ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 апреля 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Прямицыной Е.А., при секретаре Хазанской А.В., с участием истца Александрова А.Е., его представителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Сикачевой А.Н., представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Смирнова Ю.Н., третьего лица Александровой О.А., представителя третьего лица Военного комиссариата Тульской области по доверенности Казанцевой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-212/2011 по иску Александрова Александра Евгеньевича к администрации муниципального образования Узловский район, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и обязании включении в льготный список, установил: Александров А.Е. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Узловский район о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и обязании включения в льготный список, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил воинскую службу на должностях ВС РФ и МВД. Приказом KB МО ВВ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № был уволен в запас по подпункту «а» пункта 2 ст. 51 Федерального Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части № внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № был исключен из списков личного состава части и со всех видов довольствия и направлен на воинский учет в Узловский РВК Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ На момент увольнения из органов внутренних дел его выслуга составила в календарном исчислении 20 лет 26 дней. Согласно справке военного комиссара г. Узловая Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил воинскую службу на офицерских должностях ВС, МВД РФ и постоянной жилплощадью не обеспечивался. В период прохождения военной службы по контракту в в/ч № МВД г. Тула с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес> однокомнатной квартире жилой площадью 18,4 кв.м. В данной квартире зарегистрирована его мать ФИО1, являющаяся собственником квартиры. Постановлением главы администрации муниципального образования г. Узловая и Узловский район № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отнесен к перечню жилых зданий и помещений, непригодных для проживания. Уволившись в запас, в ДД.ММ.ГГГГ г. он обратился в администрацию муниципального образования Узловский район с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи: женой Александровой О.А. и дочерью ФИО2 как военнослужащий, уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом представил имеющиеся документы об увольнении и был уверен, что стоит на очереди, как военнослужащий, уволенный в запас. Однако выяснилось, что 16.07.2004 г. его поставили на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с проживанием в ветхом жилье. На 2004 г. очередь в едином списке была №. По состоянию на 14.12. 2011 г. - №. В ответ на его неоднократные обращения в администрацию муниципального образования Узловский район получил разъяснение о том, что в 2004 г. его не могли перевести в список очередников военнослужащих, уволенных в запас, в связи с тем, что им не был представлен необходимый пакет документов, в том числе, выписка из приказа об увольнении, справка о сдаче жилья по месту службы, справка из военкомата об общей продолжительности военной службы. Также ему было сообщено, что его учетное дело передано в администрацию муниципального образования рабочий поселок Брусянский, где он будет включен в единый список очередников. Полагает данный отказ не законным и не обоснованным как по форме, так и по содержанию по следующим основаниям. Ответчик, признав его нуждающимся в получении жилого помещения, поставил на учет в качестве нуждающегося, однако, отказал в переводе в список очередников военнослужащих, уволенных в запас, по формальным основаниям, официальное решение об отказе с 2004 г. по настоящее время не принял, его об этом не уведомил, хотя обязан был это сделать в соответствии с п. 21 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 4 указанных Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Правилами установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Полагает несостоятельными требования ответчика администрации муниципального образования Узловский район о предоставлении дополнительных документов, поскольку им была предоставлена выписка из приказа командира войсковой части № внутренних войск Министерства внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из списков личного состава части и со всех видов довольствия, из которой видно, что он уволен с действительной военной службы приказом KB МО ВВ МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в запас по подпункту «а» п. 2 ст. 51 Федерального Закона РФ «О воинской обязанности и военной службы» (в связи с организационно-штатными мероприятиями). В предоставлении выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, т.