Решение от 21.09.2011 г. по иску Фатуевой Ольги Васильевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» и департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.,

при секретаре Мошковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-853 по иску Фатуевой Ольги Васильевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» и департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л :

Фатуева О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (далее ГУ ТО «УСЗН Узловского района») и Департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», имеет необходимый трудовой стаж, что является основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда».

Однако, ГУ ТО «УСЗН Узловского района» отказало ей в этом, полагая, что знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации» не относится к ведомственным знакам отличия и не может являться основанием к присвоению вышеуказанного звания, а Центросоюз России не является органом государственной власти и ведомством.

Ссылаясь на ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, Закон Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО, письмо Минтруда РФ от 07.10.1998г № 5635 КС и позицию КС РФ, считает данный отказ незаконным, просит признать его таковым, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ, обязав ГУ ТО «УСЗН Узловского района» вынести соответствующее решение.

От представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН Узловского района» поступили возражения, в которых он просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что в общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления, утвержденном постановлением Росстандарта России от 30 декабря 1993 года № 294, утверждена структура этих органов. Центросоюз указан в разделе «Объединения предприятий и организаций». Не включен он и в Указ Президента РФ № 725 от 15 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Считает, что система потребкооперации не является ведомством, осуществляющим функции управления какой-либо отраслью, что также следует из содержания ст. 3 Закона РФ «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в РФ», а сам значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» не является ведомственным знаком отличия, так как не учрежден и не выдан органом государственного управления.

От представителя ответчика Департамента социального развития Тульской области поступили возражения относительно заявленных требований по тем же основаниям.

В ходе рассмотрения иска к участию в деле судом в качестве третьего лица привлечен Тульский областной союз потребительских обществ.

В судебном заседании Фатуева О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Узловского района» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица- Тульского областного союза потребительских обществ о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержав заявленные требования.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, а стороны вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением Совета Центросоюза РФ от ДД.ММ.ГГГГ Фатуева О.В. награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», что подтверждается соответствующим удостоверением, копия которого имеется в материалах дела (л.д. 12).

Фатуева О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ ТО «УСЗН Узловского района» с заявлением о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда» на основании имеющейся у нее награды «За добросовестный труд в потребительской кооперации России»(л.д. 29).

Как следует из сообщения ГУ ТО «УСЗН Узловского района» от ДД.ММ.ГГГГ истице в присвоении указанного звания отказано, поскольку знак, которым она награждена не относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 10).

Однако доводы ответчиков суд находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетием возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22 августа 2004 года в указанный Закон внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии ч. 1 ст. 1 этого Закона условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно ч. 2 постановления Администрации Тульской области от 08 мая 2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В нормативных актах РФ отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде». Нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на что ссылаются ответчики, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции.

Согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организации профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг(ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации потребительских обществах и их союзов РФ» от 19 июня 1992 г. № 3085-1).

Таким образом, потребительская кооперация является организованной на уровне РФ системой, имеющей соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.

Данные признаки характеризуют ведомство как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).

Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации № 31 от 26 июля 2002 года «О наградах Центросоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности (п. 1 Положения).

Награждение указанным значком производится Президиумом Совета Центросоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов (п. 2 Положения).

Следовательно, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивается за заслуги и достижения в труде.

При разрешении возникших правоотношений суд принимает во внимание, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации - отраслевым федеральным органом исполнительной власти - значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как ведомственный знак отличия в труде, дающий основание для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организации. Это нашло свое подтверждение в письмах Минтруда РФ от 12 февраля 1996 года № 258-вл, от 07 октября 1998 г. № 5635-КС. Несмотря на отсутствие регистрации этих документов в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивались звания «Ветеран труда», в том числе, и при наличии у них значка «За добросовестный труд в потребительской кооперации».

В первоначальной редакции Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28 февраля 2007г. № 797-ЗТО, под ведомственными знаками отличия в труде понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона), чем конкретизировано понятие «ведомство» и прямо указано на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является уполномоченным центральным органом некоммерческой организации.

Закон Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Произошедшее изменение практики применения п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное, положение по сравнению с теми, кто обращается за его присвоением в настоящее время.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, ограничительное толкование норм Федерального закона от 12 января 1995 года, Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28 февраля 2007 № 797-ЗТО, принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую положение этих работников, противоречит как смыслу этих Законов, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому является неправомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

Фатуева О.В. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, что подтверждается трудовой книжкой, справкой УПФР (ГУ) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (л.д. 13-16,44).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Фатуевой Ольги Васильевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» и департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» об отказе Фатуевой Ольге Васильевне в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным.

Признать за Фатуевой Ольгой Васильевной право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» вынести соответствующее решение о присвоении Фатуевой Ольге Васильевне с ДД.ММ.ГГГГ звания «Ветеран труда».

Взыскать с ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Фатуевой Ольги Васильевны <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий В. А. Румянцева

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200