Решение от 25 апреля 2012 года по иску Бойко Натальи Николаевны к администрации муниципального образования Узловский район, администрации МО Каменецкое о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 апреля 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.

при секретаре Мошковой О.В.,

с участием представителя истца по доверенности Маслова А.К.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Мызниковой С.М.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Панюковой А.Ю. и Ежаковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–367 по иску Бойко Натальи Николаевны к администрации муниципального образования Узловский район, администрации МО Каменецкое о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма,

установил:

Бойко Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Узловский район Тульской области, администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, ссылаясь на то, что является нанимателем квартиры <адрес> Узловского района Тульской области.

Постановлением Главы города и района № 691 от 14.09.2001 г. указанный жилой дом был признан ветхим, непригодным для постоянного проживания и включен в областную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области на 2002 – 2010 годы». В заключении межведомственной комиссии указано, что капитальный ремонт и реконструкция дома нецелесообразны, он подлежит списанию, а жители дома должны быть переселены в дома, соответствующие санитарно-техническим нормам. Какого-либо иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма она не имеет, вынуждена проживать в съемной квартире. Полагает, что имеет право быть признанной нуждающейся в жилом помещении. Однако, ее неоднократные обращения к ответчику с заявлением и перечнем необходимых документов для постановки на учет для получения жилья положительного результата не дали, дважды было отказано в постановке на учет без какой-либо мотивации.

По изложенным основаниям, ссылаясь на обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 г., нормы ЖК РФ, просит администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области и администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области признать ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принять ее на соответствующий учет, а также обязать предоставить ей во внеочередном порядке квартиру по договору социального найма, равнозначную по общей площади не менее <данные изъяты> кв.метра квартире <адрес> Узловского района Тульской области.

В судебное заседание истица Бойко Н.Н. не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Маслов А.К. требования своей доверительницы поддержал, просил удовлетворить, ссылаясь на то, что заключение межведомственной комиссии №231 от 05 сентября 2001 года подтвердило, что указанный дом ремонту и реконструкции не подлежит. Данное заключение основывалось на действующей на тот момент Методике по определению непригодности жилых зданий и помещений для проживания, утвержденной приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №177 от 31.12.1999г., не противоречит действующему на сегодняшний момент Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции от 28 января 2006 г. №47 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 №494. Постановление №691 от 14.09.2001 года «Об утверждении перечня жилых зданий и жилых помещений, непригодных для постоянного проживания» главы города и района в настоящее время действует, его никто не отменял. Ответчики каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, в суд не представили. Ссылаясь на определение ВС РФ, указывал, что ст.57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди(список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Это свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения субъективного права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди(по списку внеочередников). Полагал, что при таких обстоятельствах, граждане, проживающие в домах, признанными в установленном порядке непригодными для проживания, реконструкции и ремонту не подлежащими, вправе требовать предоставления благоустроенного жилого помещения независимо от того, состояли ли они на учете либо нет на получение жилого помещения во внеочередном порядке. У истицы на праве собственности какого-либо другого жилья не имеется. Ответчики обязаны предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение - квартиру по договору социального найма, равнозначную по общей площади квартире, занимаемой в настоящее время истицей, независимо от того, состояла ли истица на момент обращения в суд в очереди на получение жилого помещения во внеочередном порядке.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Мызникова С.М. в судебном заседании требования Бойко Н.Н. в части возложения обязанностей по обеспечению ее жилым помещением на администрацию муниципального образования Узловский район не признала, просила в удовлетворении требований к администрации муниципального образования Узловский район отказать, ссылаясь на то, что квартира, в которой зарегистрирована истица, передана в собственность муниципального образования Каменецкое Узловского района по акту приема-передачи, который подписан, в связи с чем в соответствии со ст. 5 Закона Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами», п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обязанность по обеспечению жилыми помещениями жителей п. Каменецкого лежит на МО Каменецкое Узловского района.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Ежакова Н.В. в судебном заседании требования истца признала в части постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В остальной части в удовлетворении заявленных требований просила отказать, ссылаясь на то, что муниципальное образование не имеет возможности предоставить жилую площадь истице ввиду отсутствия таковой и строительства жилищного фонда в муниципальном образовании. Пояснила, что в соответствии с Законом Тульской области от 7 июля 2006 года №722-ЗТО для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданину необходимо предоставить соответствующий пакет документов, в который входит также справка о доходах, подтверждающая, что человек относится к категории малоимущих. Истица такую справку не представила, в связи с чем ей было отказано в постановке на учет. Кроме того, с 1 января 2012 года Программа по переселению граждан из ветхого жилья не действует, т.к. разрабатывается новая программа. Вместе с тем возможности обеспечения жилыми помещениями у администрации не имеется.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Панюкова А.Ю. поддержала мнение первого представителя и требования истца признала в части постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Бойко Н.Н. является нанимателем квартиры <адрес> Узловского района Тульской области и состоит на регистрационном учете в указанной квартире с <данные изъяты> г., что подтверждается выпиской из поквартирной карточки и самой поквартирной карточкой участка <данные изъяты> а также корешком к ордеру на занятие жилплощади, выданному <данные изъяты>, и договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года. Общая площадь занимаемого истицей жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.метра(л.д.11-12,15-17).

Истица выполняет свои обязательство по договору социального найма, что подтверждается копией справки ООО УК «Жилкомхоз»(л.д. 14).