к. данный приказ относится к секретным документам и может быть выслан только по запросу, о чем им сообщалось в жилищную комиссию. Так же не состоятельным считает требование ответчика о необходимости предоставления справки о сдаче жилья по месту службы (КЭЧ). Из представленных выписки из домовой книги, копии поквартирной карточки усматривается, что на момент прохождения службы в г. Тула он проживал и был прописан в квартире матери в <адрес>. Согласно справке военного комиссариата г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ он проходил воинскую службу на офицерских должностях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, постоянной жилплощадью не обеспечивался (основание: личное дело №). Такая справка была им представлена в муниципальные органы, равно как была представлена и справка об общей продолжительности военной службы. Вместе с тем, полагает, что для признания нуждающимся в получении жилья в избранном после увольнения месте жительства предоставление справки КЭЧ не требуется, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются военнослужащими-гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства, а не при постановке на учет. Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при увольнении с военной службы по достижении военнослужащими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, обеспечение жилыми помещениями осуществляется за счет средств Федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Поскольку он уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, признан нуждающимся в получении жилья, так как проживает в ветхом жилье, признанном не пригодным для проживания, имеет необходимую для получения жилья продолжительность военной службы более 10 лет, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 января 2005 г., полагает, что на него распространяется действие Федерального закона «О статусе военнослужащих», в связи с чем он имеет право на получение жилья с составом семьи 3 человека и выбирает обеспечение в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. По изложенным основаниям Александров А.Е. просит суд признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилой площади на состав семьи три человека со дня подачи заявления, возложить обязанность на ответчика включить его с составом семьи 3 человека в льготный список граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилой площади со дня подачи заявления, т.е. с 16.07.2004 г., взыскать с ответчика судебные издержки, состоящие из государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. и оплаты юридических услуг в сумме <данные изъяты> руб. В процессе судебного разбирательства истец уточнил требования в части времени признания за ним права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилой площади на состав семьи три человека – с июля 2004 г. Определением судьи Узловского городского суда Тульской области от 14.02.2012 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования рабочий поселок Брусянский Узловского района. Определением Узловского городского суда Тульской области от 12.03.2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, в качестве третьего лица Военный комиссариат Тульской области, из числа третьих лиц исключен отдел Военного комиссариата Тульской области по Узловскому району. Определением Узловского городского суда Тульской области от 02.04.2012 г. к участию в деле в качестве в качестве третьего лица привлечен Скурятин В.Н. В судебном заседании истец Александров А.Е. требования искового заявления дополнил требованием о взыскании в его пользу расходов на представителя в размере <данные изъяты> руб., требования с учетом уточнения и дополнения поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что по вопросу постановки на очередь на получение жилья в 2004 г. обратился в администрацию муниципального образования Узловский район как военнослужащий, уволенный в запас, писал заявление именно как военнослужащий, представил полный пакет требуемых специалистом администрации документов, за исключением приказа об увольнении №, поскольку этот приказ он не мог представить ввиду его секретности. Полагал, что с указанного времени состоит на очереди на получение жилья как военнослужащий, однако, в 2010 г. в связи с внесением Федеральным законом № 342-ФЗ изменений в Федеральный закон № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым военнослужащим, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г., предусмотрена единовременная денежная выплата, обратился за разъяснением возможности получения выплаты и выяснил, что состоит на очереди как нуждающийся, проживающий в ветхом жилье. Не отрицал, что писал такое заявление, однако, под диктовку сотрудника администрации ФИО3, которая сказала ему, что по этим основаниям он получит жилье быстрее. При этом ему никто ничего не разъяснил, не сказал, что на очередь как военнослужащий он поставлен не будет. Впоследствии в течение нескольких месяцев он приносил в администрацию недостающие документы, поэтому полагал, что собрал все необходимые документы и поставлен на очередь как нуждающийся военнослужащий. Однако в суде он выяснил, что в жилищном деле отсутствует его заявление с просьбой поставить на учет как военнослужащего, уволенного в запас, а также отсутствует часть документов, таких как: справки о сдаче жилья, справка о продолжительности военной службы, которые им предоставлялись в администрацию. Пояснил, что при увольнении со службы льготного удостоверения не получал, рапорт командиру о признании его нуждающимся, не подавал, документы для постановки на очередь собирал самостоятельно, часть затребовал через военкомат, заявление на постановку на очередь подавал лично, при этом писал два заявления – как военнослужащий, имеющий льготы, и как проживающий в ветхом жилье. После того, как в 2010 г. узнал о постановке его на очередь как проживающего в ветхом жилье, устно начал обращаться в администрацию за разъяснениями, однако, получал ответы, что не может быть переведен в льготный список ввиду отсутствия полного пакета документов. С 2011 г. начал обращаться письменно, также получал ответы о необходимости представить документы, которые, по его мнению, должны были находиться в его учетном жилищном деле. При этом полагает, что по существу его заявления не рассматривались, отказа во включении в льготный список на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья не последовало, т.