Решение от 09.04.2012 по иску Баиловой Г.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочную пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

9 апреля 2012 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Казгалеевой М.И.,

при секретаре Грушихине А.В.,

с участием истца Баиловой Г.В.,

представителя ответчика по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Баиловой Г.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочную пенсию,

у с т а н о в и л:

Баилова Г.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочную пенсию, указывая следующее.

В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она проживает в городе <адрес>, и в соответствии со ст.ст. 33 и 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

Решением Комиссии Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии ей отказано в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.

По изложенным основаниям считает решение комиссии незаконным, просит признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, и взыскать в её пользу возмещение расходов по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании Баилова Г.В. поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании требования истца о снижении пенсионного возраста не признала. Указала, что проживание истца в зоне с правом на отселение составляет <данные изъяты> дней, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом – <данные изъяты>. На основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст..33 или ст.34. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно. Суммирование льгот по различным основаниям вышеназванным законом не предусмотрено. Считала, что возраст выхода истца на пенсию может быть снижен на 3 года за проживание в зоне с правом на отселение, или на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии просила отказать.

Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Баилова Г.В. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о назначении досрочной пенсии по старости, что подтверждается копией её заявления.

Комиссией Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ установлен недостаточный возраст Баиловой Г.В. для назначения государственной пенсии по старости, что следует из протокола заседания комиссии.

Решением Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Баиловой Г.В. досрочной государственной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста отказано.

Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно статьи 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32 - 35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения № 237-р, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 года, территория города Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение.

Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года, статус территории города Узловая с 01 февраля 1998 года был изменен и стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Судом установлено, что Баилова Г.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время продолжает проживать в городе <адрес>, что подтверждается справками <данные изъяты> (л.д.24-26).

Проживание Баиловой Г.В. в зоне с правом на отселение в периоды ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> дней,

Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, а всего на 3 года.

Проживание Баиловой Г.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии) составляет <данные изъяты>.

Следовательно, в силу положений п. 8 ст.13, ст.34, 35 Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, а всего на 3 года.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истицы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила <данные изъяты>.

Вместе с тем, согласно положениям ст.ст.33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Баилова Г.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

Наличие у истца трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

При этом суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о том, что право пенсионного обеспечения истец приобретет не ранее достижения возраста 52-х лет, поскольку снижение пенсионного возраста при условии, что граждане относятся к двум и более категориям лиц, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.2001 г., возможно только по одному основанию.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера, наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

В связи с чем доводы ответчика о возможности снижения возраста выхода на пенсию лишь по одному из оснований, предусмотренных вышеназванным законом, не основана на нормах действующего законодательства и ущемляет права и законные интересы пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Баиловой Г.В. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последней достаточного возраста не основан на законе, а заявленные истцом исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

Баилова Г.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией общегражданского паспорта. Право выхода на пенсию истец приобрела ДД.ММ.ГГГГ, но за назначением государственной пенсии по старости обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

По основаниям ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Баиловой Г.В. удовлетворить.

Признать решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Баиловой Г.В. досрочной государственной пенсии по старости незаконным.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Баиловой Г.В. досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Баиловой Г.В. в возврат госпошлины <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем принесения апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.И. Казгалеева

Решение не вступило в законную силу.