Решение от 16.03.2012 г. по иску Хоревой М.Н. к администрации муниципального образования Партизанское Узловского района о предоставлении квартиры



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Зари А.В.,

при секретаре Жуковой Т.С.,

с участием истца Хоревой М.Н.,

представителя ответчика администрации МО Партизанское по доверенности Роппельд Г.А.,

представителя третьего лица администрации МО Узловский район по доверенности Коготкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134 по иску Хоревой М.Н. к администрации муниципального образования Партизанское Узловского района о предоставлении квартиры,

у с т а н о в и л:

Хорева М.Н. обратилась в суд с иском, указывая, что он состоит на регистрационном учёте по месту жительства в квартире <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и является собственником этой квартиры на основании решения Узловского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации МО г. Узловая и Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ за дом, в котором расположена указанная квартира, был признан непригодным для проживания, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ Хорева М.Н. состоит в списках очерёдности для улучшения жилищных условий под номером 1516.

В ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> полностью разрушился вследствие обрушения крыши, не выдержавшей давления снега, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе: начальника ЖЭУ ФИО1, мастера ЖЭУ ФИО3, главы администрации МО Партизанское ФИО2 и кровельщика ЖЭУ Дергачёва А.П., которая пришла к выводу о непригодности дома для дальнейшего проживания и необходимости расселения жильцов.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе начальника ЖЭУ ФИО1 и мастера ЖЭУ ФИО3 составила акт проверки жилищных условий, которым определила состояние дома как аварийное.

Администрация МО Узловский район письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтвердила, что разрушенный дом восстанавливать не будут.

В связи с невозможность дальнейшего проживания в квартире, собственником которой Хорева М.Н. до сих пор является, очевидной нецелесообразностью восстановления разрушенного дома, ей было предоставлено временное жильё по адресу: <адрес>

По указанному адресу Хорева М.Н. проживает до настоящего времени, но зарегистрирована по нему она была только до ДД.ММ.ГГГГ После наступления указанной даты ее регистрация по месту пребывания по адресу предоставленного ей временного жилья была прекращена.

Между тем, поскольку ее фактическое проживание по данному адресу продолжается, Хорева М.Н. регулярно оплачивает все коммунальные услуги, которые предоставляются ей по этому адресу.

Еще до окончания срока регистрации по месту пребывания во временном жилье, Хорева М.Н. обратилась с заявлением о продлении регистрации в администрацию МО Узловский район, которая письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомила ее о том, что направила соответствующее ходатайство в администрацию МО город Узловая, очевидно, в связи с тем, что предоставленное ей временное жильё является собственностью именно этого муниципального образования. Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО город Узловая отказала ей в продлении регистрации по месту пребывания, мотивируя свой отказ тем, что не имеет полномочий по осуществлению такой регистрации в отношении граждан иных муниципальных образований.

В ДД.ММ.ГГГГ Хорева М.Н. предприняла ещё одну попытку узаконить своё проживание в комнате, предоставленной ей для временного проживания, и повторно обратилась в администрацию МО Узловский район, которая письмом от ДД.ММ.ГГГГ вновь сообщила ей, что готовит соглашение с собственником жилого помещения - администрацией МО город Узловая о продлении срока ее регистрации, обещав сообщить о заключении соглашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, до настоящего времени Хорева М.Н. продолжает проживать в комнате, предоставленной ей для временного проживания, без какой - либо регистрации, то есть формально занимает комнату без законных к тому оснований, но продолжает оплачивать в полном объёме коммунальные услуги и при этом не имеет возможности получать субсидию, право на которую гарантировано ей наличием звания «Ветеран труда», что подтверждается удостоверением.

С учётом сложившейся ситуации, при которой на протяжении более полтора лет администрации МО Узловский район и город Узловая не могут решить вопрос об узаконении ее временного проживания в комнате, которая была предоставлена ей после обрушения дома, считает правомерным требовать предоставления ей другого благоустроенного жилого помещения для постоянного проживания, бесспорное право на получение которого гарантировано ей Законом Тульской области № 341 от 5.11.2002 г. «Об областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фондов в Тульской области на 2002 - 2010 годы».

Постановлением администрации Тульской области от 19.02.2002 г. № 88 «Об областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 - 2010 годы» предусмотрено создание в каждом городе, посёлке маневренного переселенческого фонда для переселения граждан из аварийного жилья в случае обрушения конструкций до момента получения благоустроенных квартир, а также на время проведения капитального ремонта, требующего отселения жителей. Этим же постановлением предусмотрено выделение средств безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилом фонде.

