Решение от 24 января 2012 года по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО рабочий поселок Дубовка Узловского района о признании бездействие незаконным и обязании ремонтировать дороги



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.

при секретаре Чернобривой Л.А.

с участием помощника Узловского межрайпрокурора Салохина С.В.,

представителя ответчика администрации МО рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области по доверенности Кривенко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-65 по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц (участников дорожного движения на дорогах улично-дорожной сети п. Дубовка Узловского района Тульской области) к администрации МО рабочий поселок Дубовка Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении отремонтировать дороги,

у с т а н о в и л:

Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц (участников дорожного движения на дорогах улично-дорожной сети п. Дубовка Узловского района Тульской области) обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что в результате проверки 16 декабря 2011 года, проведенной Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области совместно с Новомосковским отделом Управлением государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, выявлены допущенные администрацией данного муниципального образования нарушения исполнения законодательства в сфере требований к эксплутационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения на территории улично-дорожной сети п. Дубовка Узловского района Тульской области,.

Просил суд признать бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на неё законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района.

В процессе рассмотрения дела Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на неё законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания следующих автомобильных дорог местного значения в <адрес>: по <адрес>; по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>; по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до д. <адрес>, а также в части неприятия мер к разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации) на территории рабочего поселка Дубовка Узловского района. Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта вышеуказанных автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, а также принять меры к разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации) на территории рабочего поселка Дубовка Узловского района.

От ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района поступили письменные возражения, из которых следует, что бездействие администрации не имело место, поскольку необходимые мероприятия по ремонту дорог в границах муниципального образования поводятся по мере возможности. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены в том числе обязанности по осуществлению дорожной деятельности, к исполнению которых администрация муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района приступила с 01.01.2006 года. В месте с тем, содержание и ремонт дорог на территории муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района осуществлял балансодержатель – МУП «Коммунальное хозяйство» Узловского района, которое в последствии было признано банкротом. Администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района были приняты попытки принять на баланс дорожное хозяйство в границах муниципального образования, однако до настоящего времени прежний балансодержатель указанное имущество администрации так и не передал.

Ввиду отсутствия на балансе администрации указанных дорог, использование средств бюджета на их ремонт не представляется возможным. В месте с тем, администрация муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района в целях исполнения ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.7 Устава образования рабочий поселок Дубовка Узловского района принимала посильные меры: выделяла денежные средства для организации чистки дорог от снега и обработку их пескосмесью, обновила дорожные знаки, проводила ямочный ремонт и отсыпку щебнем отдельных участков дорог поселка, обращалась к руководителям предприятий для оказания содействия в ремонте дорог и др.

Поскольку дорожное хозяйство на территории муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района являлось бесхозным, в 2011 году администрация муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района приступила к оформлению документации для последующего принятия на баланс муниципального образования дорог, тротуаров и проездов муниципального образования.

Бюджет муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района является дотационным, а затраты по оформлению документации на дорожное хозяйство (47 улиц и 4 переулка) и привидение в надлежащее состояние уличной дорожной сети и дворовых территорий значительны, поэтому провести все необходимые мероприятия за один год невозможно. С этой целью администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района разработана и утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа по ремонту улично-дорожной сети на территории муниципального образования на 2011 -2012 годы. Указанная программа выполняется: в 2011 году оформлено 16 паспортов на улицы поселка, произведен ремонт асфальтового покрытия на участках по <адрес> на средства бюджета, по <адрес>, отсыпан щебнем проезд возле <адрес>.

Считает, что администрацией принимаются необходимые посильные меры по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в рамках законодательства, в связи с чем утверждения прокурора и бездействии не соответствуют действительности.

В судебном заседании помощник прокурора Салохин С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на основания, указанные в тексте искового заявления. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района по доверенности Кривенко В.А. исковые требования не признал, пояснив, что имело место лишь выполнение комплекса необходимых мероприятий не в полном объеме, что не является бездействием. Часть дорог по <адрес> отремонтирована, а дорога по <адрес> была отсыпана щебнем еще в 2009 году. Кроме того, указанные в иске дороги в ведение администрации рабочий <адрес> никто не передавал, а сделать за один год ремонт на всех улицах и переулках поселка не представляется возможным.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

16 декабря 2011 года Узловской межрайонной прокуратурой совместно с Новомосковским отделом Управлением государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГИБДД ОМВД России по Узловскому району Тульской области, администрацией муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района было проведено обследование улично-дорожной сети п. Дубовка Узловского района Тульской области, о чем составлен соответствующий акт.

