РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 апреля 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Зари А.В., при секретаре Жуковой Т.С., с участием истца Комиссаровой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-326 по иску Комиссаровой Л.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию, у с т а н о в и л: Комиссарова Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную государственную пенсию, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе) с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии. В назначении пенсии ей отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории зоны с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на территории с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Просит признать за ней право на назначение досрочной государственной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика назначить указанную пенсию. От представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в <адрес> и <адрес> поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. ДД.ММ.ГГГГ Комиссарова Л.А. обратилась в Управление ПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просила назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991г. зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона от 15.05.1991г.; продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др. В соответствии с нормами статей 32-37 Закона от 15.05.1991 г. пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации. Проживание Комиссаровой Л.А. в зоне с правом на отселение составляет: 4 года 6 месяцев 18 дней. Проживание Комиссаровой Л.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет: 21 год 1 месяц 16 дней. Таким образом, применительно к истцу, возраст выхода на пенсию может быть снижен за проживание в следующем порядке. На первоначальную величину за проживание на территории зоны с правом на отселение (г. Узловая) истец не имеет право, так как отсутствует факт проживания (работы) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дополнительно на 1 год за каждые полные 3 года, но не более чем на 5 лет в общей сложности, то есть истец приобретет право выхода на пенсию в 54 года (55 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 1 год (снижение по Закону о ЧАЭС) = 54 года). На первоначальную величину за проживание (работу) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом истец имеет право, так как присутствует факт проживания (работы) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дополнительно на 1 год за каждые 4 года, но не более чем на 3 года в общей сложности, т.е. истец приобретет право выхода на пенсию с 52 лет (55 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 3 года (снижение по Закону о ЧАЭС) = 52 года). Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии в возрасте 50 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года на 5 лет. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. Возмещение вреда и меры социальной поддержки определяются статьями 14-22 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, определяется статьями 29-37 раздела IV вышеназванного Закона. Суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, указанным в статье 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991 г., предоставлено абзацем 4 статьи 28.1 вышеназванного Закона. При этом установление пенсии, предусмотренное статьями 30-37 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 и одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (досрочной) в соответствии с подпунктами 1-12 пункта 1 статьи 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом. В исковом заявлении истец, обосновывая свое право на пенсию в возрасте 50 лет, ссылается на Определение Конституционного суда № 403-О от 11.07.2006 г. Считают, что ссылка в данном случае на вышеуказанное Определение несостоятельна, поскольку Конституционным Судом рассматривался вопрос о праве на пенсию граждан независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсию. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также не содержит норм, подтверждающих право на суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста. Считают отказ в назначении пенсии Комиссаровой Л.А. со снижением пенсионного возраста законным, так как на день обращения за назначением пенсии нормы статьи 33, 28.1 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 к истцу применены быть не могут. Просят суд в удовлетворении исковых требованиях Комиссаровой Л.А. отказать в полном объеме. В судебном заседании истец Комиссарова Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен должным образом. Причина неявки суду неизвестна. Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Новомосковска Тульской области была отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно указанному распоряжению территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года её статус был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Как следует из копии решения ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссаровой Л.А. отказано в назначении государственной пенсии по старости на основании ст. 33,34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (л.д. 11-13). Согласно справкам ЖЭСК - II от ДД.ММ.ГГГГ и ООО УК «Жилкомхоз» от ДД.ММ.ГГГГ, истец Комиссарова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в г. Новомосковске Тульской области, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в г. Узловой Тульской области. Указанные города в настоящее время отнесены к зоне с льготным социально-экономическим статусом. В тоже время истец Комиссарова Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в городе Узловой Тульской области, территория которого в указанный период была отнесена к зоне с правом на отселение (л.д. 22,23). Таким образом, истец Комиссарова Л.А. на момент обращения за назначением пенсии имеет 4 года 6 месяцев 18 дней проживания в зоне с правом на отселение и 21 год 1 месяц 16 дней проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, в силу положений ст. 13, ст.ст. 33, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец Комиссарова Л.А. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за проживание (работу) на территории зоны с правом на отселение и на первоначальную величину 1 год и дополнительную величину на 3 года за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом более 20 лет. Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Проживая на территории зоны с правом на отселение, Комиссарова Л.А. приобрела право на максимальное снижение пенсионного возраста в 5 лет в зависимости от времени проживания на загрязненной территории, в связи с чем последующее изменение статуса зоны её проживания (работы) не может лишать ее права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере. Вместе с тем, исчисление такого снижения должно производиться в порядке, установленном соответственно ст.ст. 33 и 34 закона № 1244-1, то есть 1 год за три года проживания или работы в зоне с правом на отселение и 1 год за 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила более 5 лет. Истец Комиссарова Л.А., имея необходимый трудовой стаж, обратилась за назначением льготной государственной пенсии с уменьшением возраста на пять лет по достижению 50 лет, то есть, достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений закона. На основании п.1 ст. 23 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия, предусмотренная этим законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Комиссаровой Л.А. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последней пенсионного возраста, не основан на законе, а заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Комиссаровой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию удовлетворить. Признать за Комиссаровой Л.А. право на досрочное назначение государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ей государственную пенсию с указанной даты. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в пользу Комиссаровой Л.А. 200 (двести) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины. Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий А.В. Заря Решение не вступило в законную силу.