Хоревой М.Н. известно, что разрушенный дом, в котором находилась принадлежавшая ей квартира, был признан аварийным постановлением администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ за «Об утверждении перечня аварийного жилого фонда». Хорева М.Н. предпринимала попытку получения этого постановления для подтверждения аварийного состояния дома путём письменного обращения в администрацию МО Узловский район ДД.ММ.ГГГГ, но письмом этой администрации от ДД.ММ.ГГГГ за ей было отказано в удовлетворении просьбы по той причине, что запрашиваемое ею постановление утратило силу на основании постановления администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ за . Вместе с тем, этим же письмом было подтверждено, что дом <адрес>, все - таки, является аварийным на основании постановления главы МО «г. Узловая и Узловский район» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня жилых зданий и жилых помещений, непригодных для постоянного проживания».

Предоставленная Хоревой М.Н. после разрушения дома комната формально не является для нее даже местом временного проживания ввиду отсутствия необходимой в таких случаях регистрации по месту пребывания в этой комнате. До настоящего времени, несмотря на то, что с момента обрушения дома прошло уже почти шесть лет, ей не предлагается получить безвозмездную субсидию на приобретение благоустроенного жилья, а также не предлагается никаких конкретных вариантов предоставления благоустроенного жилья на постоянной основе.

В результате на сегодняшний день единственное, что Хорева М.Н. действительно имеет, это регистрация по месту жительства в доме, обрушившемся ещё в 2006 году.

Полагает, что в отношении нее имеет место серьёзное нарушение требований законодательства, состоящее в том, что она лишена элементарных мер социальной поддержки со стороны администрации МО Узловский район, очевидно, забывшей о том, что недостаточно только предоставить такому лицу, как она, жильё для временного проживания, но и необходимо закрепить это жильё путём осуществления регистрации по месту пребывания.

Ввиду длительности решения такого простого вопроса, как регистрация ее по месту пребывания в маневренном жилом фонде, и, более того, очевидного нежелания решить этот вопрос, в связи с чем Хорева М.Н. на сегодняшний день формально не имеет вообще никакого жилого помещения для проживания, считает, что может настаивать на предоставлении благоустроенного жилого помещения на постоянной основе по договору социального найма вне очереди на основании пункта 1 статьи 57 ЖК РФ, поскольку ее прежнее жильё признано непригодным для проживания ввиду его аварийного состояния, обусловленного не только ветхостью дома, но и его полным разрушением.

Что касается площади квартиры, на предоставлении которой Хорева М.Н. настаиваю, то она должна быть не менее нормы предоставления из расчёта проживания одного человека.

Просит суд:

- признать за ней право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма;

- обязать ответчика предоставить ей вне очереди квартиру площадью не менее нормы предоставления по договору социального найма.

На исковое заявление Хоревой М.Н. от ответчика администрации муниципального образования Узловский район поступили письменные возражения, из которых следует, что администрация муниципального образования Узловский район не является собственником <адрес>, соответственно не отвечает за качество жилого помещения.

Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Администрация МО Узловский район не принимала решения о сносе дома <адрес>, так же квартира не занята Хоревой М.Н. по договору социального найма.

Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Статьи 85-89 применяются к правоотношениям наймодателя и нанимателя, но истец является собственником спорной квартиры <адрес>

Если бы спорное жилое помещение принадлежало МО Узловский район, то обязанность, по обеспечению жилым помещением истца лежала на администрации МО Узловский район.

Законом Тульской области от 25.11.2008 года № 1141-ЗТО «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Тульской области» - Закон Тульской области от 5.11.2002 года № 341-ЗТО признан утратившим силу, соответственно за истцом не может признано право на предоставление жилого помещения по 341-ЗТО.

В соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 полномочий по обеспечению жилыми гражданами нуждающихся администрация МО Узловский район не имеет.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:

обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Хорева М.Н. зарегистрирована на территории МО Партизанское, в соответствии со ст. 14 131-ФЗ обязанность по обеспечение жилыми помещениями лежит на МО Партизанское Узловского района.

Хорева М.Н. не доказала, что является малоимущей в установленном порядке (Закон Тульской области от 07.07.2006 №722-ЗТО).

В настоящее время жилой фонд, ранее принадлежащий МО Узловский район, передан в собственность муниципальных образований поселений Узловского района.

В администрации МО Узловский район муниципальная долгосрочная программа «Переселения граждан из жилого фонда, признанного непригодным для проживания» отсутствует. Ранее принятая программа отменена в связи с отсутствием жилого фонда и отсутствием полномочий по закону № 131-ФЗ.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения может происходить в порядке статьи 32 ЖК РФ при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, какого либо другого порядка жилищное законодательство не предусматривает.

В связи с вышеизложенным администрация МО Узловский район просит: исключить из числа ответчиков администрацию МО Узловский район; отказать в заявленном требовании Хоревой М.Н. к администрации МО Узловский район.

Истец Хорева М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, уточнила свои требования в части их предъявления, указав, что ответчиком по делу должна являться администрация МО Партизанское Узловского района, к которой она заявляет свои требования об обязании предоставить квартиру. Пояснила, что к администрации МО Узловский район ею исковые требования в настоящий момент не заявляются.

