РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Зари А.В., при секретаре Калининой О.В., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татариновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2 - 1234 по иску Поляковой Н.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии и обязании ее назначения, установил: Полякова Н.В. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на то, что 25.11.2011 г. она обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе за назначением пенсии с уменьшением возраста в порядке предусмотренном ст. ст. 33, 34 Федерального Закона от 15.05. 1991 г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ею были предоставлены документы, подтверждающие проживание с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с правом на отселение, а так же документы, удостоверяющие проживание с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия права, на основании ст. ст. 34, 35 Закона от 15.05. 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с недостаточным возрастом для назначения трудовой пенсии по старости. Данное решение считает незаконным. Просит суд: - признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в назначении ей пенсии по старости, на льготных основаниях, с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения; - обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей пенсию по старости на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. со дня возникновения права на назначение такой пенсии; - взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в сумме 400 руб. и оплатой юридических услуг представителя в сумме 2000 руб. На исковые требования Поляковой Н.В. от ответчика поступили письменные возражения из которых следует, что Управление ПФР (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области возражает против назначения пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет по следующим основаниям. В соответствии со ст.7 Федерального Закона РФ №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста. ДД.ММ.ГГГГ Полякова Н.В. обратилась в Управление ПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просила назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991г. зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона от 15.05.1991г.; продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др. В соответствии с нормами статей 32-37 Закона от 15.05.1991г. пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации. Проживание Поляковой Н.В. в зоне с правом на отселение составляет: 8 лет 1 месяц 26 дней. Проживание Поляковой Н.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет: 13 лет 9 месяцев 24 дня. Таким образом, применительно к истцу, возраст выхода на пенсию может быть снижен за проживание в следующем порядке. На первоначальную величину за проживание в зоне с правом на отселение (г. Узловая) истица имеет право, так как имеется факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно на 1 год за каждые полные 3 года, но не более чем на 5 лет в общей сложности, то есть истица приобретет право выхода на пенсию с 53 лет (55 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 2 года(снижение по Закону о ЧАЭС)=53 года). На первоначальную величину за проживание (работу) в зоне с льготным социально-экономическим истица не имеет права, так как отсутствует факт проживания (работы) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно на 1 год за каждые 4 года, но не более чем на 3 года в общей сложности, т.е. истица приобретет право выхода на пенсию с 52 лет (55 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 3 года (снижение по Закону о ЧАЭС)=52 года). Истица обратилась с заявлением о назначении пенсии в возрасте 50 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» на 5 лет. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. Возмещение вреда и меры социальной поддержки определяются статьями 14-22 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, определяется статьями 29-37 раздела IV вышеназванного Закона. Суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, указанным в статье 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г., предоставлено абзацем 4 статьи 28.1 вышеназванного Закона. При этом установление пенсии, предусмотренное статьями 30-37 и одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом. В исковом заявлении истица, обосновывая свое право на пенсию в возрасте 50 лет, ссылается на Определение Конституционного суда № 403-О от 11.07.2006 г. Считают, что ссылка в данном случае на вышеуказанное Определение несостоятельна, поскольку Конституционным Судом рассматривался вопрос о праве на пенсию граждан независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсию. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также не содержит норм, подтверждающих право на суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста. Считают отказ в назначении пенсии Поляковой Н.В. со снижением пенсионного возраста законным, т.к. на день обращения за назначением пенсии нормы статьи 33, 28.1 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 к истице применены быть не могут. По вопросу взыскания с УПФР расходы по оказанию юридической помощи в сумме 2000 рублей сообщают следующее. В соответствии со статьей 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В определении Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 № 355-О указано, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ. В соответствии с п.1 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета № 2122-1 от 27.12.1991 года фонд создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения и является в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ участником бюджетного процесса. Согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» бюджет Пенсионного фонда складывается из строго определенных средств. Эти средства в соответствии со ст. 18 ФЗ № 167-ФЗ имеют строго целевое назначение. Средства бюджета пенсионного фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов (ст. 16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»). Просят суд в исковых требованиях Поляковой Н.В. отказать в полном объеме, а также уменьшить размер госпошлины до 100 рублей, расходов по оплате помощи представителя до 400 рублей. Истец Полякова Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена должным образом, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Исковые требования поддерживает. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку истец Полякова Н.В. не достигла возраста, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости. Выслушав представителя ответчика, изучив мнение истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что истец Полякова Н.В., достигнув возраста 50 лет, обратилась в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Поляковой Н.В. было отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости. Из указанного решения следует, что основанием для отказа в назначении досрочной государственной пенсии явилось отсутствие требуемого возраста заявителя. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Статья 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. Статья 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория пос. Дубовка Узловского района был отнесен к зоне с правом на отселение, а в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года его статус был изменен, и он стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Справками с места жительства подтверждается, что истец Полякова Н.В. проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Согласно копии трудовой книжки трудовой стаж истца составляет более 5 лет, что в судебном заседании не оспаривалось и представителем ответчика. Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая положения п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, а также ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что Полякова Н.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 5 лет, то есть по достижению ею возраста 50 лет (55 лет (общеустановленный пенсионный возраст) минус 2 года (за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение свыше 8 лет) минус 3 года (за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет). В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При таких обстоятельствах требования истца Поляковой Н.В. являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд не может согласиться с позицией Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес>, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки. Согласно квитанции № от ДД.ММ.ГГГГ истец Полякова Н.В. оплатила ИП Сикачевой А.Н. 2000 рублей за составление искового заявления, а также госпошлину в размере 400 рублей, в связи с чем указанные расходы в полном объеме подлежат взысканию с ответчика. Оснований снижения размера судебных расходов суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: удовлетворить иск Поляковой Н.В. Признать право Поляковой Н.В. на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Поляковой Н.В. в возврат понесенных судебных издержек 2400 рублей. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней. Председательствующий А.В. Заря Решение не вступило в законную силу.