решение от 16.02.2012 г. по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Федоровское Узловского района о признании бездействия незаконным и понуждении ремонтировать дороги



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Прямицыной Е.А.,

при секретаре Хазанской А.В.,

с участием представителя истца помощника Узловского межрайпрокурора Салохина С.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Федоровское Узловского района главы муниципального образования Федюниной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-66/2012 по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении ремонтировать дороги,

установил:

Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении ремонтировать дороги, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, проведенной 16 декабря 2011 года совместно с Новомосковским отделом Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГИБДД ОМВД России по Узловскому району Тульской области и администрацией муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области было проведено обследование улично-дорожной сети деревни Федоровка Узловского района Тульской области.

Указал, что данным обследованием были выявлены нарушения требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, допущенные администрацией муниципального образования Федоровское Узловского района.

По изложенным основаниям просит признать бездействие администрации муниципального образования Федоровское Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на неё законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, незаконным и обязать администрацию муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил заявленные исковые требования, не изменяя основания, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Федоровское Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на неё законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения: автодороги по ул. Дружбы деревни Федоровка Узловского района, автодороги по ул. Заречная деревни Федоровка Узловского района, автодороги по ул. Школьная деревни Федоровка Узловского района и автодороги Федоровка - Шахта № 8 – Дубовка, а также в части непринятия мер к разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации) на территории муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области и обязать администрацию муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта автомобильных дорог местного значения: автодороги по ул. Дружбы деревни Федоровка Узловского района, автодороги по ул. Заречная деревни Федоровка Узловского района, автодороги по ул. Школьная деревни Федоровка Узловского района и автодороги Федоровка - Шахта № 8 – Дубовка, а также принять меры к разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации) на территории муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области.

Определением судьи Узловского городского суда Тульской области от 11 января 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение Тульской области «Тулаупрадор».

Определением Узловского городского суда Тульской области от 18.01.2012 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования Узловский район.

В судебном заседании представитель истца помощник Узловского межрайпрокурора Салохин С.В. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области Федюнина Л.В. заявленные исковые требования признала в части бездействия администрации по ремонту и содержанию автомобильной дороги Федоровка – Шахта № 8 – Дубовка в границах муниципального поселения, а также в части непринятия мер по разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации), при этом пояснила, что дислокации автомобильных дорог в муниципальном образовании не имеется, работа по принятию в собственность указанной автодороги в границах поселения начата, однако ее завершение, а также разработка дислокации, требует больших финансовых затрат. Требования в части, касающейся автодорог проходящих по улицам Дружбы, Заречной и Школьной деревни Федоровка Узловского района не признала, пояснив, что участки этих дорог относятся к автодороге Узловая-Богородицк и находятся на балансе Государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор», дорога входит в состав автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Представитель третьего лица Государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении телеграммы, находящееся в материалах дела. Представитель Государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» по доверенности Ю.А. Глинская письменно просила отложить рассмотрение дела в связи с болезнью представителя.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловский район в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка, находящаяся в материалах дела. Причину неявки суду не сообщил.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд признал неявку представителя третьего лица Государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» в судебное заседание не уважительной и счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца помощника Узловского межрайонного прокурора Салохина С.В., представителя ответчика администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Федюнину Л.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.12.2011 года в рамках проведения проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области совместно с Новомосковским отделом Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГИБДД ОМВД России по Узловскому району Тульской области и администрацией муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области было проведено обследование улично-дорожной сети деревни Федоровка Узловского района Тульской области, в ходе которого был выявлен ряд несоответствий состояния автодорог улично-дорожной сети деревни Федоровка Узловского района Тульской области требованиям, предусмотренным п. 3.1.1.-3.1.3 и п. 3.2.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выразившиеся в не обеспечении безопасности дорожного движения из-за наличия разрушений покрытия проезжей части, выбоин дорожного покрытия, превышающих допустимые размеры на автодорогах деревни Федоровка Узловского района Тульской области по улицам Дружбы, Заречной, Школьной и автодороге Федоровка – Шахта № 8 – Дубовка и движения автотранспорта по заниженной раскатной обочине на автодорогах по улицам Дружбы и Заречной. Кроме того, было выявлено нарушение п. 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выразившееся в отсутствие в муниципальном образовании Федоровское Узловского района Тульской области разработанной и утвержденной в установленном порядке соответствующей документации по организации дорожного движения (дислокации) на территории данного муниципального образования. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом актом обследования улично-дорожной сети от 16.12.2011 года (л.д. 8), справкой о результатах проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области (л.д. 42), представителем ответчика не отрицались.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) установлено, что приоритетными задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из определения, данного в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проверяя законность и обоснованность требований прокурора, судом установлено, что участки, проходящие по улицам Дружбы, Заречной и Школьной деревни Федоровка Узловского района относятся к автодороге Узловая-Богородицк, которая входит в состав автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и находятся на балансе Государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор». Данные обстоятельства подтверждаются сообщением начальника ГУП Тульской области «Узловское дорожное ремонтно-строительное управление» от 17.01.2012 года (л.д. 138), решением Комитета по управлению государственным имуществом № 57 от 29.06.2004 года «О передаче автодорог общего пользования в оперативное управление ГУ ТО «Тулаупрадор»», актом приема-передачи дорог общего пользования передаваемых ГУП ТО «Тулаупрадор» в оперативное управление ГУ ТО «Тулаупрадор» по состоянию на 14.04.2004 год (л.д. 72-92), сообщением начальника Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области от 23.01.2012 года (л.д. 162).