Данным обследованием были выявлены нарушения п.3.1.1.-3.1.3. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выразившиеся в необеспечении безопасности дорожного движения из-за наличия выбоин дорожного покрытия, превышающих допустимые размеры на автодорогах поселка Дубовка: по <адрес>; по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>; по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до д. <адрес>. Кроме того, в муниципальном образовании рабочий поселок Дубовка Узловского района отсутствует проект организации дорожного движения (дислокация) на территории рабочего поселка Дубовка Узловского района, чем нарушены п.4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Как следует из акта сверки имущества, передаваемого МУП «КХ» Узловского района в собственность муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, в безвозмездное пользование муниципального образования подлежали передаче объекты благоустройства, в т.ч. автодороги по ул<данные изъяты> Однако, данный акт конкурсным управляющим МУП «КХ» не подписан.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) установлено, что приоритетными задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из определения, данного в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что проведение работ по поддержанию дорог муниципального образования в надлежащем состоянии не осуществлялось ввиду отсутствия их на балансе муниципального образования, является несостоятельным.

В силу статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения во исполнение статьи 10 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» разработан и принят Закон Тульской области от 28.02.2007 № 792-ЗТО «Об областной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области на 2007-2012 годы»», от выполнения мероприятий которого планируется снижение аварийности на дорогах Тульской области и сокращение на 15-20 процентов числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

В рамках полномочий, предоставленных п. 3 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» губернатором области было издано постановление, которое действует до настоящего времени: от 13.03.2001 № 140 «О порядке проведения ежегодных комплексных и специализированных проверок и улиц на территории Тульской области», действующее в редакции постановления администрации области от 28.04.2006 № 217 и от 7.09.2001 № 311 «О составе комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Тульской области».

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, введенному в действие с 1 июля 1994 года, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Указанным ГОСТом предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В пункте 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Как следует из пункта 4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Как следует из абзаца «в» подпункта «2» пункта 12 Приказа Минтранса России «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» от 12 ноября 2007 г. N 160 к классификации работ по содержанию автомобильных дорог входят устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

По итогам обследования был сделан вывод о том, что транспортно-эксплуатационное состояние вышеперечисленных улиц не соответствует требованиям допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а администрация муниципального образования рабочий поселок Дубовка, являясь органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования, не исполняет возложенные на нее законом обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.

После проведения обследования дорог муниципального образования рабочий поселок Дубовка администрацией муниципального образования указанные в акте проверки нарушения не устранены, что не отрицалось представителем ответчика, в связи с чем суд соглашается с доводами прокурора о наличии бездействия со стороны администрации.

Таким образом, бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно участников дорожного движения на дорогах улично-дорожной сети поселка Дубовка, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Обоснованность исковых требований Узловского межрайонного прокурора подтверждается также долгосрочной муниципальной целевой программой «Ремонт улично-дорожной сети на территории муниципальной образования рабочий поселок Дубовка Узловского района на 2011 -2013 гг.».

Доводы представителя ответчика, что бюджет муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района дотационный и отсутствуют денежные средства на ремонт дорог суд находит несостоятельными, поскольку законодательство в области безопасности дорожного движения и связанные с ним нормативно - правовые акты не освобождают органы местного самоуправления от обязанности содержания автодорог в надлежащем состоянии, при наличии указанных обстоятельств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания следующих автомобильных дорог местного значения п. Дубовка Узловского района: по <адрес>; по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>; по <адрес> на участке от пересечения с <адрес> до д. <адрес>, а также в части неприятия мер к разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации) на территории рабочего поселка Дубовка Узловского района.

Обязать администрацию муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта вышеуказанных автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования рабочий поселок Дубовка Узловского района, а также принять меры к разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации) на территории указанного поселка.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение не вступило в законную силу.

Судья В.А. Румянцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200