РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 2011 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Прямицыной Е.А., при секретаре Максимовой О.Н., с участием истца Костякова Ю.С., представителя истца Костякова Ю.С. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Чепуриной Л.Н., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-759/2011 по иску Костякова Юрия Сергеевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, установил: Костяков Ю.С. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании ст. 33 Федерального закона от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ, однако решением комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию. Между тем, по его мнению, он имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, т.к. проживал в зоне с правом на отселение более 6 лет, а также по состоянию на 26.04.1986 г., что дает право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года и дополнительную величину 2 года, а также проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 11 лет, что также дает право на снижение пенсионного возраста на 2 года, а в общей сложности на 5 лет. По изложенным основаниям Костяков Ю.С. просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет с ДД.ММ.ГГГГ, вынести частное определение о злоупотреблении пенсионы фондом своими служебными полномочиями и передать дело в прокуратуру о не подчинении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Федеральному закону № 1244-1 и Конституционному Суду РФ № 403-О. В процессе судебного разбирательства Костяков Ю.С. уточнил требования своего заявления, указал, что он имеет право на снижение пенсионного возраста с 60 до 50 лет, которое возникло у него по тем основаниям, что она имеет специальный стаж работы с вредными условиями труда, который дает ему право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании п.п. 1 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ, а также имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст.33 и 35 ФЗ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Просил признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет с ДД.ММ.ГГГГ. От остальной части исковых требований отказался. Определением Узловского городского суда Тульской области от 17 августа 2011 г. производство по иску в части требований о признании незаконным протокола заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесении частного определения о злоупотреблении пенсионы фондом своими служебными полномочиями и передаче дела в прокуратуру о не подчинении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Федеральному закону № 1244-1 и Конституционному Суду РФ № 403-О прекращено. В судебном заседании Костяков Ю.С. требования искового заявления с учетом их уточнения поддержал, просил удовлетворить. Представитель Костякова Ю.С. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Чепурина Л.Н. в судебном заседании требования своего доверителя поддержала, просила удовлетворить. Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, не оспаривая при этом право истца на снижение пенсионного возраста на 5 лет по основаниям наличия трудового стажа работы с вредными условиями труда и специального стажа. Полагала, что требования о снижении пенсионного возраста не подлежат удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований. Такое право истец приобретет в 51 год, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено. Кроме того, суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию гражданам, указанным в ст. 13 названного Закона установлено абз. 4 ст. 28.1 названного Закона, а именно, лицам, имеющим право на снижение возраста по ст.ст. 30-37 Закона и в соответствии с п.п. 1-10 п. 1 ст. 27 и п.п. 1-9 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1. Выслушав Костякова Ю.С., его представителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Чепурину Л.Н., представителя Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокареву В.С., изучив письменные материалы делу, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что Костяков Ю.С. обратился с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Костякову Ю.С. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого возраста. Однако суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии. В соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем г.Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение, в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус г.Узловая был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Костяков Ю.С. проживал в г. Узловой Тульской области. В связи с чем Костяков Ю.С. имеет 06 лет 09 мес. 24 дня проживания в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года работы в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 2 года. Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дату обращения с заявлением о назначении пенсии в пенсионные органы) проживал в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким образом, истец имеет 13 лет 04 месяца 23 дня в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Поэтому в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Костяков Ю.С. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 5 лет. Таким образом, согласно положениям ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Костяков Ю.С. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Наличие у истца трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось. Согласно п. п. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Из материалов дела следует, что истец имеет 26 лет 08 месяцев 15 дней работы с тяжелыми условиями труда, что подтверждается копией трудовой книжки Костякова Ю.С. и справкой ОАО «Узловский хладокомбинат», уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения льготной пенсии за № от ДД.ММ.ГГГГ. Требуемая продолжительность страхового стажа подтверждается справкой ОАО «Узловский хладокомбинат» от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные обстоятельства стороны в судебном заседании не оспаривали. Учитывая приведенные нормы материального права и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Костяков Ю.С. имеет право на снижение пенсионного возраста по указанному основанию на 5 лет. Таким образом, с учетом положений Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пенсионный возраст Костякова Ю.С. подлежит снижению на 10 лет. При этом суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о том, что право на пенсионное обеспечение согласно правовой оценке представленных документов истец с учетом снижения возраста в связи с особыми условиями труда приобретет не ранее чем в 51 год, поскольку снижение пенсионного возраста, когда граждане относятся к двум и более категориям лиц, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.2001 г., возможно только по одному основанию. В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. В связи доводы ответчика о возможности истца выбрать лишь одно из оснований по указанному закону для возможности последующего учета с основанием снижения возраста выхода на пенсию по ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также не основана на нормах действующего законодательства и ущемляет права и законные интересы пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Костякову Ю.С. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего возраста не основан на законе, а заявленные Костяковым Ю.С. исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право на указанную пенсию у Костякова Ю.С. возникло ДД.ММ.ГГГГ, однако, за назначением трудовой пенсии по старости он обратился ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, право выхода на пенсию истец приобрел с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Костякова Юрия Сергеевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию удовлетворить. Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Костякову Юрию Сергеевичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить Костякову Юрию Сергеевичу досрочную трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Прямицына Е.А. Решение не вступило в законную силу.
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».