РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 ноября 2011 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Зари А.В., при секретаре Калининой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1010 по иску Маркина С.В. к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на получение указанного звания и его присвоение, установил: Маркин С.В. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Узловая» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Вместе с заявлением Маркин С.В. предоставил в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Узловая» пакет документов, перечень которых был определён сотрудником данной организации. ДД.ММ.ГГГГ Маркин С.В. получил на руки письмо из ГУ ТО «Управление социальной защиты населения г. Узловая» от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащее отказ в присвоении звания «Ветеран труда». Считает данное решение незаконным и необоснованным. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными актами субъектов РФ. В соответствии с п.3 ст.2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют следующие документы: подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти Российской Федерации либо уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций, в системе которых осуществлялась профессиональная деятельность (в штате которых состояли и получали заработную плату); подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. В связи с чем, при подаче заявления на присвоение звания «Ветеран труда» им были представлены: наградное удостоверение медалью « За службу» III степени, приказ Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ксерокопия трудовой книжки и справка о стаже. Как сотрудник УИС, Маркин С.В. полагает, что имеет право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части 4 статьи 1. Маркин С.В. также полагает, что как пенсионер УИС в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 5 закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», имеет право на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. Согласно трудовой книжки, его общий трудовой стаж в календарном исчислении составляет 22 года 1 месяц 1 день, в льготном исчислении 27 лет 9 месяцев 22 дня. В связи с этим Маркин С.В. полагает, что требование УСЗН к лицам, претендующим на присвоение звания «Ветеран труда» на необходимый трудовой стаж (но не выслугу лет для назначения пенсии), в том числе и для военнослужащих продолжительностью в календарном порядке 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин и ссылка на Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», по отношению к военнослужащим необоснованна. Маркин С.В. полагает, что решение УСЗН об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» является незаконным, ущемляющим его права и противоречащим действующему законодательству. Просит суд признать незаконным решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда», а также признать за ним право на получение звания «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ На исковое заявление Маркина С.В. от третьего лица по иску поступили письменные возражения, из которых следует, что согласно статье 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии со статьей 2 Закона № 797-ЗТО лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», представляют следующие документы: подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. То есть законодатель в части 2 статьи 2 Закона № 797-ЗТО определил, что у претендента на звание «Ветеран труда» должны быть: трудовой стаж, подтвержденный документами; длительность указанного трудового стажа должна соответствовать стажу, необходимому для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Истец отождествляет понятия «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет» и «выслугу на службе в учреждениях уголовно-исполнительной системы», учитываемую при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Вторым условием присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием государственных или ведомственных наград за трудовые отличия является наличие у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. При применении данной нормы Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» используется терминология утратившего силу с 1 января 2002 года Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», поскольку в ныне действующем Федеральном законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вместо понятия «трудовой стаж» используется понятие «страховой стаж», а пенсия за выслугу лет не упоминается вовсе, так как она предусмотрена только за государственную службу. В соответствии со статьей 10 Закона № 340-1 для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж (то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении): мужчинам - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам - не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Наличие указанной продолжительности трудовой деятельности давало гражданам право на присвоение звания «Ветеран труда». Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 340-1 приобретали граждане в связи с длительным занятием следующими видами трудовой деятельности: работники на подземных и открытых горных работах (статья 78); в связи с работой на судах флота рыбной промышленности, морского и речного флота (статья 78.1); в связи с работой в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (статья 78.2); в связи с работой в гражданской авиации (статья 79); в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (статья 80); в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа (статья 81); в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах (статья 82). Сотрудникам силовых ведомств с учетом трудового стажа пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом № 340-1 никогда не назначалась. Пенсионное обеспечение данной категории граждан осуществлялось в соответствии с Законом № 4468-1 при наличии выслуги на службе, а не трудового стажа. Вместе с тем статьей 90 Закона № 340-1 военная служба и другая, приравненная к ней служба, включалась в общий трудовой стаж. На основании этого при наличии стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) в соответствии с Законом № 340-1 пенсионеры из числа сотрудников силовых ведомств имели право претендовать на присвоение звания «Ветеран труда». В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 173-ФЗ и пунктом 37 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом № 4468-1, засчитывается в страховой стаж в календарном исчислении в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности. В статье 30 Федерального закона № 173-ФЗ содержатся правовые нормы, связанные с необходимостью наличия у гражданина общего трудового стажа и регулирующие учет пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, то есть до вступления нового пенсионного законодательства. Под