решение от 17.10.2011г. по иску Семочкиной Татьяны Борисовны к ГУ Тульской области `Управление социальной защиты населения Узловского района` о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании назначения ежемесячной денежной выплаты



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Прямицыной Е.А.,

при секретаре Зайцевой Н.О.,

с участием истца Семочкиной Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 932/2011 по иску Семочкиной Татьяны Борисовны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании назначения ежемесячной денежной выплаты,

установил:

Семочкина Т.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» об обязании назначения ежемесячной денежной выплаты, ссылаясь на то, что она является ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ и имеет удостоверение «Ветеран труда».

По мнению истца, она как ветеран труда в силу ст. ст. 1, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» имеет право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, ей было отказано по тем основаниям, что она не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии.

Полагает отказ в предоставлении ежемесячной денежной выплаты незаконным, указывая, что нормы вышеназванного Закона не связывают возникновение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты с наступлением пенсионного возраста.

По изложенным основаниям Семочкина Т.Б. просит обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить ей ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

В процессе судебного разбирательства Семочкина Т.Б. уточнила требования искового заявления, просила признать за ней как ветераном труда право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», остальные требования поддержала.

В судебном заседании Семочкина Т.Б. требования заявления с учетом уточнения поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Узловского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка, находящаяся в материалах дела, причину неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заместитель директора департамента Краюшкин И.А. представил письменный отзыв на исковое заявление Семочкиной Т.Б., в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что одна из мер социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата, выделена в законе Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством. Однако нельзя руководствоваться ст. 7 данного Закона, на которую ссылается истец в обоснование своих требований, без учета ст. 3 Закона, поскольку круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по названным статьям должен совпадать с кругом лиц, имеющим право на льготы в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Поскольку истец не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 55 лет, правовых оснований для предоставления ей указанной меры социальной поддержки не имеется.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав истца Семочкину Т.Б., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размером по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерация иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной поддержки указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе правового разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО « О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда были отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований о предоставление мер социальной поддержки, истец сослалась на то, что она с ДД.ММ.ГГГГ является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда», а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, в чем ей было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных Семочкиной Т.Б. требований, суд установил, что изложенные истцом обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании копией удостоверения «Ветеран труда» серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Как следует из материалов дела, Семочкина Т.Б. в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот день было принято ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района», но в удовлетворении данного требования истцу было отказано (л.д. 12-15).

Данный отказ суд считает неправомерным исходя из следующего.

В силу статьи 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, таких как наличие определенного возраста или получение какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства Семочкиной Т.Б. доказан факт наличия у нее как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому ее требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года подлежат удовлетворению.

Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужило то, что Семочкина Т.Б. не достигла пенсионного возраста, при наличии которого Закон Тульской области предусматривает право на получение таких льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных жителей Тульской области», поскольку данный Закон не связывает получение меры социальной поддержки, на которую претендует истец, с достижением пенсионного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (в ред. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Узловского района», изложенные в отказе о предоставлении ЕДВ, о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениям Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении».

Суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области» и другими нормативными правовыми актами.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки, органами социальной защиты ему неправомерно отказано в предоставлении названной выше льготы, суд считает, что требования Семочкиной Т.Б. в назначении ей с ДД.ММ.ГГГГ как ветерану труда ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Семочкиной Татьяны Борисовны к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании назначения ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.

Признать за Семочкиной Татьяной Борисовной как ветераном труда право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить и выплачивать Семочкиной Татьяне Борисовне ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Прямицына

Решение не вступило в законную силу.