РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 апреля 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Шишкова Н.А., при секретаре Чернобривой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капусткина С.Б. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, у с т а н о в и л: истец Капусткин С.Б. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, ссылаясь на то, что он имеет право на снижение пенсионного возраста с 60 до 50 лет. Право выхода на пенсию в 50 лет возникло у него по двум основаниям. Так, имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании ст.33 и 34 ФЗ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с 26 августа 1986 года по 31 января 1998 года проживал в зоне с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года по 6 марта 2012 года в зоне с льготным социально – экономическим статусом. Вместе с тем, он проработал не мене 12 лет 6 месяцев в качестве рабочего локомотивных бригад и работника отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании п.п.5 п.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. С целью реализации своих пенсионных прав 6 марта 2012 года он с заявлением обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако в назначении пенсии ему было отказано, в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию. Просит признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 6 марта 2012 года; обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ему досрочную трудовую пенсию с 6 марта 2012 года. Истец Капусткин С.Б. в судебное заседание не явился, однако представил письменное заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает и просит их удовлетворить. В судебном заседании представитель истца по ордеру адвокат Хайрулин А.Н. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме. Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала, поскольку истец не достиг пенсионного возраста, но при этом пояснила, что Капусткин С.Б. согласно представленным документам имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет на основании п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Кроме того, истец с 26 августа 1986 года по 31 января 1998 года проживал в зоне с правом на отселение, а с 1 февраля 1998 года по 6 марта 2012 года в зоне с льготным социально – экономическим статусом. На основании ФЗ - № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам ст.ст. 32-37, в соответствии с которыми пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой. Суммирование льгот по различным основаниям, установленных статьями 32-35 вышеназванного закона, не предусмотрено. В данном случае истец приобретет право на пенсионное обеспечение в 52 года. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы, суд пришел к следующему выводу. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что истец с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области 6 марта 2012 года, что не оспаривалось сторонами. Решением № 87 от 13 марта 2012 года Управления пенсионного фонда РФ по Узловскому району Тульской области Капусткину С.Б. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого пенсионного возраста. Однако, суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем пос. Дубовка Узловского района Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус пос. Дубовка Узловского района Тульской области был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. В судебном заседании установлено, что в период с 26 августа 1986 года по 31 января 1998 года истец проживал в пос. Дубовка Узловского района Тульской области, то есть в зоне с проживания с правом на отселение. В связи с чем, истец имеет 11 лет 5 месяцев 5 дней в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 3 года. Из материалов дела следует, что истец с 1 февраля 1998 года по 6 марта 2012 года проживает в пос. Дубовка Узловского района Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом. То есть, истец имеет 14 лет 1 месяц 5 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, то есть всего 3 года. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на 6 марта 2012 года общая величина составила 6 лет. Согласно положениям ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Капусткин С.Б. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Кроме этого, согласно п.п.5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( с изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Из материалов дела следует, что истец имеет не менее 12 лет 6 месяцев работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, и страховой стаж не менее 25 лет, что подтверждено копией трудовой книжки. Данное обстоятельство стороны в судебном заседании не оспаривали. То есть, истец согласно п.п.5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, а всего на 10 лет. Доводы представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истца, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию проживанию (работ) на территории зоны с правом на отселение или на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, не состоятельны по следующим основаниям. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку Капусткину С.Б. 50 лет исполнилось 16 августа 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости он обратился в ПФ 6 марта 2012 года, то право выхода на пенсию истец приобрел с 6 марта 2012 года. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении истцу трудовой пенсии по старости, не основан на законе. Таким образом, исковые требования Капусткина С.Б. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Капусткина С.Б. удовлетворить. Признать за Капусткиным С.Б. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 6 марта 2012 года. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Капусткину С.Б. досрочную трудовую пенсию с 6 марта 2012 года. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Н.А.Шишков Решение не вступило в законную силу.
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно его статьей 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»