е. решение по его заявлениям не принято. С жилищным делом его никто не ознакомил, расписку о получении поданных им в 2004 г. документов ему не дали. Представитель истца Александрова А.Е. в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Сикачева А.Н. в судебном заседании требования своего доверителя поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что Федеральным Законом № 342-ФЗ установлен порядок и условия обеспечения жильем военнослужащих, уволенных в связи со штатно-организационными мероприятиями, и которые до 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилье, предусмотрены формы обеспечения жильем, которые можно по своему усмотрению заменить получением единовременной денежной выплаты. В этом законе отражено, кто именно имеет право на получение данной выплаты. Александров А.Е. является военнослужащим и как военнослужащий, уволенный с военной службы в запас, обратился в администрацию, предоставил все необходимые документы для постановки на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. То, что он предоставлял документы, усматривается из учетного дела. Там есть приказ об увольнении, содержащий сведения о стаже. Полагает, что если бы не велась речь о военной службе, эти документы в личном деле состоящего в списке очередников по основаниям проживания в ветхом жилье, не появились бы. Пояснила, что льготное удостоверение ее доверитель, действительно не представлял, однако, по ее мнению, сам по себе этот документ не является правоустанавливающим документом, который дает право получения жилья военнослужащим. Александров А.Е. вправе был самостоятельно обратиться в администрацию с заявлением о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении как военнослужащий, уволенный в запас. Считает, что ее доверитель приобрел право на получение единовременной денежной выплаты, поскольку служил более 20 лет, был уволен по организационно-штатным мероприятиям, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.01.2005 г., т.е. все необходимые условия для признания его права на получение ЕДВ имеются. Кроме того, указала, что в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, содержится указание на то, что органы местного самоуправления должны сначала поставить военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, а затем оказать помощь в сборе недостающих документов. В 2004 году ее доверитель встал на учет в качестве нуждающегося, был признан нуждающимся в получении жилья. Администрация поставила Александрова А.Е. в общую очередь, затем перевела в льготную очередь, но не по основаниям нуждаемости как военнослужащего, а по основаниям проживания в ветхом жилье. Между тем, отказа в постановке на очередь как военнослужащий ее доверитель не получал. На его неоднократные обращения администрация предлагает собрать все новые и, якобы, недостающие документы. При этом из сообщений администрации не ясно, почему документы, представленные Александровым А.Е. ранее, считаются отсутствующими. Полагает, что поскольку отказа в постановке в список очередников военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, от администрации не последовало, таким образом, администрация признает за истцом право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с учетом льгот, предоставленных военнослужащим. Сослалась на то, что истец не обладает юридической грамотностью, возможно, что-то неправильно понял, неправильно написал, однако, смысл его обращения в администрацию муниципального образования Узловский район в 2004 году фактически сводится к его намерению встать на очередь на получение жилья как нуждающийся военнослужащий. Сослалась на то, что в возражении соответчика Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области также не указано, что Александров А.Е. не имеет такого права, а имеется ссылка на то, что не хватает документов для осуществления его права. По изложенным основаниям полагает требования Александрова А.Е. о включении его в сводный список военнослужащих-получателей ЕДВ обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представитель ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Смирнов Ю.Н. в судебном заседании требования искового заявления Александрова А.Е. не признал, просил в удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истец состоит на очереди в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по тем основаниям, что проживает в ветхом жилье. Постановка на очередь носит заявительный характер, Александров А.