Решение от 13 декабря 2011 года по иску Акулиничева Александра Михайловича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки и взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.,

при секретаре Мошковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1105 по иску Акулиничева Александра Михайловича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки и взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Акулиничев А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (далее – ГУ ТО УСЗН Узловского района) о признании права на получение мер социальной поддержки и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что является инвалидом второй группы с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что, как инвалид, в силу ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181 «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» имеет право на меры социальной поддержки, в частности на получение льгот в размере 50 процентов на оплату жилья и коммунальных услуг, которые с ДД.ММ.ГГГГ ему не предоставляются.

Обратившись к ответчику с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, получил разъяснение о приостановке предоставления указанных мер с ДД.ММ.ГГГГ в связи с нахождением в местах лишения свободы на основании п. 43 Положения о порядке назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение, коммунальные услуги и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года №30.

Просил признать указанные действия ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» незаконными, обязав ответчика выплатить ему <данные изъяты> компенсации 50% оплаты расходов за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, а также судебные расходы в сумме <данные изъяты>.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил признать действия ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по прекращению ему ежемесячной денежной выплаты по оплате расходов за жилое помещение и коммунальные услуги с ДД.ММ.ГГГГ незаконными и обязать ответчика выплатить ему <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве компенсации 50% оплаты расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> и судебные расходы в сумме <данные изъяты>.

От ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» поступили возражения, в которых он иск не признал, ссылаясь на то, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ внес изменения в порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидов в РФ и установил, что указанные меры определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно преамбуле данного закона при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Положения данной нормы права являлись определяющими при разработке закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493-–ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Во исполнение этого закона принято Постановление администрации Тульской области от 15 января 2010 года №30 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области». Согласно пп. 4 п. 43 Положения денежная выплата приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства - отбывание получателем денежной выплаты наказания, связанного с лишением свободы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Акулиничев А.М. находился в местах лишения свободы, что подтверждается справкой об освобождении. С мая по ноябрь 2011 года истец с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки не обращался. Причинение морального вреда истцом не доказано.

В судебное заседание истец Акулиничев А.М. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен должным образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Распопова Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, пояснив, что на основании ст. 17 Федерального закона №181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» инвалиды имеют право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50% от стоимости оплаты за эти услуги. Нахождение истца в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не лишает его статуса инвалида, в связи с чем п. 43 «Положения о порядке назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов за жилое помещение, коммунальные услуги и топливо отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30 противоречит требованиям ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов РФ» и поэтому не может быть применен. Кроме того, ее доверителю в связи с указанными действиями причинены сильные нравственные страдания и переживания, из-за чего повысилось давление и усилились боли в сердце, стали болеть позвоночник и ноги, в результате чего истец попал в больницу, что подтверждает выписка-эпикриз, имеющаяся в материалах дела. Просит требования Акулиничева А.М. удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях. Кроме того, пояснила, что в квитанции об оплате жилья и коммунальных слуг значится один проживающий лишь с сентября-октября 2011 года. Таким образом, за период с января 2010 года по август 2011 года истец расходы не понес, так как они ему не начислялись ввиду фактического непроживания, поэтому нет оснований для их возмещения. В ответ на обращение Акулиничева А.М. в ноябре 2011 года ему был разъяснен порядок предоставления мер социальной поддержки. Однако, до настоящего времени у ответчика отсутствует личное заявление Акулиничева А.М. о предоставлении предусмотренных мер социальной поддержки и соответствующий пакет документов. Причинение ответчиком истцу морального вреда ничем не подтверждается.

Представитель третьего лица департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, а стороны вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав представителей истца, ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно справке ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ, копия которой имеется в материалах дела, Акулиничев А.М. является инвалидом второй группы бессрочно(л.д.6).

В соответствии п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты инвалидов в РФ урегулированы Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». В соответствии со ст. 28.2 указанного закона этой категории граждан предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, полномочия в этой части Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ внес изменения в порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидов в РФ и определил, что меры социальной поддержки инвалидов, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ подчеркивается, что при замене льгот на натуральной форме на денежные компенсации необходимо вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.

Положения данной нормы права являлись определяющими при разработке закона Тульской области от 28 декабря 2004 года №493 –ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены и инвалиды. Меры социальной поддержки инвалидов установлены статьей 6.1 названного Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, в соответствии с которой им предоставляется ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение.

Вместе с тем, ст. 31 ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с этим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения инвалидов на основе правового разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Вместе с тем предусмотрена возможность лишь повышения уровня социальной защиты инвалидов, ограничение этого уровня недопустимо. Следовательно, истец, будучи инвалидом, имеет право также и на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Во исполнение Закона Тульской области № 493-ЗТО было принято Постановление администрации Тульской области от 15 января 2010 года №30 «Об утверждении Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области».

