решение от 19.09.2011г. по иску Руденко Алексея Алексеевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе о признании прва на досрочную госудрственную пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Прямицыной Е.А.,

при секретаре Грушихине А.В.,

с участием истца Руденко А.А.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-831/2011 по иску Руденко Алексея Алексеевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную государственную пенсию,

установил:

Руденко А.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную государственную пенсию, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском за назначением трудовой пенсии по старости со снижением возраста в порядке, предусмотренном ст.ст. 33,34 Федерального закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Указал, что при рассмотрении его заявления комиссия установила недостаточным его возраст для назначения трудовой пенсии по старости и рекомендовала начальнику Управления вынести решение об отказе в назначении ему трудовой пенсии по старости. С данным решением он не согласен, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с правом на отселение, что составляет 12 лет 00 месяцев 26 дней, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что составляет 12 лет 02 месяца 28 дней в связи с чем считает, что проживание в указанные периоды предоставляет ему право на снижение пенсионного возраста.

По изложенным основаниям просит признать за ним право на досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В процессе рассмотрения дела Руденко А.А. дополнил заявленные исковые требования, просил обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить ему пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Руденко А.А. поддержал заявленные исковые требования с учетом их дополнения, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, ссылаясь на то, установление пенсии, предусмотренное ст.ст. 30-37 и одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (досрочно) в соответствии с п.п. 1-10 п. 1 ст. 27 и п.п. 1-9 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1, а суммирование льгот вышеназванным законом не предусмотрено. Полагала, что применительно к истцу, возраст выхода на пенсию может быть снижен за проживание в зоне с правом на отселение, составляющее 12 лет 00 месяцев 26 дней, только на дополнительную величину, то есть на 1 год за каждые полные 3 года, но не более чем на 5 лет в общей сложности, поскольку снижение пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года невозможно, так как у истца отсутствует факт проживания в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 год, в связи с чем, истец приобретет право выхода на пенсию в 56 лет. За проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, составляющее 12 лет 02 месяца 28 дней, также возраст выхода на пенсию может быть снижен только на дополнительную величину, то есть на 1 год за каждые 4 года, но не более чем на 3 года в общей сложности, в связи с чем, истец приобретает право выхода на пенсию в 57 лет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца Руденко А.А., представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринову Н.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела усматривается, что Руденко А.А. обратился с письменным заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Руденко А.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого возраста.

Однако суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем г. Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение, в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус г. Узловая был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Статус пос. Партизан Узловского района Тульской области изменен не был, в связи с чем, его территория относится к зоне с правом на отселение.

В судебном заседании установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дату обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении пенсии) Руденко А.А. проживал на пос. Партизан Узловского района Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение.

Таким образом, истец имеет 12 лет 00 месяцев 26 дней в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 4 года.

Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом.

Таким образом, истец имеет 12 лет 02 месяца 28 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Поэтому в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Руденко А.А. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 7 лет.

Однако, согласно положениям ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Руденко А.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

Наличие у истца трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

При этом суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о том, что право на пенсионное обеспечение согласно правовой оценке представленных документов истец приобретет не ранее чем в 56 лет за проживание в зоне с правом на отселение или в 57 лет за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, поскольку снижение пенсионного возраста, когда граждане относятся к двум и более категориям лиц, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.2001 г., возможно только по одному основанию.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

В связи с чем доводы ответчика о возможности снижения возраста выхода на пенсию лишь по одному из оснований, предусмотренных вышеназванным законом, не основаны на нормах действующего законодательства и ущемляют права и законные интересы пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Руденко А.А. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего возраста не основан на законе, а заявленные Руденко А.А. исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Право на указанную пенсию у Руденко А.А. возникло ДД.ММ.ГГГГ, однако, за назначением государственной пенсии по старости он обратился ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, право выхода на пенсию истец приобрел с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Руденко Алексея Алексеевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.

Признать за Руденко Алексеем Алексеевичем право на досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить Руденко Алексею Алексеевичу досрочную государственную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Прямицына Е.А.

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200