Е. выбрал для себя основание состоять в очереди как нуждающийся по ветхости. Какого-либо заявления в материалах жилищного учетного дела о постановке истца на очередь с учетом льгот, предоставляемых военнослужащим, нет. Ему неоднократно разъяснялось, что для постановки на очередь как военнослужащего ему надлежит представить пакет документов, однако, такие документы до настоящего времени им не представлены. Администрация муниципального образования не отказывала истцу в постановке на очередь как военнослужащего, поскольку такого заявления им не подавалось. Каких-либо доказательств того, что из учетного дела пропали заявление и документы, истцом не представлено. Поэтому полагает, что его право администрацией не нарушено ввиду того, что истец, не представив соответствующие документы, его не реализовал. Третье лицо Александрова О.А. в судебном заседании требования истца поддержала, просила удовлетворить, сославшись на то, что истцом были собраны все необходимые документы для постановки его на очередь как военнослужащего, нуждающегося в получении жилого помещения, эти документы были представлены в администрацию. Однако сотрудник администрации ФИО3 убедила истца в том, что эти документы не представляют ценности, что стройки нет, что жилья не предвидится, и предложила написать ему заявление по основаниям проживания в ветхом жилье, пояснив, что, таким образом, получить жилье ему удастся скорее. Заявление истец писал под диктовку сотрудника администрации ФИО3, склонен был ей доверять, и не имел полного представления о различии этих двух оснований постановки на очередь в качестве нуждающегося. Кроме того, до настоящего момента точного списка документов, необходимых для постановки Александрова А.Е. на учет в качестве нуждающегося в получении жилья как военнослужащего, работниками администрации представлено не было. Никто не разъяснил, какие конкретно документы необходимо собирать. Даже после того, как Александрова А.Е. поставили в список очередников в качестве проживающего в ветхом жилье, он продолжал собирать документы с воинской службы, что и ввело его в заблуждение относительно списка очередников. Представитель третьего лица Военного комиссариата Тульской области по доверенности Казанцева Т.Л. в судебном заседании полагала разрешение требований истца на усмотрение суда. Представила личное дело военнослужащего Александрова А.Е., которое обозрено судом и участниками процесса в судебном заседании. Пояснила, что Александров А.Е. обращался за получением справок, послужного списка в военкомат в 2011 г., сведениями о том, что военкомат подавал документы в администрацию муниципального образования Узловский район для постановки Александрова А.Е. на учет как военнослужащего, нуждающегося в жилом помещении, не располагает, таких сведений в его личном деле нет. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении телеграммы. Причину неявки суду не сообщил. Ранее представитель Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области по доверенности Хохлова Е.Г. представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать Александрову А.Е. в удовлетворении требований, сослалась на то, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие при увольнении с военной службы до 1 января 2005 года должны были быть приняты на учет в качестве нуждающихся по избранному месту жительства в соответствующем органе местного самоуправления. Единый порядок по признанию нуждающимися в получении жилых помещений, постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства гражданам, уволенным с военной службы, определяется Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054. Согласно пункту 17 Правил военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства. Для постановки граждан, уволенных с военной службы, для получения жилья за счет средств федерального бюджета указанными Правилами предусмотрено наличие определенного пакета документов, прилагаемых к рапорту, перечень которых установлен в названной статье. Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами. Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления. На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления. Указывает, что при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях Александровым А.Е. не был представлен полный пакет документов, определенный Правилами и не соблюдена вышеуказанная процедура оформления документов как военнослужащего, уволенного с военной службы. Заявитель представил документы, в соответствии с которыми согласно действовавшему в то время жилищному законодательству Российской Федерации был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в жилье, непригодном для проживания. В связи с чем вопрос о праве на предоставление жилья в порядке очередности будет рассматриваться администрацией муниципального образования Узловский район, где истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по мере переселения граждан из ветхого жилья. Александров А.Е. в списках граждан, состоящих учете по улучшению жилищных условий, как гражданин, уволенный с военной службы до 1 января 2005 года, не числится, в связи с чем не имеется правовых оснований для обеспечения его за счет средств федерального бюджета согласно Закону № 342-ФЗ. Третье лицо Скурятин В.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка, находящаяся в материалах дела. Причину неявки суду не сообщил. Представитель третьего лица администрации муниципального образования рабочий поселок Брусянский Узловского района в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует телефонограмма, находящаяся в материалах дела, переданная зам. главы администрации Сивец И.