Решение от 11.05.2012 г. по иску Деминой Т.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о назначении и выплате пенсии по льготному основанию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Зари А.В.,

при секретаре Жуковой Т.С.,

с участием

представителя истца Деминой Т.А. по доверенности Ярышевой Л.А.,

представителя ответчика по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-369 по иску Деминой Т.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о назначении и выплате пенсии по льготному основанию,

установил:

Демина Т.А. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии ей отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории зоны с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время живет в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

Просит суд обязать Управление ПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

На исковые требования Деминой Т.А. от ответчика поступили письменные возражения, из которых следует, что Управление ПФР (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области возражает против назначения истцу пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

Демина Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление ПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просила назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста на 5 лет в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991г. зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона от 15.05.1991г.; продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др.

В соответствии с нормами статей 32-37 Закона от 15.05.1991 г. пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом.

При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации.

Проживание Деминой Т.А. в зоне с правом на отселение составляет: 10 лет 1 месяц 21 день.

Проживание Деминой Т.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет: 14 лет 1 месяц.

Таким образом, применительно к истцу, возраст выхода на пенсию может быть снижен за проживание в следующем порядке.

На первоначальную величину за проживание (работу) в зоне с правом на отселение (<адрес>) истец не имеет право, так как отсутствует факт проживания (работы) в период с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. Дополнительно на 1 год за каждые полные 3 года, но не более чем на 5 лет в общей сложности, то есть истец приобретет право выхода на пенсию с 52 лет (55 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 3 года (снижение по Закону о ЧАЭС) =52 лет).

На первоначальную величину за проживание в зоне с льготным социально-экономическим истец не имеет право, так как отсутствует факт проживания в период с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. Дополнительно на 1 год за каждые 4 года, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть истец приобретет право выхода на пенсию с 52 лет (55 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 3 года (снижение по Закону о ЧАЭС)=52 года).

Истец обратилась с заявлением о назначении пенсии в возрасте 50 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» на 5 лет.

Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию.

Возмещение вреда и меры социальной поддержки определяются статьями 14-22 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, определяется статьями 29-37 раздела IV вышеназванного Закона. Суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, указанным в статье 13 Закона № 1244-1 от 15.05.1991г., предоставлено абзацем 4 статьи 28.1 вышеназванного Закона.

При этом установление пенсии, предусмотренное статьями 30-37 и одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом.

В исковом заявлении истец, обосновывая свое право на пенсию в возрасте 50 лет, ссылается на Определение Конституционного суда № 403-О от 11.07.2006 г. Считают, что ссылка в данном случае на вышеуказанное Определение несостоятельна, поскольку Конституционным Судом рассматривался вопрос о праве на пенсию граждан независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсию. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также не содержит норм, подтверждающих право на суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста.

Считают отказ в назначении пенсии Деминой Т.А. со снижением пенсионного возраста законным, так как на день обращения за назначением пенсии нормы статьи 33, 28.1 Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 к истцу применены быть не могут.

Просят суд в удовлетворении исковых требованиях Деминой Т.А. отказать в полном объеме.

Истец Демина Т.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена должным образом, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Ярышева Л.А. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме. Просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на основания указанные в тексте возражений.

Выслушав представителя истца и ответчика, изучив мнение истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела усматривается, что истец Демина Т.А., достигнув возраста 50 лет, обратилась в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Деминой Т.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Из указанного решения следует, что основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии явилось отсутствие требуемого возраста заявителя.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статья 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение), пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В силу ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года её статус был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Справкой с места жительства, выданной ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что истец Демина Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживала в зоне с правом на отселение (<адрес>), а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в зоне с льготным социально - экономическим статусом (<адрес>)

Согласно копии трудовой книжки трудовой стаж истца составляет более 5 лет.

Проживая на территории зоны с правом на отселение, Демина Т.А. приобрела право на максимальное снижение пенсионного возраста в 5 лет в зависимости от времени проживания на загрязненной территории, в связи с чем последующее изменение статуса зоны её проживания (работы) не может лишать ее права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере. Вместе с тем, исчисление такого снижения должно производиться в порядке, установленном соответственно ст.ст. 33 и 34 закона № 1244-1, то есть 1 год за три года проживания или работы в зоне с правом на отселение и 1 год за 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая положения п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, а также ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что Демина Т.А. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 5 лет, то есть по достижению ею возраста 50 лет (55 лет (общеустановленный пенсионный возраст) минус 3 года (за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение свыше 9 лет) минус 2 года (за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом более 14 лет).

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При таких обстоятельствах требования истца Деминой Т.А. являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд не может согласиться с позицией Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить иск Деминой Т.А.

Признать право Деминой Т.А. на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет на основании Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Деминой Т.А. в возврат уплаченной государственной пошлины 200 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Заря

Решение не вступило в законную силу.