Определением суда от 16 марта 2012 года по согласия истца администрация МО Узловский район исключена из числа ответчиков по делу, как ненадлежащий ответчик и переведена в число третьих лиц по делу.

Представитель ответчика администрации МО Партизанское Узловского района по доверенности Ропельд Г.А. в судебном заседании иск признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление. Пояснила, что в настоящее время муниципальное образование Партизанское осуществляет учет жителей, нуждающихся в жилых помещениях. Истец Хорева М.Н. также состоит на учете, как не обеспеченная жильем. Указала, что у муниципального образования в настоящее время не имеется возможности обеспечить жителей благоустроенным жильем, поскольку строительство не ведется, финансирование отсутствует.

Представитель третьего лица администрации МО Узловский район по доверенности Коготков А.В. в судебном заседании считал, что иск подлежит удовлетворению.

Представитель третьего лица ООО «Уют» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен должным образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. При вынесения решения полагается на усмотрение суда.

Представитель третьего лица администрации МО город Узловая Узловского района в судебное заседание не прибыл, представлено письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, по иску не возражают.

Выслушав стороны, изучив мнения неявившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно копии решения Узловского городского суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ истец Хорева М.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности Хоревой М.Н. зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.

В указанном жилом помещении истец Хорева М.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой с места жительства.

Из копии акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией в составе: начальника ЖЭУ ФИО1, мастера ЖЭУ ФИО3, главы администрации МО Партизанское ФИО2 и кровельщика ЖЭУ Дергачёва А.П., следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не пригодно для дальнейшего проживания, жильцы подлежат расселению.

Как следует из копии акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленному начальником ЖЭУ ФИО1 и мастером ЖЭУ ФИО3, состояние дома определено как аварийное.

Согласно копии сообщения администрации МО Узловский район на имя истца Хоревой М.Н. от ДД.ММ.ГГГГ исх. , постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом признан непригодным для проживания и включен в долгосрочную муниципальную целевую программу «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Узловскому району Тульской области на 2009 - 2012 годы», утвержденной постановлением администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ . Граждане из дома будут переселены в новые жилые помещения в соответствии с очередностью, предусмотренной программой. <адрес> восстанавливаться не будет.

Постановлением администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ утратившими силу признаны следующие постановления администрации МО Узловский район:

постановление администрации муниципального образования Узловский район от 15.07.2009 N 615 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Узловскому району Тульской области на 2009 - 2012 годы»;

постановление администрации муниципального образования Узловский район от 30.03.2011 N 308 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Узловский район от 15.07.2009 N 615 «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Узловскому району Тульской области на 2009 - 2012 годы».

Согласно сообщению администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ исх. , истец Хорева М.Н. состоит в списках очередности для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, очередь .

Из справки с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО УК «Жилкомхоз», следует, что истец Хорева М.Н. временно проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>

Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по программе «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Узловскому району Тульской области на 2009 - 2012 годы» истцу предоставлено не было, а период временной регистрации Хоревой М.Н. в комнате <адрес> истек ДД.ММ.ГГГГ, она вынуждена обращаться в администрации муниципальных образований по вопросу продления регистрации по месту пребывания. Однако положительных результатов Хоревой М.Н. не достигнуто, что подтверждается копиями ответов администраций муниципальных образований.

Иного жилого помещения на праве собственности истец Хорева М.Н. не имеет, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимого имущества.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, которые находятся вне сферы их контроля.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

До настоящего времени постановление администрации МО «г. Узловая и Узловский район» от ДД.ММ.ГГГГ о признании непригодным для проживания спорного жилого дома, не утратило силу, в связи с чем долгое не решение вопроса со стороны администраций муниципальных образований о предоставлении истцу Хоревой М.Н. жилого помещения, является нарушением ее права на предоставление такого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Таким образом, с учетом исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, представленных сторонами, судом установлена объективная нуждаемость Хоревой М.Н. в жилом помещении. Прежнее жилое помещение истца в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции, в связи с чем суд полагает, что имеются основания для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Разрешая вопрос о размере и характере благоустройства жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу Хоревой М.Н. на условиях социального найма, суд, с учетом положений ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, считает необходимым обязать администрацию МО Партизанское Узловского района, обладающую правом постановки на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставить истцу на условиях договора социального найма жилое помещение, расположенное в границах муниципального образования Партизанское Узловский район Тульской области, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее нормы предоставления, а также отвечать установленным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Хоревой М.Н. удовлетворить.

Признать за Хоревой М.Н. право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Обязать администрацию муниципального образования Партизанское Узловского района Тульской области предоставить Хоревой М.Н. вне очереди квартиру, расположенную в границах муниципального образования Партизанское Узловского района Тульской области площадью не менее нормы предоставления по договору социального найма.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем ее подачи в Узловский городской суд Тульской области.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу