Решение от 28.03.2012 г. по иску Бровкина С.В. к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение звания «Ветеран труда»



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Зари А.В.,

при секретаре Жуковой Т.С.,

с участием

истца Бровкина С.В.,

представителя ответчика по доверенности Котовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 240 по иску Бровкина С.В. к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение звания «Ветеран труда»,

установил:

Бровкин С.В. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Вместе с заявлением Бровкин С.В. предоставил в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» необходимый пакет документов.

Рассмотрев заявление Бровкина С.В., ответчик отказал ему в присвоении звания «Ветеран труда».

Считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку имеет право на пенсию за выслугу лет и награжден ведомственными медалями.

Просит суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».

На исковое заявление Бровкина С.В. от ответчика поступили письменные возражения, согласно которым Управление социальной защиты населения исковые требования не признает, при этом исходит из следующего.

Руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797 - ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» … лицам, претендующим на присвоение звания «Ветеран труда» необходимо иметь документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В соответствии со статьями 3, 10, 77, 88, 90 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж (т.е. общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении): мужчинам - не менее 25 лет (при достижении 60-летнего возраста), женщинам - не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Пенсия же за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Причем, действие данного Закона не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет.

В статье 30 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержатся правовые нормы, связанные с необходимостью наличия у гражданина общего трудового стажа и регулирующие учет пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу нового пенсионного законодательства.

В соответствии со статьей 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется в установленном порядке в зависимости от продолжительности общего трудового стажа. При этом исходя из норм пунктов 3 и 5 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ различаются полный и неполный (имеющийся) общий трудовой стаж.

Под полным трудовым стажем в Законе от 17.12.2001 № 173-ФЗ понимается 25 лет для мужчин и 20 лету женщин. На основании изложенного, для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости», надлежит учитывать трудовой стаж в 25 лету мужчин и 20 лету женщин.

На основании вышеизложенного и учитывая, что трудовой, стаж Бровкина С.В. составляет менее 25 лет, то это не дает оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда».

Просит в удовлетворении исковых требований Бровкина С.В. отказать.

На исковое заявление Бровкина С.В. от третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области поступил письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» одним из условий присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием государственных или ведомственных наград за трудовые отличия является наличие у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Право на получение пенсии за выслугу лет не означает, что истец имеет право на получение звания «Ветеран труда», равно как и присвоение звания «Ветеран труда» не требует фактического его выхода на пенсию за выслугу лет.

Ключевым понятием в указанной норме закона является понятие «трудовой стаж». В Законе Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» используется терминология Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственных пенсиях), который трактует понятие «трудовой стаж» следующим образом:

трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсий, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

Закон о трудовых пенсиях трактует понятие страховой стаж следующим образом:

страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

К иным периодам в соответствии со статьей 11 Закона о трудовых пенсиях относится в том числе: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пункт 2 ст. 11. Закона о трудовых пенсиях разъясняет, что периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 10 Закона о трудовых пенсиях это: периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 12 Закона о трудовых пенсиях исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой статьи 13 вышеназванного закона в общий трудовой стаж включаются: трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (до 1 января 2002 года); страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Закон о трудовых пенсиях вступил в силу 1 января 2002 года. До указанной даты действовали нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в соответствии со ст. 90 которого в трудовой стаж включалась служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн.

Таким образом, в силу статьи 10 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», статьи 30 Закона о трудовых пенсиях - трудовым стажем, необходимым для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, является именно стаж, составляющий не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Право на присвоение звания «Ветеран труда» у указанной категории лиц возникает если: имеется выслуга 25 календарных лет и более для мужчин и 20 календарных лет и более для женщин по состоянию на 1 января 2002 года; выслуга по состоянию после 1 января 2002 года и стаж работы (независимо от продолжительности), засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Законом о Трудовых пенсиях, в совокупности составляют 25 календарных лет и более для мужчин и 20 календарных лет и более для женщин.

Учитывая, что трудовой стаж истца составляет менее 25 лет, присвоить звание «Ветеран труда» не представляется возможным.

Просит суд в удовлетворении заявленных истцом требований отказать в полном объёме.

Истец Бровкин С.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, при этом указала, что продолжительность трудового стажа истца не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав истца и представителя ответчика, изучив мнение третьего лица, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Бровкина С.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 1 которого определены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Отношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы в статье 7 названного Федерального закона, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В целях реализации этих положений Федерального закона Тульской областной Думой принят закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.

В силу положений ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В судебном заседании установлено, что истец Бровкин С.В. имеет право на пенсию по выслуге срока службы в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел, что подтверждается справкой ФКУ УК УФСИН России по г. Москве № 50/ТО/2/8.

Бровкин С.В. награжден медалями «За службу» 3 степени и «За отличие в службе» 2 степени, что подтверждается копиями удостоверений.

Таким образом, Бровкин С.В. награжден ведомственными знаками отличия в труде и имеет право на получение пенсии за выслугу лет по линии уголовно - исполнительной системы.

В ДД.ММ.ГГГГ Бровкин С.В. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», и представил все необходимые документы.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Бровкину С.В. звания «Ветеран труда» послужило то обстоятельство, что согласно представленным документам его общий трудовой стаж составил менее 25 лет, то есть истец не выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

С данными утверждениями ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.

Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечений» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены и военнослужащие.

Статья 2 названного выше Федерального закона РФ предусматривает, что военнослужащие - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооружений Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах, и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации федеральных органах правительственной связи и информации, войск гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю над оборотом наркотических средств, психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Статьей 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении» установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению и данной нормой предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к которым относится истец Бровкин С.В.

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» - лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Истец Бровкин С.В. в настоящее время имеет право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц» от 12.02.1993 г. № 4468-1, то есть возможность реализации права на государственное пенсионное обеспечение, что соответствует основаниям возникновения права на пенсию и порядку ее назначения, предусмотренными положениями Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

Определяя стаж истца Бровкина С.В. достаточным для присвоения звания «Ветеран труда», суд учитывает также положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П, раскрывающие конституционно - правовой смысл понятий «пенсия за выслугу лет» и «выслуга лет».

Так, Конституционный Суд РФ в указанном постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечёт обязанности прекратить её.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что у истца Бровкина С.В. имеются основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно ч. 2 Постановления Администрации Тульской области от 8.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

Таким образом, поскольку истец Бровкин С.В. награжден ведомственными знаками отличия в труде и имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд находит его требования о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» создано в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Узловского района Тульской области.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что обязанность по выдаче Бровкину С.В. удостоверения «Ветеран труда» необходимо возложить на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района».

Доводы ответчика и третьего лица, изложенные в возражениях и отзыве, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются установленными в ходе рассмотрения дела обстоятельствами.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в состав которых в соответствии со ст. 88 ГПК РФ входят госпошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Бровкина С.В. удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения Тульской области
«Управление социальной защиты населения Узловского района» в присвоении Бровкину С.В. звания «Ветеран труда» незаконным.

Признать за Бровкиным С.В. право на присвоение звания «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» присвоить Бровкину С.В. звание «Ветеран труда» и выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Бровкина С.В. в возврат уплаченной государственной пошлины 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Заря

Решение не вступило в законную силу.