решение от 12.10.2011г. по иску Серегина Владимира Семеновича, Серегиной Светланы Павловны к администрации МО Узловский район, администрации МО рабочий поселок Дубовка Узловского района о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Прямицыной Е.А.,

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием представителя истцов Серегина В.С., Серегиной С.П. по доверенности Маслова А.К.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Герасимовой Е.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района по доверенности Кузьминой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–868/2011 по исковому заявлению Серегина Владимира Семеновича, Серегиной Светланы Павловны к администрации муниципального образования Узловский район, администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Серегин В.С., Серегина С.П. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Узловский район, администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2, Серегину В.С., ФИО3 на основании решения исполнительного комитета Дубовского поселкового Совета депутатов трудящихся предоставлена квартира <адрес> Документы о предоставлении квартиры в архиве не сохранились. В настоящее время на регистрационном учете в данной квартире состоят истец, ставший нанимателем квартиры после смерти родителей, и его супруга Серегина С.П. с ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы города и района № 691 от 14.09.2001 г. жилой дом <адрес> был признан ветхим, непригодным для постоянного проживания, и включен в областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002-2010 годы». Согласно акту межведомственной комиссии № 231 от 05.09.2001 г. фактический износ дома составил 63%. В заключении комиссия пришла к выводу, что капитальный ремонт и реконструкция жилого дома нецелесообразны, дом подлежит списанию, жители дома – переселению в дома, соответствующие санитарно-техническим нормам.

Позднее постановлением Главы администрации муниципального образования Узловский район № 1221 от 23.11.2007 г. жилой дом <адрес> признан аварийным, непригодным для постоянного проживания.

Указывают, что с 2007 года в квартире не проживают в связи с невозможностью проживания, однако, оплачивают квартплату и коммунальные услуги, проживают на условиях найма в другом жилом помещении. В период 2008-2010 г. часть жителей дома переселены в другие благоустроенные квартиры, однако, их обращения к ответчикам по вопросу переселения положительного результата не дали, очередь на получение жилья, в которой состоит Серегин В.С. с составом семьи 2 человека, значится под . Какого-либо иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеют.

По изложенным основаниям, ссылаясь на обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 г., нормы ЖК РФ, Серегин В.С., Серегина С.П. просят предоставить им во внеочередном порядке квартиру, равнозначную по общей площади <данные изъяты> кв.м. <адрес>.

В судебное заседание истцы Серегин В.С., Серегина С.П. не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истцов Серегиных В.С., С.П. по доверенности Маслов А.К. требования своих доверителей поддержал, просил удовлетворить, ссылаясь на то, что имеются правовые основания для предоставления вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ благоустроенного жилья Серегиным В.С., С.П., равнозначного по общей площади ранее занимаемому, поскольку Серегин В.С. состоит на очереди на получение жилого помещения с составом семьи 2 человека, дом, в котором они зарегистрированы, признан ветхим, непригодным для проживания, более того, аварийным, несмотря на то, что постановление, которым дом был признан аварийным, впоследствии отменено. Основанием для отмены явилось не снятие с дома статуса аварийного, а вызвано лишь необходимостью принятия такого постановления тем муниципальным образованием, в собственность которого передан указанный дом. Кроме того, его доверители какого-либо иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма не имеют, участия в приватизации не принимали. По мнению представителя истцов Серегиных В.С., С.П. по доверенности Маслова А.К., ответчиками проигнорирована областная целевая программа по переселению граждан из ветхого жилого фонда. При этом представитель истцов считает необходимым возложить обязанность по предоставлению его доверителям жилого помещения на ответчиков в солидарном порядке, поскольку, несмотря на имеющийся акт приема-передачи <адрес>, администрация муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района не зарегистрировала право собственности на указанную квартиру, т.е., по мнению представителя, юридически собственником не является.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Герасимова Е.В. в судебном заседании требования Серегиных В.С, С.П. в части возложения обязанностей по обеспечению их жилым помещением на администрацию муниципального образования Узловский район не признала, просила в удовлетворении требований к администрации муниципального образования Узловский район отказать, ссылаясь на то, что квартира, в которой зарегистрированы истцы, передана в собственность муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского район по акту приема-передачи от 19.05.2010 г.

В соответствии со ст. 5 Закона Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» право собственности на имущество возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи. В связи с этим обязанность по предоставлению жилья истцам должна быть возложена именно на администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района.

Представитель ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района по доверенности Кузьмина Н.А. в судебном заседании требования истцов признала, при этом пояснила, что возможности обеспечения жилым помещением истцов у администрации не имеется, поскольку строительство новых домов не ведется, свободных квартир во вторичном жилом фонде также нет.

Представитель третьего лица ООО УК «Жилкомхоз» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. И.о. директора общества Белобрагина Н.Б. представила письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истцов Серегина В.С., Серегиной С.П. по доверенности Маслова А.К., представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Герасимову Е.В., представителя ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района по доверенности Кузьмину Н.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Серегин В.С. является нанимателем <адрес> и состоит на регистрационном учете в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, вместе с ним на регистрационном учете в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ состоит его жена Серегина С.П., что подтверждается поквартирной карточкой «Жилкомхоз» участок от ДД.ММ.ГГГГ, справками МУП «Управляющая компания» , от ДД.ММ.ГГГГ, родственные отношения подтверждены свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 26, 27, 43).

Из копии финансово-лицевого счета ООО УК «Жилкомхоз» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что наниматель Серегин В.С. оплачивает содержание жилья – <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 25).

Как следует из архивной справки администрации муниципального образования Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ , в документальных материалах архивного фонда Исполнительного Комитета Узловского городского Совета депутатов трудящихся за 1967 год сведения о выделении жилой площади ФИО1 по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 46).