И., которая просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Представитель третьего лица территориального отдела по Узловскому району комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о вручении судебной повестки. Причину неявки суду не сообщил. В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав истца Александрова А.Е., его представителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Сикачеву А.Н., представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Смирнова Ю.Н., третье лицо Александрову О.А., представителя третьего лица Военного комиссариата Тульской области по доверенности Казанцеву Т.Л., свидетеля ФИО3, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено судом, Александров А.Е. проходил действительную военную службу в Вооруженных силах СССР, РФ и МВД на офицерских должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается послужным списком истца. Приказом командующего войсками Московского округа внутренних войск МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ Александров А.Е. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ по п.п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и абз. 2 п.п. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями) (л.д. 136). Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № по строевой части Александров А.Е. с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части и со всех видов довольствия и направлен для постановки на учет в Узловский РВК Тульской области (л.д. 73). Постановлением главы города и района муниципального образования «город Узловая и Узловский район» от 16.07.2004 г. № 786 Александров А.Е. с составом семьи 4 человека был принят в единый список очередности на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как проживающий в доме, непригодном для проживания, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 61). Согласно письму администрации муниципального образования Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ № очередность истца в едином списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – № (л.д. 16). Обращаясь с вышеназванными требованиями, Александров А.Е. указывал, что подлежал постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в 2004 году в соответствии с требованиями действовавшего в указанный период времени Федерального закона РФ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Проверяя доводы Александрова А.Е., суд приходит к следующим выводам. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд соглашается с утверждением истца о том, что он вправе состоять на учете нуждающихся в жилом помещении согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку имеется совокупность условий, предусмотренных данной статьей: истец является военнослужащим, имеющим продолжительность военной службы более 10 лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Обосновывая свои исковые требования, истец ссылался на то обстоятельство, что его право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения по льготным основаниям как военнослужащего, предусмотренное п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», нарушено по тем основаниям, что ответчик администрация муниципального образования Узловский район не принимает мер к включению его с составом семьи в льготный список граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной денежной выплаты. Данные доводы нельзя признать состоятельными по следующим основаниям. Статьей 13 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года N 4218-1, действовавшего до 01.01.2005 г., т.е. в период возникновения спорных правоотношений, установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (ст. 31 ЖК РСФСР). Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признанных таковыми по основаниям ст. 29 ЖК РСФСР, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. На основании указанных норм Закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.09.1998 г. № 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно п. 8 названных Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 г. № 475) право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению № 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего. Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п. 9 Правил). Пункт 4 указанных выше Правил указывает, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. В соответствии с п. 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Согласно п. 13 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (с приложением перечисленных в указанном пункте документов) с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 14 Правил). В силу п. 16 Правил органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих. При исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы военнослужащие подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из приказа об увольнении; выписка из приказа об исключении из списков личного состава части; справка об отсутствии забронированной жилой площади; справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья; справка финансовых органов части о неполучении субсидий; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации. Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами (п. 17 Правил). Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (п. 7 Правил). Согласно п. 24 указанных правил, из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья. Согласно пункту 28 Правил жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди. 29 пунктом Правил предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что реализация права на обеспечение жилым помещением зависит от воли лица – подачи соответствующего заявления в органы исполнительной власти для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном (подтвержденном) постоянном месте жительства. При этом при подаче соответствующего заявления это лицо должно приложить к нему перечень документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В ходе рассмотрения дела было установлено, что в установленном законом порядке истец при увольнении рапорт по команде о признании его нуждающимся не подавал, льготного удостоверения, предусмотренного вышеуказанными Правилами, не получал. Данные обстоятельства истцом не отрицались, доказательств обратного им не представлено. Обозренное в судебном заседании личное дело уволенного в запас Александрова А.Е. не содержит сведений о нуждаемости его в жилом помещении, равно как не содержит льготного удостоверения. Напротив, в рапорте об увольнении, поданном им командиру войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, Александров А.Е. указал, что жильем он обеспечен, документы просит направить для постановки на воинский учет в военный комиссариат г. Узловая Тульской области. В соответствии с приказом командира войсковой части № внутренних войск Министерства внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № Александров А.Е. был исключен из списков личного состава части, направлен на воинский учет в Узловский РВК Тульской области. Из изложенного следует, что Александровым А.Е. было подтверждено постоянное место жительства – г. Узловая Тульской области, однако, нуждающимся в получении жилья в период прохождения им службы либо при увольнении с военной службы он не признавался. При этом судом также не установлено, что Александров А.Е. обращался в администрацию муниципального образования «город Узловая и Узловский район» с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем данный вопрос не рассматривался жилищной комиссией администрации, соответственно решения об отказе в постановке истца и членов его семьи на учет по указанным выше основаниям не имеется. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельскими показаниями ФИО3, <данные изъяты> комитета ЖК и КХ, строительства, архитектуры, транспорта и связи администрации муниципального образования Узловский район, согласно которым истец обратился в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на очередь для получения жилья, в связи с чем ему был предоставлен список документов, необходимых для постановки на очередь на получение жилья как нуждающегося военнослужащего, однако, требуемые документы он не собрал, заявления о постановке на учет как военнослужащий не подавал. Подал он заявление как проживающий в ветхом жилье, при этом для постановки в такую очередь представил все необходимые документы. В связи с чем заявление истца было рассмотрено, принято решение о включении его с составом семьи в список нуждающихся в жилом помещении, как проживающих в ветхих жилых помещениях, о чем вынесено соответствующее постановление, извещение об этом истцу направлено. Пояснила, что из военного комиссариата каких-либо документов в отношении Александрова А.Е. для постановки его на жилищный учет не поступало, документы он собирал самостоятельно, приходил лично. Указанные свидетельские показания последовательны, логичны, согласуются с материалами дела, в том числе, ответами на обращения Александрова А.Е. заместителя главы администрации муниципального образования Узловский район Окороковой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ № №, заместителя министра-директора департамента социального развития министерства здравоохранения и социального развития Тульской области Николаева Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, заместителя главы администрации муниципального образования Узловский район Склизкова В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 12, 14, 17). Доказательств, дающих основание ставить под сомнение показания должностного лица муниципального органа, в материалах дела не имеется, Александровым А.Е. таких доказательств также не представлено. Проанализировав свидетельские показания с учетом представленных письменных доказательств, в том числе, вышеуказанные ответы на обращения истца, суд не может расценить действия ответчиков как отказ истцу во включении его в льготный список нуждающихся, имеющих право на обеспечение жильем с учетом льгот, предоставляемых военнослужащим, поскольку доказательств того, что истец реализовал свое право постановки на очередь как нуждающийся военнослужащий, в нарушение положений ст. 56 ПК РФ, возлагающей на сторону обязанность доказывания тех обстоятельств, на которые она ссылается как на обоснование своих требований, не доказал. Оспариваемые ответы, по сути, являются разъяснением необходимости представления истцом дополнительных документов для возможности реализации его права на жилье как нуждающегося военнослужащего. Истцом не отрицалось, что, действительно, им не была представлена выписка из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с военной службы, все остальные документы, на которые есть ссылка в ответах на его обращения, были собраны. Вместе с тем, по утверждениям истца, администрация должна была оказывать помощь заявителям в сборе документов, самостоятельно