Решение от 23.11.2011 г. по иску Тимохиной Л.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную государственную пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Казгалеевой М.И.,

при секретаре Грушихине А.В.,

с участием истца Тимохиной Л.Н.,

представителя ответчика по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1061 по иску Тимохиной Л.Н. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную государственную пенсию,

у с т а н о в и л:

Тимохина Л.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и обязании назначить досрочную государственную пенсию.

При этом указывала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР в г.Узловая) за назначением досрочной государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.ст.33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала на территории зоны с правом на отселение, всего в течение 5 лет 6 месяцев 8 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые три года проживания в этой зоне, а всего на три года. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть в течение 13 лет 7 месяцев 28 дней, она проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право на пенсионное обеспечение со снижением пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности, всего на 3 года.

Также указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на территории зоны с правом на отселение.

Решением Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г.Узловая от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии по причине недостаточности возраста для назначения пенсии, предусмотренного ст.ст.33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а суммирование льгот вышеназванным законом не предусмотрено.

Считала, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, однако ДД.ММ.ГГГГ она достигла возраста ДД.ММ.ГГГГ год, в УПФР <адрес> по вопросу назначения пенсии обратилась ДД.ММ.ГГГГ, поэтому имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года и назначение ей досрочной государственной пенсии по старости с момента обращения.

Просила признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области незаконным, обязав назначить ей государственную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 4 года с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Тимохина Л.Н. поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме. Уточнила период работы на территории зоны с правом на отселение - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании полагала, что требования о снижении пенсионного возраста не подлежат удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено, в связи с чем в удовлетворении требований о назначении досрочной государственной пенсии просила отказать. Указывала, что права на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину ни за проживание (работу) в зоне с правом на отселение, ни за проживание (работу) в зоне с льготным социально-экономическим статусом и за проживание в зоне с правом на отселение, ни за проживание в зоне чину истица не имеет, истица не имеет. Возраст выхода истицы на пенсию может быть снижен на дополнительную величину: 1 год за проживание в зоне с правом на отселение, либо на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть приобретет право на пенсионное обеспечение в 52 года.

Выслушав истицу Тимохину Л.Н., представителя ответчика по доверенности Татаринову Н.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела усматривается, что Тимохина Л.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о назначении досрочной государственной пенсии по старости (л.д.26).

Протоколом заседания комиссии Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ установлен недостаточный возраст Тимохиной Л.Н. для назначения государственной пенсии по старости (л.д.11-13).

Решением Управления ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (л.д.10).

Суд не может признать протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области законными и обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ст.10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечаний к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденному Распоряжением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 года № 237-р, территории города Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение.

С принятием 01 февраля 1998 года Постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус территории города Узловая был изменен, она стала относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тимохина Л.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается справкой ООО «Жилкомхоз», участок (л.д.21).

Таким образом, проживание Тимохиной Л.Н. в зоне с правом на отселение составляет 5 лет 6 месяцев 8 дней, проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом - 13 лет 7 месяцев 28 дней.

При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты> <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отделе <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в <данные изъяты> ИП ФИО1, расположенных на территории города Узловая, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.18-20).

Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 1 год.

В силу положений п. 8 ст.13, ст.34, 35 Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 4 года. Таким образом, суд полагает, что право на пенсионное обеспечение истица приобрела ДД.ММ.ГГГГ.

По изложенным основаниям суд не может согласиться с мнением Управления ПФР в г. Узловая о том, что право на пенсионное обеспечение истица приобретет в 52 года, а также об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истицы, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что Тимохина Л.Н. имеет право на досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 4 года.

Таким образом, отказ ответчика в назначении Тимохиной Л.Н. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последней достаточного возраста является не основанным на законе, а заявленные исковые требования – подлежащими удовлетворению.

При этом суд не может признать состоятельными доводы Тимохиной Л.Н. о наличии у неё права на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину, как по ст.33, так и по ст.34 Закона РФ от 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих факт её пребывания в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с определенным уровнем загрязнения, независимо от времени пребывания на указанной территории.

Судом установлено, что проживание и работа истицы как в зоне с правом на отселение, так и в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ места не имели.

Наличие у истицы трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Право у Тимохиной Л.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, на досрочную государственную пенсию по старости возникло ДД.ММ.ГГГГ с достижением возраста ДД.ММ.ГГГГ год. За назначением государственной пенсии по старости она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.3 ст.196 ГПК РФ суд считает, что пенсия Тимохиной Л.Н. может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Тимохиной Л.Н. удовлетворить.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Тимохиной Л.Н. досрочной государственной пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Тимохиной Л.Н. досрочную государственную пенсию старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Узловский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.