РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 марта 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Прямицыной Е.А., при секретаре Максимовой О.Н., с участием прокуроров Узловской межрайпрокуратуры Салохина С.В., Бубениной О.Ф., представителя территориальной избирательной комиссии Узловского района Тульской области по доверенности Лепехиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-246/2012 по заявлению Зайцева Владимира Валентиновича об обязании председателя Территориальной избирательной комиссии Узловского района внести изменения в список избирателей, обязании УФМС России по Тульской области в Узловском районе внести исправления в советский паспорт, установил: Зайцев В.В. обратился в суд с заявлением об обязании внесения исправлений в список избирателей, ссылаясь на то, что проживает по адресу: <адрес> обладает избирательным правом. По вопросу соблюдения его избирательных прав он обращался к председателю Территориальной избирательной комиссии Узловского района Мещерякову А.В., в частности, с требованием об исключении ФИО1 из списков избирателей по адресу: <адрес>, и включении его, Зайцева В.В. в списки избирателей по указанному адресу. Однако председателем комиссии мер по защите его избирательных прав предпринято не было. Кроме того, председатель Территориальной избирательной комиссии Узловского района не обратился с представлением в УФМС с требованием о внесении изменений в его паспорт образца 1974 года, не прислал приглашение на выборы, не пригласил для рассмотрения его обращения. По изложенным основаниям Зайцев В.В. просит суд обязать председателя Территориальной избирательной комиссии Узловского района Мещерякова А.В. исправить список избирателей, вместо ФИО1 вписать Зайцева В.В., обязать УФМС внести исправления в его советский паспорт согласно постановленным судебным решениям, признать его жертвой нарушения Конвенции о защите прав человека из-за злоупотребления служебным положением, невыполнения решений судов, вмешательства в личную, семейную жизнь, дискриминации, в том числе, на выбор места жительства, чувств верующего человека и свободу выражать свое мнение, отсутствие эффективной судебной защиты его прав с 2000 г. по 2012 г., в том числе права избирателя с 2002 гг. по 2012 г. Определением судьи Узловского городского суда Тульской области от 04.03.2012 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено отделение УФМС России по Тульской области в Узловском районе. В судебном заседании Зайцев В.В. требования заявления поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что судебными решениями Узловского городского суда признано его право как гражданина РФ избирать, в связи с чем он неоднократно включался в списки избирателей. Пояснил, что просит обязать отделение УФМС России по Тульской области в Узловском районе поставить на первом листе его паспорта штамп «гражданин по рождению в г. Узловой», а в конце штамп «зарегистрирован в кв. № Отсутствие данных штампов и сведений о регистрации в паспорте препятствует ему участвовать в выборах Президента РФ. Полагает, что согласно ст. ст. 26, 28 Конституции РФ у него есть право проживать с советским паспортом, получать паспорт гражданина РФ отказывается по религиозным убеждениям. Заинтересованное лицо председатель Территориальной избирательной комиссии Узловского района Мещеряков А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует телефонограмма, находящаяся в материалах дела. Представитель территориальной избирательной комиссии Узловского района Тульской области по доверенности Лепехина О.В. в судебном заседании требования заявления Зайцева В.В. не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что включение гражданина Российской Федерации в список избирателей по конкретному избирательному участку для проведения выборов Президента Российской Федерации, в случае наличия правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством, для включения указанного гражданина в список избирателей, а именно наличие факта нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленного органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, должна была осуществлять территориальная избирательная комиссия Узловского района Тульской области не позднее чем за 21 день до дня голосования. В настоящее же время списки избирателей выверяют и вносят в них необходимые изменения соответствующие участковые избирательные комиссии на основании личных обращений граждан в соответствии сост. 27 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», с представлением соответствующих документов органов местного самоуправления, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. Для включения заявителя в список избирателей по какому-либо избирательному участку ему необходимо обратиться в соответствующую участковую избирательную комиссию, предъявив свой паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина (с отметкой о регистрации по месту жительства, а в случае отсутствия места жительства - с отметкой о регистрации по месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка), а при необходимости (в случае невозможности подтвердить указанные факты при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина) и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства, а при отсутствии места жительства - факт нахождения места пребывания на территории соответствующего избирательного участка. Указала, что, обращаясь с жалобой от 28.02.2012 г. в территориальную избирательную комиссию Узловского района Тульской области, вышеуказанные документы заявителем представлены не были, что явилось препятствием для включения заявителя Зайцева В.