Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 февраля 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Тимофеевой Н.А., при секретаре Жучковой О.А., с участием прокурора Бубениной О.Ф., представителя истца – адвоката Хайрулина А.Н., представившего удостоверение № 492 от 03.12.2003 года и ордер № 201251 от 05.01.2012 года, представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Котовой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-137 по иску Кузнецова Сергея Анатольевича к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района», Департаменту социального развития Тульской области, Министерству Финансов Российской Федерации и Федеральной службе по труду и занятости о взыскании недополученной компенсации в возмещение вреда здоровью, у с т а н о в и л: Кузнецов С.А. обратился в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района», Департаменту социального развития Тульской области, Министерству Финансов Российской Федерации и Федеральной службе по труду и занятости, ссылаясь на то, что в период работы по ликвидации аварии получил увечье, в связи с чем, был признан инвалидом <данные изъяты> бессрочно со степенью утраты профессиональной трудоспособности <данные изъяты>. В связи с этим, Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» была назначена и выплачивалась ежемесячно денежная сумма в возмещение вреда здоровью. Решением Узловского городского суда Тульской области от 14 сентября 2006 года с Узловского комитета социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области в его пользу была взыскана единовременно недоплаченная компенсация в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Кроме этого, суд обязал Узловский комитет социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области назначить ему и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>. Просит ссылаясь на ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ проиндексировать ежемесячную сумму в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент – 1,581, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,515, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,258, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,458, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,229, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,11, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,09, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,08, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,085, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,13, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,1, с ДД.ММ.ГГГГ – на 1,065 и взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в его пользу единовременно недополученную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 211 088,45 рублей; обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить ему выплату компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Истец Кузнецов С.А. в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель истца по ордеру адвокат Хайрулин А.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования полностью и просил их удовлетворить. Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е., возражая по заявленным исковым требованиям, пояснила, что определение Конституционного Суда РФ от 01 декабря 2005 года № 461-О к рассматриваемым отношениям не применимо, вина органа социальной защиты населения отсутствует по причине отсутствия до 29 мая 2004 года правового механизма индексации сумм возмещения вреда, а возможность принятия решений об индексации сумм возмещения вреда гражданам, исходя из роста величины прожиточного минимума, является прерогативой суда. Представители ответчиков Министерства финансов РФ, Департамента социального развития Тульской области и Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Причину неявки не сообщили. Выслушав представителя истца, представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района», заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. До 15 февраля 2001 года правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС регулировались пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции от 7 августа 2000 года). Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. С 15 февраля 2001 года до 1 января 2005 года правоотношения по возмещению вреда инвалидам, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ). В силу названной нормы базового Закона возмещение вреда гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей. В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 г. (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 г. вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. До 29 мая 2004 года (до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) части первая и вторая названной выше нормы предусматривали ограничение ежемесячных выплат максимальным размером, равным 10000 рублей. Однако это ограничение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 42 и 55 (часть 2), Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П (пункт 3 резолютивной части). Согласно этому Постановлению впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивалась выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, предусмотренных Федеральными законами «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» и «О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год» (часть 1 статьи 16). Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П, которым были признаны не соответствующим Конституции РФ положения частей первой и второй статьи 2 Федерального закона РФ от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части ограничения максимальным размером (10000 руб.) исчисленных из заработка сумм ранее назначенного возмещения вреда инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти – нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, вступило в законную силу 19.06.2002 г. В связи с эти именно с указанной даты в правоприменительной практике не подлежат применению положения частей первой и второй статьи 2 Федерального закона РФ от 12 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Также указанным Постановление Конституционного Суда РФ переход на новый критерий индексации сумм возмещения вреда – пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ – признан не противоречащим Конституции РФ. С 1 января 2005 г. аналогичный порядок возмещения вреда закреплен в пункте 15 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) и в статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда. В силу статьи 1 Закона РСФСР № 1799-1 от 24.10.1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»: «Индексация - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и так далее). Статьей 318 ГК РФ предусматривалось, что сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина - в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - с увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда пропорционально увеличивается. На основании ст. 1 Федерального закона РФ №82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен с 1 июля 2000 года в сумме 132 рублей в месяц, с 1 января 2001 года в сумме 200 рублей в месяц. Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 № 7) суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Таким образом, суммы возмещения вреда должны индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 года по 1 января 2001 года. В соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Абсолютные величины прожиточного минимума в целом по РФ для пенсионеров за 2000 год установлены ежеквартально Постановлениями Правительства РФ: № 421 от 31.05.2000 г. (851,32 р.), №589 от 11.08.2000 г. (894 р.), № 852 от 11.11.2000 г. (930 р.), № 99 от 9.02.2001 г. (962 р.), среднегодовая величина составила 909,33 руб. Абсолютные величины прожиточного минимума в целом по РФ для пенсионеров за 2001 год установлены ежеквартально Постановлениями Правительства РФ: № 664 от 7.09.2001 г. (1064 и 1153 р.), №879 от 21.12.2001 г. (1163 р.), № 91 от 8.02..2002 г. (1197 р.), среднегодовая величина составила 1144,25 рублей. Индекс роста величины прожиточного минимума за 2001 год составил: 1144,25:909,33= 1,258. Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти (абз. 3 п.2 постановления Конституционного Суда РФ № 11-П от 19.06.2002 г.). В целях реализации Федерального Закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Закона Тульской области № 49-ЗТО «О прожиточном минимуме в Тульской области», Закона Тульской области от 12 ноября 2001 г. № 263-ЗТО «О потребительской корзине в Тульской области» и в соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области, постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 № 36/34, администрацией Тульской области издано постановление № 31 от 25.01.2002 г., которым утвержден Порядок исчисления величины прожиточного минимума в Тульской области. Абсолютные величины прожиточного минимума в Тульской области для пенсионеров за 2001 год составляли: 690,32 р.(1кв.), 736,61 р. (2 кв.), 715,86 р. (3кв.), 993 р. (4 кв. -постановление Администрации Тульской области № 6 от 16.01.2002 г.), среднегодовая величина составила 783,95 рублей. За 2002 год абсолютные величины прожиточного минимума в Тульской области для пенсионеров установлены ежеквартально Постановлениями Администрации Тульской области: № 214 от 22.04.2002 г. (1079,85р.), №475 от 22.07.2002 г. (1137,51 р.), № 681 от 17.10..2002 г. (1156,14 р.), № 27 от 23.01.2003 г. (1198,48 р.), среднегодовая величина составила 1143 рублей. Индекс роста величины прожиточного минимума за 2002 год составил: 1143:783,95= 1,458. Абсолютные величины прожиточного минимума в Тульской области для пенсионеров за 2003 год установлены ежеквартально Постановлениями Администрации Тульской области: № 215 от 21.04.2003 г. (1366,14р.), №472 от 23.07.2003 г. (1435,35 р.), № 678 от 15.10..2003 г. (1413,92 р.), № 23 от 16.01.2004 г. (1404,34 р.), среднегодовая величина составила 1404,93 рублей. Индекс роста величины прожиточного минимума за 2003 год составил: 1404,93:1143= 1,229. Статьей 1, пунктом 3 статьи 2, статьей 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) установлен новый механизм индексации - с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, т.е. начиная с 29 мая 2004 г. (времени вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ), предусмотрена ежегодная индексация всех выплат, установленных базовым Законом, исходя из уровня инфляции. Так, уровень инфляции (темп роста цен), являющийся согласно пункту 2 статьи 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из исходных макроэкономических показателей для составления проекта бюджета, на очередной финансовый год устанавливается федеральным законодателем в федеральных законах о федеральном бюджете (абзац первый статьи 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год», абзац первый статьи 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», абзац первый статьи 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год», пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год»), Постановлением Правительства РФ № 914 от 21 декабря 2007 года «Об индексации в 2008 – 2010 годах размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в редакции от 17 марта 2008 года. Исходя из определенного на финансовый год уровня инфляции Правительством Российской Федерации ежегодно принимаются нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Конституционный Суд РФ в Определении от 04 октября 2005 года № 364-О «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указал, что как по своему буквальному смыслу, так и в системе действующего правового регулирования нормативные положения статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи с положениями его статьи 1 и пункта 3 статьи 2 не предполагают придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были установлены в соответствии с судебными решениями, принятыми в период со дня вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П (19 июня 2002 года) до дня вступления в силу названного Федерального закона (29 мая 2004 года) (пункт 3.1). Что касается вопроса о том, повлекло ли введенное регулирование снижение материальной защищенности граждан, которым данные выплаты полагались, но их размеры не были предметом судебной проверки, то его решение предполагает исследование фактических обстоятельств, включая сопоставление размеров подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня инфляции), с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации. Исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации. Таким образом, положения действующего законодательства не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года - к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение порядка индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» (в ред. ФЗ от 4.11.2005 г. № 141-ФЗ) прогнозируемый уровень инфляции (потребительских цен) на 2005 г. утвержден в размере 10 - 11 процентов. Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (в ред. ФЗ от 26.07.2006 г. № 136-ФЗ) прогнозируемый уровень инфляции (потребительских цен) на 2006 г. утвержден в размере 7 – 8,5 процентов. В соответствии с Решением ВС РФ № ГКПИ06 – 445 от 14 июня 2006 года с 01 января 2007 года должен применяться верхний уровень инфляции, установленный Федеральным Законом от 19 декабря 2006 года № 238 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год». Пунктами 1 Постановлений Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171, предусмотрено осуществление индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением коэффициентов соответственно: с 1 января 2005 г. - 1,11 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год», с 1 января 2006 г. - 1,09 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год», с 1 января 2007 г. - 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год», с 01 января 2008 года - 1,085 в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 914 от 21 декабря 2007 года «Об индексации в 2008 – 2010 годах размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 17 марта 2008 года, с 01.01.2009 года - 1,13 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2007 г. № 914 (ред. от 07.07.2009 г.) «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 01.01.2010 года – 1,1 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 01.01.2011 года - 1,065 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 г. № 1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В судебном заседании установлено, что Кузнецов С.А. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где получил увечье, в связи с чем, ему была установлена бессрочно инвалидность <данные изъяты> и степень профессиональной трудоспособности <данные изъяты>, что подтверждается копией удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, № от ДД.ММ.ГГГГ, а также копиями: справки № и выписки из акта к справке № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Узловского городского суда Тульской области от 14 сентября 2006 года с Узловского комитета социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области было взыскано в пользу Кузнецова Сергея Анатольевича единовременно недоплаченную компенсацию в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей; кроме этого обязано Узловскому комитете социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области назначить Кузнецову Сергея Анатольевичу и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>. В соответствии с копией справки, выданной Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района», размер сумм возмещения вреда здоровью Кузнецова С.А. составляет за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. Учитывая, что общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет, а судебным решением истцу как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, размер выплат рассчитан в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и применение введенного в 2004 году порядка индексации компенсационных выплат исходя из уровня инфляции приведет к уменьшению размера компенсационных выплат за 2004 год, суд считает, что надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателя указанных выплат критерия их индексации, т.е. в данном случае - исходя из коэффициентов роста величины прожиточного минимума. В силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 1.12.2005 г. № 461-О «По жалобе гражданина Ковригина Ф.А. на нарушение его конституционных прав положением ст. 29 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»« сумма возмещения вреда, своевременно не полученная пострадавшим в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания за все прошлое время по вине работодателя, обязанного производить такие выплаты, не является основанием для применения положений ст. 208 ГК РФ. Кроме того, анализ содержания ст. 208 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что правоотношения по индексации сумм возмещения вреда, своевременно назначенных и выплачиваемых, эта норма не регулирует. Это означает, что трехлетний срок исковой давности не может распространяться на требования граждан о перерасчете сумм возмещения вреда в связи с их индексацией, когда осуществление этого перерасчета (индексации) является обязанностью государственного органа (органа социальной защиты населения), и не требует специального обращения гражданина, получающего суммы возмещения вреда, за таким перерасчетом. Конституционный принцип равенства всех перед законом (ст.19 ч.1 Конституции РФ) применительно к рассматриваемой ситуации, означает, что реализовать свое право на индексацию сумм возмещения вреда на основе показателей прожиточного минимума могут все инвалиды - чернобыльцы, независимо от времени обращения в судебные органы за его защитой. Несостоятельно утверждение ответчика УКСЗН об отсутствии вплоть до 29.05.2004 г. правового механизма индексации сумм возмещения вреда и об отсутствии вследствие этого вины данного органа в неполучении истцом сумм денежной компенсации в возмещение вреда с учетом индексации, поскольку он не основан на законе и ежегодная индексация ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации была предусмотрена частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ. На основании изложенного требования истца о назначении и выплате ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно суммы <данные изъяты>, о взыскании задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, недоплаченные истцу суммы денежной компенсации возмещения вреда подлежат взысканию в его пользу без ограничения каким - либо сроком и пределом, исходя из следующего расчета: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Итого, сумма задолженности денежной компенсации в возмещение вреда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ равна <данные изъяты>. В силу ст. 5 названного Закона представителем Российской Федерации по этой категории дел должен выступать орган социальной защиты населения, в котором в данном субъекте РФ формируются и ведутся личные дела граждан, имеющих право на получение компенсаций в возмещение вреда здоровью и мер социальной поддержки, а также принимаются решения о назначении конкретных компенсационных выплат и их индексации, поэтому суммы задолженности и ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда подлежат взысканию с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района». В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, то есть по нормативу 100 процентов (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ). На основании со ст. 91 ГПК РФ цена иска по искам о взыскании денежных средств определяется, исходя из взыскиваемой денежной суммы. В связи с этим, с ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты>, исходя из цены иска в размере <данные изъяты>. На основании вышеизложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: удовлетворить исковые требования Кузнецова Сергея Анатольевича в полном объеме. Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Кузнецова Сергея Анатольевича сумму задолженности по ежемесячным платежам сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить Кузнецову Сергею Анатольевичу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, возложив на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» обязанность последующей индексации указанной суммы в предусмотренном законодательством порядке. Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Узловский городской суд в месячный срок, со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Н.А. Тимофеева Решение не вступило в законную силу.