Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 1 ноября 2011 года город Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Казгалеевой М.И., при секретаре Грушихине А.В., с участием истца Жигаловой Г.А., представителя ответчика по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-993 по иску Жигаловой Г.А. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, у с т а н о в и л: Жигалова Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, указывая следующее. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР в г.Узловая) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставив пакет документов, в том числе, справку о проживании по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Решением Комиссии Пенсионного фонда РФ в г.Узловая № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточным возрастом для назначения пенсии по основаниям ст.ст.33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Считает решение комиссии незаконным, поскольку общеустановленный ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионный возраст для женщин – 55 лет – может быть снижен при наличии льгот, предусмотренных ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала на территории зоны с правом на отселение, а всего 6 лет 8 месяцев 27 дней, в связи с чем по основаниям ст. 33 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 2 года. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть в течение 13 лет 7 месяцев 22 дней, проживает и работает в зоне с льготным социально–экономическим статусом, что дает ей право на пенсионное обеспечение со снижением пенсионного возраста на 2 года. В уточненном исковом заявлении указывала, что она достигла возраста ДД.ММ.ГГГГ год, имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года и назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в УПФР г. Узловая. Просила признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и Узловском районе Тульской области незаконным, обязав назначить ей трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 4 года с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Жигалова Г.А. поддержала заявленные исковые требования, дополнив их требованием о взыскании с ответчика расходов по уплате госпошлины в размере 400 руб. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании полагала, что требования о снижении пенсионного возраста не подлежат удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено, в связи с чем просила отказать в удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии. Указывала, что права на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину ни за проживание (работу) в зоне с правом на отселение, ни за проживание (работу) в зоне с льготным социально-экономическим статусом и за проживание в зоне с правом на отселение, ни за проживание в зоне чину истица не имеет, истица не имеет. Возраст выхода истицы на пенсию может быть снижен на 2 года за проживание в зоне с правом на отселение, либо на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Выслушав истицу Жигалову Г.А., представителя ответчика по доверенности Кокареву В.С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденному Распоряжением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 года № 237-р, территории пос.Каменецкий Узловского района Тульской области и города Узловая были отнесены к зоне с правом на отселение. С принятием с 01 февраля 1998 года Постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус территорий пос.Каменецкий Узловского района, а также города Узловая, был изменен, они стали относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Как установлено судом и следует из материалов дела, Жигалова Г.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, и продолжает проживать с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой ООО «Жилкомхоз», участок №. Таким образом, проживание Жигаловой Г.А. в зоне с правом на отселение составляет 6 лет 8 месяцев 27 дней, проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом - 13 лет 7 месяцев 22 дня. Наличие у истицы трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось. При этом истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на <данные изъяты> расположенных на территории города Узловая, отнесенной в период до ДД.ММ.ГГГГ к зоне с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ – к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 2 года. В силу положений п. 8 ст.13, ст.34, 35 Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года. ДД.ММ.ГГГГ Жигалова Г.А. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о назначении трудовой пенсии по старости. Протоколом заседания комиссии Управления ПФР в г. Узловая № от ДД.ММ.ГГГГ установлен недостаточный возраст Жигаловой Г.А. для назначения трудовой пенсии по старости. Решением Управления ПФР в г. Узловая № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста. Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по следующим основаниям. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 5 лет. Согласно положениям ст.ст.33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Жигалова Г.А. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации « № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Жигалова Г.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта. ДД.ММ.ГГГГ ей исполнился ДД.ММ.ГГГГ год. Право на получение пенсии у истицы возникло ДД.ММ.ГГГГ. За назначением трудовой пенсии по старости она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия Жигаловой Г.А. может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ. Доводы представителя Управления ПФР в г. Узловая об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истицы, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию (либо работе) на загрязненной территории, отнесенной к одной категории, несостоятельны по следующим основаниям. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает отказ ответчика в назначении Жигаловой Г.А. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у последней достаточного возраста не основанным на законе, а заявленные исковые требования – подлежащими удовлетворению. В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Жигаловой Г.А. удовлетворить. Признать решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Жигаловой Г.А. досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Жигаловой Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Жигаловой Г.А. в возврат госпошлины 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Узловский городской суд в течение 10 дней, со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Решение не вступило в законную силу.
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст.10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».