В. в списки избирателей. В отношении исключения из списка избирателей ФИО1 пояснила, что территориальная избирательная комиссия Узловского района Тульской области не усматривает оснований для исключения его из списков избирателей. По данным Управления Федеральной миграционной службы по Узловскому району Тульской области ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, что в силу п. 2 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» является основанием для включения его в список избирателей по соответствующему избирательному участку. Кроме того, решением Узловского городского суда Тульской области от 27.06.2006 г., вступившим в законную силу, за ФИО1 признано право пользования указанной квартирой. Пояснила, что ответ на обращение Зайцева В.В. направлен ему 29.02.2012 г. почтой по указанному в заявлении адресу. Представитель отделения УФМС России по Тульской области в Узловском районе по доверенности Белякова Л.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом. Представила письменный отзыв, в котором в удовлетворении требований Зайцева В.В. просила отказать, поскольку паспорт Зайцева В.В. образца 1974 г. является недействительным, подлежит изъятию и уничтожению. Указала, что в 2009 г. отделением УФМС России по Тульской области в Узловском районе Зайцеву В.В. оформлен паспорт гражданина РФ, от получения которого заявитель отказался по религиозным убеждениям. Просила рассмотреть заявление Зайцева В.В. в отсутствие представителя отделения УФМС России по Тульской области в Узловском районе. В силу положений ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав заявителя Зайцева В.В., представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Узловского района Тульской области по доверенности Лепехину О.В., исследовав письменные материалы дела, выслушав заключения прокуроров Салохина С.В., Бубениной О.Ф., полагавших требования заявления не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.02.2012 г. Зайцев В.В. обратился к председателю Территориальной избирательной комиссии Узловского района о внесении изменений в список избирателей для участия в выборах Президента РФ 04.03.2012 г., включении его в список избирателей и исключении из списка ФИО1 по месту его жительства. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с п. 6 указанной статьи. Согласно п. 4 ст. 17 названного Закона основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают, руководителем образовательного учреждения с очной формой обучения, за которым закреплены на праве оперативного управления или в чьем самостоятельном распоряжении находятся общежития (п. 2 ст. 26 Закона). В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, подписи за полученный им избирательный бюллетень, для подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень избирателю, а также для особых отметок и внесения суммарных данных по каждому листу списка (п. 8 ст. 26 Закона). В соответствии с п. 10 ст. 26 названного Закона первый экземпляр списка избирателей, составленного в соответствии сп. 2 ст. 26, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования, а второй экземпляр в машиночитаемом виде хранится в территориальной избирательной комиссии и используется (в том числе при проведении повторного голосования) в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Согласно п. 13 ст. 26 Закона участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан в соответствии сост. 27 Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. Пунктом 1 ст. 27 Закона предусмотрено, что в списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом в соответствии сост. 3 Федерального закона, за исключением случая, предусмотренногоп. 4 ст. 27. Граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства (при отсутствии места жительства - факт нахождения места пребывания) избирателя на территории данного избирательного участка (п. 9 ст. 27 Закона). Проанализировав содержание приведенных норм материального права, суд приходит к выводу, что лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о включении его в списки избирателей, должно являться гражданином РФ и представить паспорт гражданина РФ либо документ, его заменяющий. Утверждения представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Узловского района Тульской области по доверенности Лепехиной О.В. о том, что статус Зайцева В.В. как гражданина РФ ничем не подтвержден, паспорта либо документа его заменяющего, им представлено не было, по сведениям отделения УФМС России по Тульской области в Узловском районе Зайцев В.В. зарегистрированным на территории Узловского района не значится, в судебном заседании Зайцевым В.В. не опровергнуты. Напротив, им предъявлена копия паспорта образца 1974 г., которая, по его мнению, позволяет ему осуществлять права гражданина РФ при условии внесения в данный паспорт УФМС России по Тульской области в Узловском районе сведений о его гражданстве и регистрации по месту жительства, что определено судебными решениями, которые УФМС не исполняются. Пояснил, что не желает получать паспорт гражданина РФ по религиозным убеждениям. При таких обстоятельствах, когда требования Федерального закона Зайцевым В.