Согласно вышеуказанному Положению инвалидам денежная выплата назначается при наличии регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Тульской области при условии представления справки о неполучении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства на территории РФ.

В соответствии с п. 8 Положения для получения этой выплаты гражданин должен представить в органы социальной защиты соответствующее заявление с приложением указанного в этом пункте комплекта документов.

Согласно п. 13 Положения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива и состоящим на учете в департаменте социального развития Тульской области (учреждениях социальной защиты) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, денежная выплата назначается на основании имеющихся сведений, независимо от факта обращения и подачи документов, установленных п. 8.

Ответчиком не отрицалось, что Акулиничев А.М. с момента установления инвалидности до ДД.ММ.ГГГГ получал указанные меры социальной поддержки. Вместе с тем, как следует из имеющейся справки <данные изъяты> об освобождении, и не отрицалось представителем истца, Акулиничев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ права на получение указанных мер в силу подпункта 4 пункта 43 указанного Положения не имел, поскольку денежная выплата приостанавливается в связи с отбыванием получателем денежной выплаты наказания, связанного с лишением свободы. Следовательно, ответчик не имел оснований для применения п. 13 Положения и обоснованно не принимал решения о предоставлении истцу спорных мер социальной поддержки.

Основания непредоставления Акулиничеву А.М. вышеуказанных мер соцподдержки были разъяснены ему письменно в ответ на его обращение от декабря 2010 года. Повторное обращение по данному вопросу было направлено ответчику письменно в ноябре 2011 года с одновременным обращением в суд с настоящим иском. В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ истцу разъяснена необходимость подачи соответствующего заявления с пакетом документов.

На момент своего обращения в ноябре 2011 года истец имел право на получение мер социальной поддержки. Поскольку в соответствии с п. 19 Положения денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением необходимых документов, право на получение указанных мер возникло после освобождения и сообщения в соответствующие службы о прекращении своего временного отсутствия по месту регистрации, повлекшего соответствующего начисления оплаты за коммунальные услуги. В связи с этим и с учетом п. 19 Положения суд считает, что указанная денежная выплата подлежит назначению истцу за три месяца до его письменного обращения к ответчику по вопросу непредоставления мер социальной поддержки, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленных квитанций об оплате жилья и коммунальных услуг, начисление оплаты за коммунальные услуги ввиду проживания истца в <адрес> имело место в различное время, в связи с чем истцу эти услуги начисления осуществлялись следующим образом: за воду с сентября 2011 года, за водоотведение с сентября 2011 года, за газ с ноября 2011 года, поэтому указанные расходы подлежат возмещению в размере 50% от начисленных сумм. Вместе с тем, поскольку после освобождения с мая 2011 года по ноябрь 2011 года истец проживал по месту регистрации, начисления за жилое помещение и отопление осуществляются вне зависимости от числа проживающих и зависят от площади жилого помещения, то фактическое проживание в квартире предполагает пользование жилым помещением и отоплением этого помещения, а, следовательно, указанные расходы за период с августа 2011 года подлежат возмещению в размере 50%, поскольку факт проживания в этой квартире Акулиничева никем не оспаривался.

Услуги по техническому обслуживанию ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение в силу действующего законодательства возмещению не подлежат.

Таким образом, проверяя расчет истца, суд приходит к выводу о том, что возмещению подлежат расходы: по оплате содержания жилья <данные изъяты> рубля; отопления <данные изъяты> рубля, расходы на оплату газа в сумме <данные изъяты> рубля; водоснабжения <данные изъяты> рубля и за водоотведение <данные изъяты> рубля, а всего <данные изъяты> рубля.

Возмещение морального вреда регламентируется ст.ст. 15, 151, 1099-1101 ГК РФ, согласно которым компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда гражданину причинён моральный вред(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. К таким благам в силу ст. 150 ГК РФ относятся жизнь и здоровье.

Доказательств причинения истцу действиями ответчика вреда жизни или здоровью не представлено, а возмещение морального вреда ввиду нарушения имущественных прав в данном случае законодательством не предусмотрено, в связи с чем требование о взыскании компенсации морального удовлетворению не подлежит.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Акулиничева Александра Михайловича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки и взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать за Акулиничевым Александром Михайловичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение мер социальной поддержки, установленных для инвалидов, в виде:

- ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы жилья- с ДД.ММ.ГГГГ;

- ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, - с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» произвести ему соответствующие выплаты с вышеуказанного времени по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>.

В остальной части иска Акулиничеву А.М. отказать.

Взыскать с ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Акулиничева Александра Михайловича в возмещение судебных издержек <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.

Решение не вступило в законную силу.

Судья В.А. Румянцева