Согласно справке о среднем доходе Бойко Н.Н. за три месяца ее доход составил 6473,81 рубля.

Постановлением главы муниципального образования «Город Узловая и Узловский район» от 14.09.2001 года № 691 жилой дом <адрес> Узловского района Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, имеющий <данные изъяты> износа, включен в перечень жилых зданий и жилых помещений по г. Узловой и Узловскому району, непригодных для постоянного проживания (л.д.18,19, 45-48, 59, 61-63).

Согласно акту № 231 от 05.09.2001 года о признании жилого здания (жилого помещения) непригодным для проживания указанный жилой дом отнесен к категории непригодных для проживания, в связи с нецелесообразностью проведения капитального ремонта и реконструкции дом подлежал списанию, жильцы должны быть переселены в дома, соответствующие санитарно-техническим нормам (л.д. 49,60)

Постановлениями главы администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района № 15 от 16.02.2012 г. и №24 от 11 марта 2012 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» Бойко Н.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.1,2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ст.3 Закона Тульской области от 7.07.2006 года №722–ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и представления им по договорам социального найма жилых помещений», постановления администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района от 3 июня 2011 года №37 «Об утверждении административного регламента администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района по исполнению муниципальной услуги «Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на основании Устава муниципального образования Каменецкое Узловского района(л.д. 25,26,27,28).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).

Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Поскольку жилое помещение, занимаемое Бойко Н.Н. по договору социального найма, признано в установленном порядке непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежит, иного жилого помещения на праве собственности истица не имеет, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Тульской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Тульский филиал, она имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма(л.д. 23-24).

При этом отказ администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Бойко Н.Н. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не основан на законе, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, что установлено в судебном заседании в отношении жилого помещения, занимаемого истцом, и сторонами не оспаривалось. Истицей представлен необходимый пакет документов, в том числе и справка о ее доходе за последние 12 месяцев, из которых фактически истица имела доход только за 3 месяца. Требование ответчика о представлении справки, содержащей сведения о наличии дохода за 12 месяцев, является не основанным на законе, поскольку заявитель несет установленную законодательством ответственность за предоставление неверной информации, а сам ответчик в случае наличия сомнения в достоверности информации не лишен права проверить эти обстоятельства.

разрешая вопрос о технических характеристиках жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу взамен занимаемого им в настоящее время, суд приходит к выводу о том, что вновь предоставляемое жилое помещение должно соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 89 ЖК РФ, т.е. быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей и жилой площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Как следует из выкопировки плана <адрес> из технического паспорта жилого дома <адрес> Узловского района, поэтажного плана квартиры, экспликации к плану, договора социального найма, квартира истицы состоит из двух комнат и кухни, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.метра, в том числе жилую– <данные изъяты> кв.метра(л.д.11-12,20-22).

По смыслу ст. 60 ЖК РФ наймодателем жилого помещения по договору социального найма может выступать исключительно собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.

Вместе с тем, порядок передачи муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Тульской области, установлен Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами» (в редакции от 10.11.2010 г. № 1494-ЗТО).

Согласно ст. 1 данного Закона разграничение муниципального имущества между муниципальными образованиями осуществляется постановлением администрации Тульской области, принятым по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

В силу ст. 5 Закона право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Законом, возникает у принимающей стороны с момента подписания сторонами акта приема-передачи.

В соответствии с распоряжением Правительства Тульской области от 4 апреля 2012 года №159-р «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Узловский район, между муниципальным образованием Узловский район и вновь образованными в его границах поселениями», утверждены перечни имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Узловский район в собственность вновь образованных в его границах поселений, в том числе, муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области. Согласно приложению № 1 к указанному распоряжению, в собственность муниципального образования Каменецкое Узловского района передана квартира расположенная в доме <адрес> Узловского района.

Как следует из акта приема-передачи, данная квартира передана муниципальному образованию Каменецкое Узловского района на основании вышеуказанного распоряжения правительства Тульской области от 24.04.2012 г. № 98. Соответствующими сторонами акт подписан.

В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования Узловский район от 25.04.2012 г. указанная квартира в реестре муниципального имущества муниципального образования Узловский район не состоит. Вместе с тем возникновение права собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Законом Тульской области от 09.06.2008 г. № 1014-ЗТО, обусловлено подписанием сторонами акта приема-передачи имущества.

Поскольку жилищный фонд, находящийся на территории муниципального образования Каменецкое Узловского района, находится в муниципальной собственности данного муниципального образования, суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилья должна быть возложена именно на администрацию МО Каменецкое Узловского района.

Вместе с тем, поскольку внеочередное предоставление жилого помещения истцу обусловлено признанием занимаемого им в настоящее время по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, что не связано с постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и со временем состояния на таком учете, требования истца в части постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма по данному основанию удовлетворению не подлежат. Вместе с тем, это не лишает истца права обращаться к ответчику по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Бойко Натальи Николаевны к администрации муниципального образования Узловский район, администрации МО Каменецкое о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма удовлетворить частично.

Признать Бойко Наталью Николаевну нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Обязать администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области вне очереди предоставить Бойко Наталье Николаевне равнозначное ранее занимаемому жилое помещение по месту ее жительства в границах поселения <данные изъяты> общей площадью не менее <данные изъяты> кв. метра, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.

В удовлетворении остальных требований Бойко Наталье Николаевне отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Узловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение не вступило в законную силу.

Судья В.А. Румянцева