общим трудовым стажем в статье 7 Федерального закона № 173-ФЗ понимается 25 лет - у мужчин, и 20 лет - у женщин. Таким образом, для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости», учитывается трудовой стаж 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. Имеющийся у истца трудовой стаж не является достаточным для присвоения ему звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения. Просит суд в удовлетворении заявленных истцом требований отказать в полном объёме. Истец Маркин С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен должным образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен должным образом. Причина неявки суду неизвестна. Представитель третьего лица Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие, а также вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд, изучив мнения истца и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Маркина С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого определены категории ветеранов, включая ветеранов труда. Отношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы в статье 7 названного Федерального закона, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. В целях реализации этих положений Федерального закона Тульской областной Думой принят закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО). В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. В силу положений ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В судебном заседании установлено, что истец имеет трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет (27 лет 9 месяцев 22 дня), что подтверждается копией справки УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и копией трудовой книжки. Маркин С.В. награжден медалью «За службу» 3 степени, что подтверждается копией удостоверения. Таким образом, Маркин С.В. награжден ведомственными знаками отличия в труде. В сентябре 2011 года Маркин С.В. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», и представил все необходимые документы. Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Маркину С.В. звания «Ветеран труда» послужило то обстоятельство, что согласно представленным документам его общий трудовой стаж составил менее 25 лет, то есть истец не выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. С данными утверждениями ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям. Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 160-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечений» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации. Статья 2 названного выше Федерального закона РФ предусматривает, Статьей 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» - лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет. Выслуга лет Маркина С.В. в календарном исчислении составляет 22 года 1 месяц 1 день, в льготном исчислении - 27 лет 9 месяцев 22 дня. Вышеизложенное свидетельствует о том, что истец Маркин С.В. в настоящее время имеет право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц» от 12.02.1993 г. № 4468-1, то есть возможность реализации права на государственное пенсионное обеспечение, что соответствует основаниям возникновения права на пенсию и порядку ее назначения, предусмотренными положениями Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Определяя стаж истца Маркина С.В. достаточным для присвоения звания «Ветеран труда», суд учитывает также положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П, раскрывающие конституционно - правовой смысл понятий «пенсия за выслугу лет» и «выслуга лет». Так, Конституционный Суд РФ в указанном постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечёт обязанности прекратить её. При указанных обстоятельствах, суд считает, что у истца Маркина С.В. имеются основания для присвоения звания «Ветеран труда». Согласно ч. 2 Постановления Администрации Тульской области от 8.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца. Таким образом, поскольку Маркин С.В. награжден ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд находит его требования о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» обоснованными и подлежащими удовлетворению. Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» создано в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Узловского района Тульской области. Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что обязанность по выдаче Маркину С.В. удостоверения «Ветеран труда» необходимо возложить на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района». Доводы третьего лица, изложенные в возражениях, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются установленными в ходе рассмотрения дела обстоятельствами. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ входят госпошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : исковые требования Маркина С.В. удовлетворить. Признать отказ Государственного учреждения Тульской области Признать за Маркиным С.В. право на присвоение звания «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» присвоить Маркину С.В. звание «Ветеран труда» и выдать ему удостоверение «Ветеран труда». Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Маркина С.В. в возврат уплаченной государственной пошлины 200 рублей. На решение может быть подана кассационная жалоба в Тульский областной суд в течение 10 дней путем ее подачи в Узловский городской суд Тульской области. Председательствующий А.В. Заря Решение не вступило в законную силу.
что военнослужащие - это граждане, проходившие военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту
или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных
Силах Российской Федерации и Объединенных Вооружений Силах
Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе
Российской Федерации и органах, и организациях Пограничной службы
Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации
федеральных органах правительственной связи и информации, войск
гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности
пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах
внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях
Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством
Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава,
проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службе, прокурорские работники,
сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники
налоговой полиции, органов по контролю над оборотом наркотических средств,
психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-
исполнительной системы.
государственном пенсионном обеспечении» установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению и данной нормой предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к которым относится истец Маркин С.В.
«Управление социальной защиты населения Узловского района» в присвоении Маркину С.В. звания «Ветеран труда» незаконным.