При таких обстоятельствах, учитывая, что автодорога Узловая-Богородицк, к которой отнесены участки дорог, проходящие по улицам Дружбы, Заречной и Школьной деревни Федоровка Узловского района, не отнесена к дороге местного значения, суд приходит к выводу, что требования Узловского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Федоровское Узловского района в части бездействия по содержанию и ремонту дорог, проходящих по улицам Дружбы, Заречной и Школьной деревни Федоровка Узловского района, не подлежат удовлетворению как заявленные к ненадлежащему ответчику.

Разрешая требования прокурора о признании бездействия администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области незаконным и понуждении ремонтировать дорогу Федоровка – шахта № 8 – Дубовка, судом установлено, что автодорога Федоровка – шахта № 8 – Дубовка фактически состоит из трех автодорог: автодороги общего пользования от поворота бывшей шахты № 8 до территории ЗАО «Узловская обувная фабрика» - территория бывшей шахты № 9, находящейся в собственности муниципального образования Узловский район (л.д. 35), и автодорог от шахты № 9 – подъезд к н.п. Федоровка, от шахты № 8 до пос. Дубовка. Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Автодорога, находящаяся в границах муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области – от шахты № 9 – подъезд к н.п. Федоровка, статуса автодороги федерального, межрегионального или межмуниципального значения не имеет, в чьей-либо собственности не находится, что подтверждается сообщениями министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 26.01.2012 года (л.д. 173), министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 27.01.2012 года (л.д. 177), территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 26.01.2012 года (л.д. 175), выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования Узловский район от 26.01.2012 года (л.д. 138), уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений № 20/002/2012-028 от 17.01.2012 года (л.д. 46).

Как пояснил представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Сидоров Ю.Н. в предварительном судебном заседании 06.02.2012 года, данная автодорога является бесхозяйной, обязанность по принятию в собственность таких дорог, находящихся в границах муниципальных поселений, возлагается законодательством на муниципальные образования.

Проанализировав представленные письменные доказательства в совокупности с объяснениями лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что автодорога, находящаяся в границах муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области – от шахты № 9 – подъезд к н.п. Федоровка, является бесхозяйной автодорогой и не является автодорогой федерального, межрегионального или межмуниципального значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по ремонту и содержанию данной дороги относится к ведению муниципального образования Федоровское Узловского района.

