Решение от 17.05.2012 г. по иску Рязанова А.П. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Шишкова Н.А.,

при секретаре Чернобривой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рязанова А.П. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

истец Рязанов А.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, ссылаясь на следующие обстоятельства.

13 апреля 2012 года он обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии, поскольку с 26 апреля 1986 года по 9 сентября 1986 года, с 11 сентября 1986 года по 2 октября 1986 года проживал в зоне с правом на отселение, а с 24 октября 1986 года по 15 апреля 2012 года проживал в зоне с льготным социально – экономическим статусом, и поэтому приобрел право на назначение досрочной пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет.

Однако, 17 апреля 2012 года ответчик отказал ему в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия права в связи с недостаточным возрастом для назначения пенсии.

Просит обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ему трудовую пенсию по старости с 15 апреля 2012 года.

В судебном заседании истец Рязанов А.П. и его представитель по доверенности Чепурина Л.Н. поддержали заявленные исковые требования и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С., возражая по заявленным требованиям, пояснила, что истец с 26 апреля 1986 года по 9 сентября 1986 года, с 11 сентября 1986 года по 2 октября 1986 года проживал в зоне с правом на отселение, а с 24 октября 1986 года по 15 апреля 2012 года проживал в зоне с льготным социально – экономическим статусом.

На основании ФЗ - № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам ст.ст. 32 - 37, в соответствии с которыми пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно. Суммирование льгот по различным основаниям, установленным статьями 32-35 вышеназванным законом, не предусмотрено.

Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статьи 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32 - 35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем г. Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение, а пос. Майский Узловского района Узловского района Тульской области к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. В последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус г. Узловая Тульской области был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что в периоды с 26 апреля 1986 года по 9 сентября 1986 года и с 11 сентября 1986 года по 2 октября 1986 года истец проживал в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение.

В связи с чем, истец имеет 0 лет 5 месяцев 4 дня в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста первоначально на 2 года.

С 24 октября 1986 года по 15 апреля 2012 года истец проживал в пос. Майский Узловского района Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом.

Таким образом, истец имеет 25 лет 5 месяцев 21 день в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.

Согласно представленных материалов 13 апреля 2012 года истец обратился с письменным заявлением о назначении пенсии в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, однако решением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 142 от 17 апреля 2012 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия права в связи с недостаточным возрастом для назначения пенсии.

Вместе с тем, суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на 15 апреля 2012 года общая величина составила 5 лет.

Согласно положениям ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации « № 173 - ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку Рязанову А.П. 55 лет исполнилось 15 апреля 2012 года, а за назначением трудовой пенсии по старости он обратился в ПФ 13 апреля 2012 года, то право выхода на пенсию истец приобрел с 15 апреля 2012 года.

Доводы представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истца, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию (работе) на загрязненной территории с правом на отселение или проживание (работы) в зоне с льготным социально - экономическим статусом не состоятельны по следующим основаниям.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Таким образом, исковые требования Рязанова А.П. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Рязанова А.П. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Рязанову А.П. досрочную трудовую пенсию с 15 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Шишков Н.А.

Решение не вступило в законную силу.