Учитывая установленные обстоятельства, несмотря на отсутствие документов, подтверждающих выделение указанной квартиры Серегиным, суд приходит к выводу, что истцы фактически проживают в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, что ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.

Постановлением главы муниципального образования «Город Узловая и Узловский район» от 14.09.2001 г. № 691 жилой <адрес>, 1943 года постройки, имеющий 63% износа, включен в перечень жилых зданий и жилых помещений по г. Узловая и Узловскому району, непригодных для постоянного проживания (л.д. 68-69).

Согласно акту № 231 от 05.09.2001 г. о признании жилого здания (жилого помещения) непригодным для проживания указанный жилой дом отнесен к категории непригодных для проживания, в связи с нецелесообразностью проведения капитального ремонта и реконструкции дом подлежал списанию, жильцы должны быть переселены в дома, соответствующие санитарно-техническим нормам (л.д. 70).

Постановлением главы администрации муниципального образования Узловский район № 1221 от 23.11.2007 г. «Об утверждении перечня аварийного жилого фонда» указанный дом включен в перечень аварийного муниципального фонда по муниципальному образованию Узловский район (л.д. 71).

02 августа 2011 г. данное постановление признано утратившим силу постановлением администрации муниципального образования Узловский район № 763 (л.д. 72).

Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 30.03.2011 г. № 308 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Узловский район от 15.07.2009 г. № 615 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Узловскому району Тульской области на 2009-2012 годы» <адрес> включен в программу переселения на 2009-2013 годы (л.д. 85-96).

По сведениям администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ Серегин В.С. состоит в списках очередности на получение жилой площади по Дубовской поселковой администрации с составом семьи 2 человека, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди (л.д. 24).

Установленные судом обстоятельства сторонами не оспаривались.

Разрешая требование Серегиных В.С. и С.П. о предоставлении им во внеочередном порядке равнозначного ранее занимаемому благоустроенного жилого помещения, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Судом установлено, что жилое помещение, занимаемое семьей Серегиных В.С. и С.П., признано в установленном порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежит, истцы состоят в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении, иного жилого помещения на праве собственности не имеют, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Тульской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Тульский филиал (л.д. 18-21), в связи с чем имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с приведенными нормами материального права.

При этом признание утратившим силу постановления главы администрации муниципального образования Узловский район № 1221 от 23.11.2007 г. «Об утверждении перечня аварийного жилого фонда» не имеет правового значения при разрешении спора, поскольку вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, что установлено в судебном заседании в отношении жилого помещения, занимаемого истцами, и сторонами не оспаривалось.

При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).

Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Разрешая вопрос о технических характеристиках жилого помещения, суд приходит к выводу, что поскольку жилое помещение семье Серегиных В.С. и С.П. подлежит предоставлению не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для проживания, то предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 89 ЖК РФ, т.е. быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей и жилой площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Как следует из выкопировки плана <адрес> из технического паспорта жилого <адрес>, поэтажного плана квартиры, экспликации к плану, квартира состоит из одной комнаты и кухни, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., в том числе, жилая – <данные изъяты> кв.м., кухня – <данные изъяты> кв.м. (л.д. 23, 98-99).

Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу, что Серегиным В.С. и С.П. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому ими жилому помещению - <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.

Разрешая вопрос возложения бремени ответственности по предоставлению Серегиным В.С., С.П. жилого помещения по договору социального найма, проверяя доводы представителя истцов о солидарной ответственности муниципальных образований, суд приходит к следующему.

По смыслу ст. 60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения по договору социального найма может выступать исключительно собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.

Вместе с тем, порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10.11.2010 г. № 1494-ЗТО).

Согласно ст. 1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В силу ст. 5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.

В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 25.02.2010 г. № 172 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Узловский район, между муниципальным образованием Узловский район и вновь образованными в его границах поселениями», утверждены перечни имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Узловский район в собственность вновь образованных в его границах поселений, в том числе, муниципального образования рабочий поселок Дубовка. Согласно приложению № 2 к указанному постановлению, в собственность муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района передана <адрес>, расположенная в <адрес> (л.д. 51, 52).

Как следует из акта приема-передачи № 971/10 от 19.05.2010 г. данная квартира передана муниципальному образованию рабочий поселок Дубовка Узловского района на основании вышеуказанного постановления администрации Тульской области от 25.02.2010 г. № 172, соответствующими сторонами акт подписан (л.д. 73-75).

В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района от 26.09.2011 г. <адрес> находится в реестре муниципального имущества муниципального образования рабочий поселок Дубовка (л.д. 103).

Таким образом, жилищный фонд, находящийся на территории муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, находится в муниципальной собственности данного поселения.

Ссылку представителя истцов по доверенности Маслова А.К. на то, что в установленном порядке право собственности на указанную квартиру муниципальным образованием рабочий поселок Дубовка не зарегистрировано, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Тульской области, в связи с чем юридически данное муниципальное образование собственником данного жилого помещения не является, нельзя признать состоятельной, поскольку возникновение права собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО, обусловлено подписанием сторонами акта приема-передачи имущества.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, относятся к компетенции муниципальных поселений.

Принимая во внимание, что муниципальный жилищный фонд, находящийся на территории муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района был передан в ведение данного муниципального поселения, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцам жилья должна быть возложена именно на муниципальное поселение, учитывая наличие у него соответствующих полномочий, установленных ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Серегина Владимира Семеновича, Серегиной Светланы Павловны к администрации муниципального образования Узловский район, администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района предоставить Серегину Владимиру Семеновичу, Серегиной Светлане Павловне вне очереди жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому ими жилому помещению - <адрес>, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.

В удовлетворении требований Серегина Владимира Семеновича, Серегиной Светланы Павловны к администрации муниципального образования Узловский район о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.