В силу статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения во исполнение статьи 10 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» разработан и принят Закон Тульской области от 28.02.2007 № 792-ЗТО «Об областной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области на 2007-2012 годы»», от выполнения мероприятий которого планируется снижение аварийности на дорогах Тульской области и сокращение на 15-20 процентов числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

В рамках полномочий, предоставленных п. 3 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» губернатором области было издано постановление, которое действует до настоящего времени: от 13.03.2001 № 140 «О порядке проведения ежегодных комплексных и специализированных проверок и улиц на территории Тульской области», действующее в редакции постановления администрации области от 28.04.2006 № 217 и от 7.09.2001 № 311 «О составе комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Тульской области».

Во исполнение данных правовых актов при проведении комплексной проверки дорог основное внимание уделяется: состоянию проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек; состоянию и оборудованию железнодорожных переездов, остановок маршрутных транспортных средств; состоянию дорожных ограждений, освещения, дорожных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, виадуков, подземных и надземных пешеходных переходов); обозначению и оборудованию пешеходных переходов; ограждению мест производства работ на проезжей части, организации и состоянию их объездов; искусственному освещению на пересечениях в разных уровнях, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, на остановках общественного транспорта; состоянию дорожных знаков, разметки и светофоров; Соответствию режимов работы светофорных объектов действующей документации; системе информационного, маршрутного ориентирования водителей, в том числе для грузового и транзитного транспорта.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, введенному в действие с 1 июля 1994 года, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Пунктом 3.1.1 указанного ГОСТа предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В пункте 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В соответствии с пунктом 3.2.1 обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.

Как следует из пункта 4.1.1. ГОСТа Р 50597-93 Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Как следует из абзаца «в» подпункта «2» пункта 12 Приказа Минтранса России «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» от 12 ноября 2007 г. N 160 к классификации работ по содержанию автомобильных дорог входят устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

По итогам обследования был сделан вывод о том, что транспортно-эксплуатационное состояние автодороги Федоровка – Шахта № 8 - Дубовка не соответствует требованиям, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а администрация муниципального образования Федоровское Узловского района, являясь органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования, не исполняет возложенные на нее законом обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Данный вывод подтверждается справкой Новомосковского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Тульской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о результатах проверки исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования Федоровское Узловского района тульской области (л.д. 42). Из содержания справки усматривается, что автодорога Федоровка-Шахта № 8-Дубовка на всем протяжении имеет выбоины покрытия проезжей части, местами превышающие предельно допустимые размеры: по длине более 15 см, ширине – более 60 см и глубине более 5 см.

После проведения обследования дороги Федоровка – Шахта № 8 – Дубовка в границах муниципального образования Федоровское Узловского района администрацией муниципального образования указанные в акте проверки нарушения не устранены, что не отрицалось представителем ответчика, в связи с чем суд соглашается с доводами прокурора о наличии бездействия со стороны администрации по ремонту и содержанию дороги.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования Федоровское Узловского района существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно участников дорожного движения на автодороге Федоровка – Шахта № 8 – Дубовка в границах муниципального образования, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

На основании изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия администрация муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области, выражающегося в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, в части ремонта и содержания автодороги местного значения Федоровка-Шахта № 8-Дубовка в границах муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области, обязания выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта вышеуказанной автомобильной дороги и принять мер к разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации) на территории указанного муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и понуждении ремонтировать дороги удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрация муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области, выражающееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части ремонта и содержания автодороги местного значения Федоровка-Шахта № 8-Дубовка в границах муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области.

Обязать администрацию муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего ремонта вышеуказанной автомобильной дороги местного значения в границах муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области, а также принять меры к разработке и утверждению в установленном порядке документа по организации дорожного движения (дислокации) на территории указанного муниципального образования.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Прямицына Е.А.

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200