В. при обращении с заявлением о включении его в списки избирателей соблюдены не были, необходимые документы, подтверждающие его гражданство, регистрацию либо место жительства им не представлены, суд не усматривает правовых оснований для включения его Территориальной избирательной комиссией Узловского района Тульской области в списки избирателей. При этом Территориальной избирательной комиссией Узловского района Тульской области нарушения порядка включения граждан в списки избирателей не допущено. Ссылка Зайцева В.В. на то, что его обращение в Территориальную избирательную комиссию рассмотрено без его участия, не соответствует требованиям Федерального закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", которыми личное участие граждан при рассмотрении их обращений не регламентировано. Проверяя доводы Зайцева В.В. о незаконности включения в списки избирателей его сына ФИО1, судом установлено, что решением Узловского городского суда Тульской области от 27.06.2006 г., вступившим в законную силу, за ФИО1 признано право пользования квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>. Из содержания данного решения следует, что ФИО1 постоянно с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в указанной квартире. Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Узловского района Тульской области по доверенности Лепехина О.В. пояснила, что согласно сведениям УФМС ФИО1 зарегистрирован по указанному месту жительства. Таким образом, с учетом положений п. 2 ст. 27 ФЗ № 19-ФЗ ФИО1 обоснованно включен в списки избирателей по месту его жительства. При этом суд не усматривает нарушения каких-либо избирательных прав Зайцева В.В. включением в списки избирателей ФИО1 Разрешая требования Зайцева В.В. об обязании УФМС внести исправления в его советский паспорт согласно постановленным судебным решениям, суд приходит к следующему. Указом Президента РФ от 13 марта 1997 года N 232 в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Пункт 3 данного Указа предусматривает, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 года №828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ» предусматривает обязанность Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществить до 1 июля 2004 г. поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации. Ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 9 декабря 1992 года №950 предусматривало в качестве временных документов вкладыши к паспорту гражданина СССР. Также данным постановлением был утвержден текст, вносимый во вновь изготавливаемые паспорта гражданина СССР о принадлежности к гражданству. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. N 950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации" признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 года. При этом в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 для регистрации по месту жительства представляется документ, удостоверяющий личность. Пункт 5 данных Правил также определяет, что документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации. При таких обстоятельствах у органа федеральной миграционной службы не имеется оснований для внесения в паспорт гражданина СССР сведений и проставления штампов о гражданстве и регистрационном учете. Кроме того, суд принимает во внимание, что Зайцев В.В. не ссылается на наличие объективных обстоятельств, препятствующих ему в установленном порядке получить паспорт гражданина РФ, изготовленный органом федеральной миграционной службы в 2009 г., копия которого представлена суду, его отказ мотивирован религиозными убеждениями, что не отрицалось Зайцевым В.В. в судебном заседании. В связи с чем ссылка Зайцева В.В. о неисполнении УФМС судебных решений не соответствует фактическим обстоятельствам. С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами Зайцева В.В. о том, что ему созданы препятствия к участию в выборах в результате действий органа федеральной миграционной службы. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении органом федеральной миграционной службы, либо территориальной избирательной комиссией права Зайцева В.В. на участие в выборах президента РФ, суд не усматривает. Каких-либо доказательств нарушения Конвенции о защите прав человека из-за злоупотребления служебным положением, вмешательства в личную, семейную жизнь, дискриминации, в том числе, на выбор места жительства, чувств верующего человека и свободу выражать свое мнение, отсутствие эффективной судебной защиты его прав с 2000 г. по 2012 г., Зайцевым В.В. в обоснование своих требований не представлено, равно как заявитель не ссылается на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и наличие таких доказательств. В связи с чем оснований для удовлетворения указанных требований суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 260.1-261 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении требований заявления Зайцева Владимира Валентиновича об обязании председателя Территориальной избирательной комиссии Узловского района внести изменения в список избирателей, обязании УФМС России по Тульской области в Узловском районе внести исправления в советский паспорт отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом указанного решения. Председательствующий Прямицына Е.А. Решение не вступило в законную силу.