РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 декабря 2011 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Шишкова Н.А., при секретаре Чернобривой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1159 по иску Мучкиной Тамары Ибраимовны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты, установил: Мучкина Т.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной войны, в период с 1 января 2005 года по 4 апреля 2007 года, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты, ссылаясь на следующие обстоятельства. Она является матерью военнослужащего, погибшего 21 декабря 1994 года при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» ей начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагает, что выплата ЕДВ как матери погибшего военнослужащего, производится с нарушением действующего законодательства. Ответчик в настоящее время начисляет и выплачивает ей ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 вышеназванного закона, в то время как обязан производить начисления и выплаты с 01 января 2005 года. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно, и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с указанной даты. Кроме того, в соответствии с Определением Конституционного суда РФ № 331 -О-П от 04 апреля 2007 года не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с законом «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах» участникам ВОВ. Согласно Письму Пенсионного Фонда РФ от 28 января 2008 года № КА – 28 -25/718 «О порядке применения определения Конституционного суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331 – О - П» к кругу лиц, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с законом «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, относятся родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года. Право на льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих, граждане указанной категории реализовывали на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209 и утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 18 октября 1989 года № 345, либо справки о праве на льготы, заменяющей данное удостоверение, и справки установленной формы о гибели (смерти) военнослужащего, выданного до 16 января 1995 года. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ право восстанавливается с момента его нарушения. В октябре 2011 года она узнала о нарушении своего права по недоплате ежемесячной денежной выплаты в период с 01 января 2005 года по 04 апреля 2007 года как участникам ВОВ в размере 2547,60 рублей, и обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловским районе с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты с учетом повышения, за вычетом ранее выплаченных сумм, за указанный период. Однако ей было отказано в перерасчете ежемесячной денежной выплаты. В результате инфляции своевременно невыплаченные ей денежные суммы значительно утратили свою покупательскую способность, что является причиненным ей убытком, который в соответствии со ст. ст. 115, 1064 и 1082 ГК РФ должен быть полностью компенсирован. Просит признать её право на ежемесячную денежную выплату в период с 01 января 2005 года по 04 апреля 2007 года как участникам ВОВ; взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в её пользу недополученную сумму ежемесячной денежной выплаты по категории «Родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» за период с 01 января 2005 года по 04 апреля 2007 года с учетом убытков сумме 48087,73 рублей. В судебном заседании истица Мучкина Т.И. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Представитель истца Алампиев В.А. в судебном заседании поддержал исковые требования Мучкиной Т.И. и просил их удовлетворить в полном объеме, поскольку законность и обоснованность заявленных требований подтверждено Определением Конституционного суда РФ № 331 – О - П от 04 апреля 2007 года. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. заявленные исковые требования не признала, и пояснила, что истица с 01 января 2005 года являлась получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «Члены семей погибших (умерших) военнослужащих». В соответствии с Письмом ПФР от 28 января 2008 года № КА-28-25/718 «О порядке применения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года №331-0-П ежемесячная денежная выплата по категории «Родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам ВОВ» гражданам в выплатных (пенсионных) делах, которых имеются правоподтверждающие документы, назначается в беззаявительном порядке с 4 апреля 2007 года. С 4 апреля 2007 года истице была установлена ежемесячная денежная выплата по категории «Родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам ВОВ», в связи с чем, просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу. В судебном заседании установлено, что Мучкина Т.И., как мать погибшего военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «Родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» в соответствии с п.п. 2 п.4 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» с 01 апреля 2007 года. Сын истицы – ФИО7 погиб 21 декабря 1994 года. Из материалов дела усматривается, что выплата по данной категории истице фактически стала осуществляться с 1 марта 2008 года. Ее размер составил 1854, 54 рублей. В июне 2008 года за период с 04 апреля 2007 года по 30 ноября 2008 года была произведена доплата в сумме 23007,49 рублей.75коп. С марта 2011 года данная выплата составляет 2713,19 рублей. Истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с 01 января 2005 года. Однако, в соответствии с ответом Управления Пенсионного фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе № 10-20/02-2-23/119 от 31 октября 2011 года указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истице в установлении ЕДВ по категории «Родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с 01 января 2005 года, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, указали, что Мучкиной Т.И. с 04.04.2007 года указанная льгота предоставляется. Данные обстоятельства стороны в судебном заседании не оспаривали. Разрешая заявленные истцом требования о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с 01 января 2005 года, а также, давая оценку выводам УПФР в г. Узловая и Узловском районе, изложенным в письме, имеющихся в деле, суд приходит к следующему. На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января1995 года № 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в том числе, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются матери умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий. Право на льготы для родителей погибших военнослужащих было установлено Законом СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» определил меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, распространив эти меры на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21). При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", распространив льготы установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, на родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, признал тем самым их особый правой статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты. И поскольку, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 года № 502-О, федеральный законодатель не вправе отказаться от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать отдельных категорий граждан определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты, и не может допускать снижение объема мер социальной защиты родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года с учетом приобретенного ими в соответствии с союзным законодательством правового статуса. Иное означало бы отказ государства от принятых на себя публично-правовых обязательств указанной категории граждан без предоставления равноценной компенсации. В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П и неоднократно подтвержденной в последующих его решениях, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. В связи с изложенными нормативными положениями и правовыми принципами определением Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331-ОП установлено, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона 22.08.2004 № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона 22.08.2004 № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 01 января 2005 года в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" (п. 