Решение от 3.10.2011 г. по иску Алексеевой Нины Алексеевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» и Департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.,

при секретаре Мошковой Н.И.,

с участием истца Алексеевой Н.А.,

представителя ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-854 по иску Алексеевой Нины Алексеевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» и Департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л :

Алексеева Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (далее ГУ ТО «УСЗН Узловского района») и Департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», имеет необходимый трудовой стаж, что является основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда».

Однако, ГУ ТО «УСЗН Узловского района» отказало ей в этом, полагая, что знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации» не относится к ведомственным знакам отличия и не может являться основанием к присвоению вышеуказанного звания, а Центросоюз России не является органом государственной власти и ведомством.

Ссылаясь на ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, Закон Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО, письмо Минтруда РФ от 07.10.1998г № 5635 КС и позицию КС РФ, считает данный отказ незаконным, просит признать его таковым, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ, обязав ГУ ТО «УСЗН Узловского района» вынести соответствующее решение, а также взыскать с ответчиков госпошлину в размере <данные изъяты>.

От представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН Узловского района» поступили возражения, в которых он просит в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что в общероссийском классификаторе органов государственной власти и управления, утвержденном постановлением Росстандарта России от 30 декабря 1993 года № 294, утверждена структура этих органов. Центросоюз указан в разделе «Объединения предприятий и организаций». Не включен он и в Указ Президента РФ № 725 от 15 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Считает, что система потребкооперации не является ведомством, осуществляющим функции управления какой-либо отраслью, что также следует из содержания ст. 3 Закона РФ «О потребительской кооперации(потребительских обществах, их союзах) в РФ», а сам значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» не является ведомственным знаком отличия, так как не учрежден и не выдан органом государственного управления.

От представителя ответчика Департамента социального развития Тульской области поступили возражения относительно заявленных требований по тем же основаниям.

В судебном заседании Алексеева Н.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Узловского района» по доверенности Котова В.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица- Тульского областного союза потребительских обществ о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддержав заявленные требования.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, а стороны вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав истца, представителя ответчика ГУ ТО «УСЗН Узловского района», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из удостоверения, копия которого имеется в материалах дела, постановлением Совета Центросоюза РФ от ДД.ММ.ГГГГ Алексеева Н.А. награждена знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России»(л.д. 17).

Как следует из сообщения ГУ ТО «УСЗН Узловского района» от ДД.ММ.ГГГГ истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ ТО «УСЗН Узловского района» с заявлением о выдаче ей удостоверения «Ветеран труда» на основании имеющейся у нее награды «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в чем ей было отказано, поскольку эта награда не относится к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 10).

Однако доводы ответчиков суд находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетием возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22 августа 2004 года в указанный Закон внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28 февраля 2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии ч. 1 ст. 1 этого Закона условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно ч. 2 постановления Администрации Тульской области от 08 мая 2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

В нормативных актах РФ отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде». Нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с чем применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти, на что ссылаются ответчики, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции.

Согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организации профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг(ст. 1 Закона РФ «О потребительской кооперации потребительских обществах и их союзов РФ» от 19 июня 1992 г. № 3085-1).

Таким образом, потребительская кооперация является организованной на уровне РФ системой, имеющей соответствующие органы управления, координирующие деятельность потребительских обществ и союзов. Вышестоящей организацией в потребительской кооперации является Центросоюз РФ.

Данные признаки характеризуют ведомство как орган, возглавляющий и обслуживающий определенную отрасль экономики (народное хозяйство).

Постановлением Совета Центросоюза Российской Федерации № 31 от 26 июля 2002 года «О наградах Центросоюза РФ» утверждено Положение о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», в соответствии с которым названным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности (п. 1 Положения).

Награждение указанным значком производится Президиумом Совета Центросоюза на основании решений советов, президиумов советов республиканских, краевых, областных потребсоюзов (п. 2 Положения).

Следовательно, значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» присваивается за заслуги и достижения в труде.

При разрешении возникших правоотношений суд принимает во внимание, что до июня 2008 года Министерством труда Российской Федерации - отраслевым федеральным органом исполнительной власти - значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации» рассматривался как знак отличия в труде, дающий основание для присвоения звания «Ветеран труда», на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организации. Это нашло свое подтверждение в действующем до настоящего времени письме Министерства труда и социального развития РФ от 15 сентября 1997 г. № 4545-ск «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», а также в ранее действовавших письмах Минтруда РФ от 12 февраля 1996 года № 258-вл, от 07 октября 1998 г. № 5635-КС, применявшихся при решении вопросов о присвоении указанного звания.

В первоначальной редакции Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28 февраля 2007г. № 797-ЗТО, под ведомственными знаками отличия в труде понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п.п. 1 п. 3 ст. 3 Закона), чем конкретизировано понятие «ведомство» и прямо указано на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций.

Закон Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО не изменил основания и порядок присвоения звания, предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.

Произошедшее изменение практики применения п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное, положение по сравнению с теми, кто обращается за его присвоением в настоящее время.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, ограничительное толкование норм Федерального закона от 12 января 1995 года, Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28 февраля 2007 № 797-ЗТО, принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую положение этих работников, противоречит как смыслу этих Законов, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому является неправомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

Алексеева Н.А. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, в связи с чем таковая ей и назначена, что подтверждается трудовой книжкой, справкой Узловского <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и справкой УПФР в г. Узловая и Узловском районе (л.д. 13-16, 50).

Требования истца о признании решения об отказе в присвоении звания незаконным и понуждении вынести решение о присвоении такого звания с определенной даты являются излишними, поскольку признание права на присвоение звания подразумевает под собой незаконность решения об отказе в этом, а присвоение указанного звания не связано в соответствии с действующими нормативными актами с датой обращения гражданина с соответствующим заявлением.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Алексеевой Нины Алексеевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» и департаменту социального развития Тульской области о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» удовлетворить.

Признать за Алексеевой Ниной Алексеевной право на присвоение звания «Ветеран труда», обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» вынести соответствующее решение.

Взыскать с ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Алексеевой Нины Алексеевны <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий В. А. Румянцева

Решение не вступило в законную силу.