием граждан <данные изъяты>. Однако, статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета. За потребленную им электроэнергию он платит по показаниям счетчика, установленном в принадлежащей ему доле жилого дома, по квитанциям. ДД.ММ.ГГГГ он установил в принадлежащем ему доме, расположенном <адрес>, счетчик холодной воды. Для того чтобы зарегистрировать, то есть опломбировать, счетчик он обратился к Главе администрации МО Федоровское. Считает, что у администрации МО Федоровское есть все необходимые полномочия на это. Кроме того, в штате администрации МО Федоровское работают специалисты и бухгалтеры, которые могут и должны обеспечивать как заключение договора с ним на предоставление коммунальной услуги холодная вода, так и расчет (согласно утвержденным тарифам) и взимание платы за потребленную им воду согласно показаниям установленного в домовладении прибора учета через кассы (терминалы) кредитных учреждений, например Сбербанка России.

Ответчик – Глава администрации МО Федоровское – и представитель ответчика – администрации МО Федоровское – в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

При проведении предварительного судебного заседания глава администрации МО Федоровское Федюнина Л.В. исковые требования не признала, считала их не подлежащими удовлетворению. Пояснила следующее. На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ МО Федоровское приняло в собственность артезианскую скважину, водовод и водопроводные сети, расположенные <адрес>. Для обеспечения работы насоса для подачи воды из артезианской скважины используется электрическая энергия, поставляет которую ОАО «Тулэнергосбыт». Ежемесячно снимаются показания счетчика электроэнергии и ОАО «Тулэнергосбыт» выставляет счет на оплату. Решением собрания жителей <данные изъяты> устанавливается сумма, взимаемая с жителей деревни на оплату электроэнергии. Однако, плату за потребляемую жителями воду в настоящее время никто не взимает. ДД.ММ.ГГГГ собранием граждан <данные изъяты> решено, что создание предприятия по обслуживанию артскважины нецелесообразно. У неё, как у Главы администрации МО Федоровское, а также у самой администрации МО Федоровское нет полномочий на опломбирование, техническое обслуживание приборов учета, в том числе и счетчиков холодной воды, заключение с жителями договоров на оказание коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с главой 25 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К действиям (бездействию) должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Из копий свидетельств о государственной регистрации права следует, что истцу принадлежит 12/35 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес>, а также на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный при указанном доме.

В судебном заседании установлено, что жители <данные изъяты> через водопроводные сети пользуются водой из артскважины, находящейся в собственности администрации МО Федоровское Тульской области, и расположенной в вышеназванной деревне, что подтверждено справками, актом приема – передачи имущества, протоколами собраний граждан <данные изъяты>, копии которых имеются в материалах дела.

Однако, жители <данные изъяты> оплачивают лишь стоимость потребленной артскважиной электроэнергии, что подтверждается копиями квитанций, журнала учета сбора денежных средств, а также объяснениями сторон.

Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Узловского городского суда от 23 марта 2011 года по иску Бунеева Владимира Кузьмича к администрации МО Федоровское об обязании принимать плату за потребляемую воду были установлены следующие обстоятельства.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, между ОАО «Тульская сбытовая компания» и администрацией МО Федоровское заключено соглашение на снабжение электрической энергии, в соответствии с которым ОАО «Тульская сбытовая компания» обязуется поставлять электроэнергию на артскважину <адрес>.

В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ на артскважине <адрес> установлен насос ЭЦВ 6-10-110, учет потребляемой электроэнергии осуществляется счетчиком Меркурий 230 Ам. Учитывается электроэнергия, потребляемая глубинным насосом.

Согласно справке , представленной администрацией МО «Федоровское» ДД.ММ.ГГГГ, договора с потребителя воды не заключены в связи с тем, что оплата производится за фактически потребленную насосом электроэнергию, размер оплаты определяется на собрании жителей деревни. Из этой же справки усматривается, что для того, чтобы производить оплату за фактически потребленную воду необходимо в каждом домовладении установить счетчик холодной воды. Согласно Федеральному закону № 261 – ФЗ «Об энергосбережении» это выполняется за счет средств жителей. Решение принимается на собрании собственников жилья и считается принятым, если за это проголосовало более 50% от присутствующих на собрании. Для заключения договора с пользователем необходимо создание муниципального автономного предприятия, наличие лицензии на добычу воды, лицензии на природопользование.

Из протокола собрания граждан <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жителями деревни принято решение об отсутствии необходимости в создании муниципального автономного предприятия, обслуживающего артскважину.

Судом был сделан вывод о том, что у администрации МО Федоровское на момент рассмотрения дела отсутствовали правовые основания для заключения договоров о поставке и водопользовании холодной водой с потребителями воды – жителями <данные изъяты>, в том числе и с истцом, кроме того, отсутствовали и технические возможности по учету потребляемой воды, в связи с чем, исковые требования Бунеева В.К. удовлетворены не были.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 19 мая 2011года решение Узловского городского суда оставлено в силе.

Из Устава МО Федоровское следует, что организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения относится к вопросам местного значения МО Федоровское (ст. 7 Устава). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления МО Федоровское обладают полномочием создания муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на услуги, предоставляемыми муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 8 Устава). Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений находится в компетенции Собрания депутатов МО (ст. 27 Устава). Полномочия председателя Собрания депутатов МО исполняет глава муниципального образования (ст. 31). Администрация МО (исполнительно-распорядительный орган МО), которую на принципах единоначалия возглавляет Глава муниципального образования, наделен полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Устава).

Поскольку Глава администрации МО Федоровское не наделен полномочиями регистрации приборов учета, а также полномочиями принимать плату за потребленную воду согласно показаниям счетчика, соответственно Федюнина Л.В. не могла и производить указанные действия. Поэтому оспариваемое истцом бездействие должностного лица совершено с учетом отсутствия полномочий на требуемые им действия. Права и свободы Бунеева В.К. при этом нарушены не были.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания бездействия Главы администрации МО Федоровское, которое выразилось в отказе принять к учету счетчик холодной воды и начислять и взимать от истца плату за потребленную им воду по показаниям прибора учета, незаконным - не имеется.

На основании ч. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.

Разделом VII ЖК РФ установлено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги и работы по их содержанию в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (ред. от 06.05.2011) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307) даны определения следующим понятиям, используемым в Правилах № 307:

"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

"жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната;

"индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.

Пунктом 7 Правил №ч 307 установлено, что при отсутствии у собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении, в том числе и холодной воды непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) дано понятие "домовладения"- это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

Пунктом 10 Правил № 354 установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: либо в договорах холодного водоснабжения, водоотведения, заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией; либо в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, водоотведения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

Проанализировав приведенные нормы материального права и Устав МО Федоровское, суд приходит к выводу о том, что ни один из соответчиков не является по смыслу закона ни исполнителем, предоставляющем коммунальные услуги, ни ресурсоснабжающей организацией. В связи с чем, у Главы администрации МО Федоровское и у администрации МО Федоровское отсутствуют правовые основания как для установки, регистрации, проверки правильности снятия у истца показаний индивидуального прибора учета, его исправности, а также целостности на нем пломб, так и для заключения договора с истцом о приобретении им холодной воды, одним из условий которого являлась бы обязанность истца оплачивать именно администрации МО Федоровское потребленную им воду согласно показаниям прибора учета холодной воды.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Бунеева Владимира Кузьмича к Главе администрации муниципального образования Федоровское Узловского района и к администрации муниципального образования Федоровское Узловского района о признании незаконным бездействия должностного лица и об обязании зарегистрировать счетчик холодной воды и принимать плату за потребленную воду - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Тимофеева Н.А

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200