1 ст. 15) и Закона СССР от 1 августа 1989 года № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", то есть, данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Вместе с тем, суд не может согласиться с толкованием истицы выводов Определения Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331-ОП, которые содержатся в исковом заявлении, о распространении применения указанного Определения на родителей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, в части назначения ЕДВ с 01 января 2005 года, то есть, в той части, что их право должно быть восстановлено с момента его нарушения. Так, из содержания Определения Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2007 года № 331 - ОП усматривается, что Конституционным Судом РФ оценивались права и льготы родителей и вдов погибших военнослужащих, право на которые у указанной категории возникло и было реализовано в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», до 01 января 2005 года (пункт 1 резолютивной части Определения КС РФ). Как следует из содержания ст. 7 Закона СССР от 01 августа1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, из числа военнослужащих. Однако, со вступлением в действие с 16 января1995 года Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» законодателем были предусмотрены различные категории получателей льгот и их объем в соответствии с этим Законом, в том числе законодателем был предусмотрен разный объем льгот, установленный для категорий «участники Великой Отечественной войны» и «членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (статья 21)». Данный вывод следует из взаимного анализа содержания статей 15 и 21 указанного Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действующей до 22 августа 2004 года, то есть до принятия Федерального закона № 122-ФЗ, в соответствии с которым было введено применение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как монетизацию ранее предоставлявшихся льгот. И лишь для категории «члены семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», в отношении которых право на получение объема льгот, равного объему льгот, установленному для категории «участники Великой Отечественной войны», как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 04 апреля 2007 года № 331-ОП, было установлено Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», исходя из принципа правовой определенности и предсказуемости социальной политики, объем социальной поддержки определялся как установленный для категории «участники Великой Отечественной войны». Следует отметить, что с 16 января 1995 года, то есть с введением в действие Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 9-П, согласно общему правилу, при возникновении спорной ситуации применению подлежит норма, изданная позднее, а потому Закон СССР от 01 августа1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» не применяется. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что правовое регулирование правоотношений по предоставлению льгот и компенсаций членам семьи погибших военнослужащих изменилось с принятием Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», то есть с 16 января 1995 года, тем самым федеральным законодателем Федеральным законом «О ветеранах» было проведено дифференцирование по объему льгот для каждой из категорий их получателей, установленный этим Законом. Поэтому, определяя объем льгот и компенсаций для родителей и вдов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, следует исходить из момента возникновения правоотношения в области социального обеспечения этой категории, отграниченного датой введения в действие Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». И именно в связи с дифференциацией льгот, установленных указанным Федеральным законом «О ветеранах», впоследствии Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 23.1 были предусмотрены различные суммы ЕДВ как восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий. Тем самым, Определение Конституционного Суда 04 апреля 2007 года № 331-ОП содержит толкование применения законодательства относительно защиты прав родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, по объему льгот и преимуществ приравненных к участникам Великой Отечественной войны, чье право на получение льгот в этом объеме возникло и было реализовано в период действия Закона СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», а не членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, чье право на льготы возникло после введения в действие Федерального закона «О ветеранах», то есть после 16 января 1995 года. Определяя момент, с которого надлежит выплачивать истице ежемесячные денежные выплаты, необходимо учесть, что Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2007 года при проверке конституционности положений статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", устанавливающей круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пункта 19 статьи 44 и пункт 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, специально не оговорил порядок вступления в силу данного определения. Поэтому следует полагать, что действует общий порядок вступления в силу принятого Конституционным Судом РФ судебного постановления, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ», то есть, с момента его провозглашения. С указанного момента положения ст. 14, п. 2 ст. 15 и ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», устанавливающий круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пунктов 9,10 и 19 ст. 44 и пункта 5 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 - ФЗ должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно - правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ. Следовательно, ежемесячная денежная выплата, в размере, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом для участников Великой Отечественной войны, должна производиться истице с 4 апреля 2007 года. То есть, суд приходит к выводу о том, что порядок вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ определен Федеральным Конституционным законом Российской Федерации "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля1994 года: решение Конституционного Суда РФ окончательно, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Определении от 02 ноября 2006 года N 409 - О, следует, что порядок вступления в силу и исполнения решений, в которых Конституционный Суд РФ, не признавая акт или его отдельные положения противоречащими Конституции РФ, выявляет их конституционно - правовой смысл, аналогичен порядку вступления в силу и исполнению решений Конституционного Суда РФ о признании неконституционным акта или его отдельных положений, которые утрачивают силу с момента провозглашения решения, то есть на будущее время. При этом Конституционный Суд указал, что поскольку при вынесении Определения N 89-0 Конституционный Суд РФ не установил какой - либо особый порядок и условия вступления его в силу, данное Определение вступило в силу со дня его принятия, то есть, в рассматриваемом случае данный срок датируется 04 апреля 2007 года. Данный вывод суда подтверждается также и определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2004 года № 78 - 0, согласно которому юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционным акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким - либо иным способом. Согласно ч.1 и ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2000 года № 243 - 0, ч. 2 ст. 100 (104), ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», обратной силой постановление Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации граждан (объединений граждан), а также в отношении не исполненных решений суда, вынесенных до принятия этого постановления. Таким образом, ответчиком не было допущено каких - либо нарушений действующего законодательства при пересмотре ежемесячных денежных выплат Мучкиной Т.И., в связи с чем, не находит основания для удовлетворения заявленных исковых требований о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 01 января 2005 года. Отказ в удовлетворении данного требования влечет за собой отказ в удовлетворении требований и о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении исковых требований Мучкиной Тамары Ибраимовны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты, отказать. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Шишков Н.А.