запрашивать необходимые документы. Суд полагает данные утверждения основанными на ошибочном толковании норм материального права. Согласно п. 19 Правил военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления. Органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы. Исходя из анализа приведенной нормы материального права, орган местного самоуправления вправе запрашивать дополнительные сведения, однако, обязанность предоставления документов согласно перечню, установленному Правилами, в том числе, выписки из приказа об увольнении, подтверждающих право истца на включение в льготный список на получение жилого помещения по основаниям наличия соответствующих льгот, возложена на заявителя. Между тем, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ каких-либо доказательств в подтверждение того, что истцом был подан необходимый пакет документов, в том числе, справка о сдаче жилья по месту службы (КЭЧ), справка об общей продолжительности военной службы из военкомата и соответствующее заявление о наличии у него льготы, предусмотренной ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Александровым А.Е. не представлено, ответчиком отрицалось, материалами дела не подтверждено. Доводы Александрова А.Е. о том, что он не был осведомлен о постановке его на очередь как нуждающегося, проживающего в ветхом жилье, предполагал, что состоит на очереди как нуждающийся военнослужащий, необоснованны, опровергаются материалами дела, в том числе, его личным заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, основанием в котором указано проживание в ветхом жилье. При этом свидетель и представитель администрации муниципального образования Узловский район в судебном заседании утверждали, что истцу направлялась выписка из постановления о принятии истца на жилищный учет, однако, сведений не сохранилось. Свидетель поясняла, что истец регулярно обращался к ней устно по вопросу предоставления жилья, что истцом в судебном заседании не отрицалось. Таким образом, истец не лишен был права лично получить решение о постановке его на очередь, выяснить основания принятия на учет. Истец просит о защите нарушенного, по его мнению, права путем признания за ним права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилой площади. Между тем, право установлено законом при соблюдении условий, приведенных в законе. При том, что такое право истцом не реализовано, а лишь имеется основание, по которому он как военнослужащий может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения - проживание в жилье, непригодном для проживания, документов, подтверждающих его право на льготы при постановке на очередь как военнослужащего, в полном объеме им не представлено, какого-либо отказа в реализации своего права от органов местного самоуправления он не получал, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения его жилищных прав. При этом суд учитывает, что истец не лишен возможности реализации жилищного права как военнослужащий, уволенный в запас, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации. Доводы Александрова А.Е. и его представителя в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Сикачевой А.Н. о том, что истец, будучи признанным нуждающимся в жилом помещении по основаниям проживания в жилье, непригодном для проживания, и принятым на очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, до 01.01.2005 г., таким образом, отвечает требованиям, указанным в ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», в связи с чем вправе претендовать на включение в сводные списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной денежной выплаты, нельзя признать состоятельными как основанные на ошибочном толковании норм материального права. В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года N 76-ФЗ (введенного Федеральным законом от 08.12.2010 года N 342-ФЗ и вступившего в действие с 01.01.2011 года), обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При этом положениями ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Исходя из анализа приведенных законоположений в их взаимосвязи, положения ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» распространяются на военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом льгот, предусмотренных ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года N 76-ФЗ, и приравненных к ним иных категорий граждан, перечень которых установлен в ч. 1, 2 ст. 2 ФЗ № 342. На граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по иным основаниям, в том числе, как проживающих в ветхом жилье, не распространяются. Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для признания нарушенным право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и удовлетворения требований об обязании включения его с составом семьи в льготный список граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилой площади. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении исковых требований Александрова Александра Евгеньевича к администрации муниципального образования Узловский район, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и обязании включении в льготный список граждан, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилой площади отказать. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий <данные изъяты> Решение не вступило в законную силу. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>