РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 марта 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Зари А.В., при секретаре Жуковой Т.С., с участием истца Чепурина А.А., представителя истца по доверенности Чепуриной Л.Н., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татариновой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 135 по иску Чепурина А.А. к ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с возмещением вреда в полном объеме на 8 лет и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, установил: Чепурин А.А. обратился в суд с иском впоследствии уточнив свои требования ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ПФ РФ г. Узловая за пенсионным обеспечением с ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 52 лет. Но получил решение об отказе в установлении пенсии. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц не в полном объёме рассмотрела его заявление на досрочную трудовую пенсию по старости. Кроме ст. 33 и 34 ФЗ № 1244-1 комиссия не учла положения ст. 3 и ст. 28.1 абз. 3 этого же закона и Определения Конституционных Судов № 403-О от 11 июля 2006 года, № 18-П от 1 декабря 1997 года, о которых Чепурин А.А. заявлял в своём заявлении. Содержание решения комиссии не соответствует его заявлению. Чепурин А.А. обратился в ПФ в возрасте 52 лет и поэтому претендует на снижение пенсионного возраста на 8 лет. Ссылка комиссии на ст. 28.1 абз. 4 к истцу не применима. Как видно из заключения комиссии истцу не отказано в праве назначения трудовой пенсии, а установлена недостаточность его возраста. Согласно ст. 3 ФЗ № 1244-1 при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Факт проживания в зоне № 3 с момента аварии с ДД.ММ.ГГГГ до смены зонирования ДД.ММ.ГГГГ, даёт истцу право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Факт проживания в зоне № 4 свыше 13 лет (со смены зонирования с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), даёт истцу право на снижение пенсионного возраста на 3 года. Основания назначения пенсии у истца различные: зона с правом на отселение и зона с льготным социально-экономическим статусом. Вред, причинённый здоровью одинаковый - радиационный, а одинаковый вред возмещается, значит, складывается, что подтверждает и ст. 28.1 абз. 3 ФЗ № 1244-1. Просит суд: - протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить. Признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с возмещением вреда в полном объеме на 8 лет. - решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в г. Узловая и Узловский район признать незаконным и отменить. Обязать УПФ РФ в г. Узловая и Узловский район назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в полном объеме на 8 лет. На исковые требования Чепурина А.А. от ответчика поступили письменные возражения из которых следует, что Управление ПФР (ГУ) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области возражает против назначения истцу пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 8 лет по следующим основаниям. В соответствии со ст.7 Федерального Закона РФ №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление ПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просил назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 8 лет. Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991г. зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст.13 Закона от 15.05.1991г.; продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др. В соответствии с нормами статей 32-37 Закона от 15 мая 1991 г. пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации. Проживание в зоне с правом на отселение у истца составляет: 11 лет 9 месяцев 3 дня. Проживал: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет: 13 лет 11 месяцев 6 дней. Был зарегистрирован (работал.): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, применительно к истцу, возраст выхода на пенсию может быть снижен за проживание в следующем порядке. На первоначальную величину за проживание в зоне с правом на отселение (г. Узловая) истец имеет право, так как имеется факт проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дополнительно на 1 год за каждые полные 3 года, т.е. истец приобретет право выхода на пенсию с 55 лет (60 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 5 лет (снижение по Закону о ЧАЭС) = 55 лет). На первоначальную величину за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом истец не имеет право, так как отсутствует факт работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительно на 1 год за каждые 4 года, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть истец приобретет право выхода на пенсию с 57 лет (60 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 3 года (снижение по Закону о ЧАЭС) = 57 лет). Истец обратился с заявлением о назначении пенсии в возрасте 52 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» на 8 лет. С 1.02.1998 г. Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997 г. был изменен статус территории г. Узловой. В связи с этим граждане, ранее проживающие (работающие) в зоне проживания с правом на отселение с 1.02.1998 года приобрели статус граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. При таких обстоятельствах, когда граждане относятся к двум и более категориям, указанным в ст. 13 Закона от 15.05.1991 г., льготы предоставляются только по одному из оснований (п.2 ст. 3 Закона). Им может предоставляться право на пенсионное обеспечение по нормам ст. 33 или ст. 34. Суммирование льгот по ст. 33 и ст. 34 Законом от 15.05.1991г. не предусмотрено. В исковом заявлении истец, обосновывая свое право на пенсию в возрасте 52 лет, также ссылается на то, что за проживание в двух зонах ему полагается снижение возраста на 8 лет. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. Возмещение вреда и меры социальной поддержки определяются статьями 14-22 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, определяется статьями 29-37 раздела IV вышеназванного Закона. Суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, указанным в статье 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991 г., предоставлено абзацем 4 статьи 28.1 вышеназванного Закона. При этом установление пенсии, предусмотренное статьями 30-37 и одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом. Истец претендует на снижение возраста на 8 лет, ссылаясь на ст. 28.1. Закона № 1244-1 от 15.05.1991г. Однако, данное требование основано на неправильном толковании нормы закона, поскольку данная статья регулирует снижение пенсионного возраста для лиц, имеющих стаж работы с вредными или тяжёлыми условиями труда. У истца отсутствует период работы с данными условиями труда. При этом, обращаем внимание истца на то, что в соответствии со ст. 32 Закона № 1244-1 правом на снижение пенсионного возраста на величину более 5 лет имеют только граждане, переселённые из зоны отчуждения или отселения (зона № 2), к числу которых истец не относится. Анализ вышеуказанных норм показывает, что суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста по различным основаниям, установленными статьями 32-35 Закона от 15.05.1991 г., законом не предусмотрено, и в такой ситуации предполагается, что причинение меньшего вреда в связи с проживанием в зоне с меньшей плотностью загрязнения предоставляет гражданам, которые приобрели право на максимальное снижение возраста за проживание в зоне с правом на отселение - 5 лет ( ст. 33 Закона от 15.05.1991 г.) и продолжающим проживать уже в зоне с льготным социально-экономическим статусом, право на больший объём возмещения вреда, превышающим 5 лет, нежели гражданам, проживающим в зоне с правом на отселение, то есть в более загрязненной зоне, что противоречит принципу равенства всех перед законом (ч.1 ст. 19 Конституции РФ). Просит суд в исковых требованиях Чепурину А.А. отказать в полном объеме. В судебном заседании Чепурин А.А. и его представитель Чепурина Л.Н. поддержали заявленные требования в полном объеме, сославшись на основания указанные в тексте иска. Просили суд требования удовлетворить. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на основания указанные в тексте возражений. При этом право истца на снижение пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 не оспаривала. Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что истец Чепурин А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Чепурину А.А. было отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости. Из указанного решения следует, что основанием для отказа в назначении досрочной государственной пенсии явилось отсутствие требуемого возраста заявителя. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Статья 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. Статья 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года её статус был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Справками с места жительства, копией трудовой книжки, а также сведениями об отношении территорий к зонам, подвергшимся радиационному загрязнению, подтверждается, что истец Чепурин А.А. проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Трудовой стаж истца составляет более пяти лет. Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая положения п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, а также ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что Чепурин А.А. максимально имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 5 лет, то есть по достижению им возраста 55 лет (60 лет (общеустановленный пенсионный возраст) минус 5 лет (за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение). Данное право Чепурина А.А. на пенсионное обеспечение не оспаривалось в судебном заседании и представителем ответчика. Доказательств наличия у Чепурина А.А. дополнительных оснований снижения пенсионного возраста, предусмотренных ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суду не представлено. Суд не может согласиться с позицией истца и его представителя, по следующим основаниям. В силу ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Таким образом, позиция Конституционного Суда Российской Федерации с учетом положений ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предполагает снижение пенсионного возраста гражданам, имеющим единые меры социальной поддержки (как у истца Чепурина А.А.), по одному основанию, но с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении иска Чепурину А.А. отказать в полном объеме. Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий А.В. Заря Решение не вступило в законную силу