РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 мая 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Зари А.В., при секретаре Яковлевой Ю.О., с участием истца Филиппова Б.Н., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2 - 474 по иску Филиппова Б.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию, установил: Филиппов Б.Н. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии ему отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал на территории зоны с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Просит суд обязать Управление ПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. От представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 7 Федерального Закона РФ № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В соответствии со ст. 10 Федерального Закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», в порядке, предусмотренном Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление ПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением, в котором просил назначить государственную пенсию по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. со снижением возраста на 5 лет в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991 г. зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона от 15.05.1991 г.; продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др. В соответствии с нормами статей 32-37 Закона от 15.05.1991 г. пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации. Проживание истца в зоне с правом на отселение составляет: 6 лет 9 месяцев 15 дней. Проживание истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет: 14 лет 2 месяца 15 дней. Таким образом, применительно к истцу, возраст выхода на пенсию может быть снижен за проживание в следующем порядке. На первоначальную величину за проживание (работу) в зоне с правом на отселение (г. Узловая Тульской области) истец имеет право, так как имеется факт проживания в период с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. Дополнительно на 1 год за каждые полные 3 года, но не более чем на 5 лет в общей сложности, то есть истец приобретет право выхода на пенсию с 56 лет (60 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 4 года (снижение по Закону о ЧАЭС) = 56 лет). На первоначальную величину за проживание (работу) в зоне с льготным социально-экономическим истец не имеет право, так как отсутствует факт проживания (работы) в период с 26.04.1986 г. по 30.06.1986 г. Дополнительно на 1 год за каждые 4 года, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть истец приобретет право выхода на пенсию с 57 лет (60 лет (общеустановленный пенсионный возраст) - 3 года (снижение по Закону о ЧАЭС) =57 лет). Истец обратился с заявлением о назначении пенсии в возрасте 55 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст. 7 ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» на 5 лет. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. Возмещение вреда и меры социальной поддержки определяются статьями 14-22 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, определяется статьями 29-37 раздела IV вышеназванного Закона. Суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, указанным в статье 13 Закона № 1244-1 от 15.05.1991 г., предоставлено абзацем 4 статьи 28.1 вышеназванного Закона. При этом установление пенсии, предусмотренное статьями 30-37 и одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом. В исковом заявлении истец, обосновывая свое право на пенсию в возрасте 55 лет, ссылается на Определение Конституционного суда №403-О от 11.07.2006 г. Считают, что ссылка в данном случае на вышеуказанное Определение несостоятельна, поскольку Конституционным Судом рассматривался вопрос о праве на пенсию граждан независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсию. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также не содержит норм, подтверждающих право на суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста. Считают отказ в назначении пенсии Филиппову Б.Н. со снижением пенсионного возраста законным, так как на день обращения за назначением пенсии нормы статьи 33, 28.1 Закона от 15.05.1991 г. № 1244-1 к истцу применены быть не могут. Просят суд в исковых требованиях Филиппову Б.Н. отказать в полном объеме. В судебном заседании истец Филиппов Б.Н. уточнил исковые требования, просил суд признать его право на досрочную государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку истец Филиппов Б.Н. не достиг возраста, необходимого для назначения государственной пенсии по старости. Выслушав истца и представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года её статус был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Из материалов дела усматривается, что истец Филиппов Б.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Филиппову Б.Н. отказано в назначении досрочной государственной пенсии по старости. Из указанного решения следует, что основанием для отказа в назначении досрочной государственной пенсии явилось отсутствие требуемого возраста заявителя. Как следует из справки с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ, истец Филиппов Б.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в городе Узловой Тульской области. Таким образом, истец Филиппов Б.Н. на момент обращения за назначением пенсии имеет 6 лет 9 месяцев 15 дней проживания в зоне с правом на отселение и свыше 14 лет проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, в силу положений ст. 13, ст.ст. 33, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец Филиппов Б.Н. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину в 2 года и на дополнительную величину в 2 года за проживание (работу) на территории зоны с правом на отселение и на дополнительную величину в 1 год за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом более 14 лет. Суд не может согласиться с позицией Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Проживая на территории зоны с правом на отселение, истец Филиппов Б.Н. приобрел право на максимальное снижение пенсионного возраста в 5 лет в зависимости от времени проживания на загрязненной территории, в связи с чем последующее изменение статуса зоны проживания (работы) не может лишать его права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере. Вместе с тем, исчисление такого снижения должно производиться в порядке, установленном соответственно ст.ст. 33 и 34 закона № 1244-1. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила более 5 лет. Истец Филиппов Б.Н., имея необходимый трудовой стаж (более 5 лет согласно копии трудовой книжки), обратился за назначением льготной государственной пенсии с уменьшением возраста на пять лет по достижению 55 лет, то есть, достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений закона. На основании п.1 ст. 23 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия, предусмотренная этим законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Филиппову Б.Н. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего пенсионного возраста, не основан на законе, а заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: иск Филиппова Б.Н. удовлетворить. Признать за Филипповым Б.Н. право на досрочное назначение государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ему государственную пенсию с указанной даты. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в пользу Филиппова Б.Н. 400 (четыреста) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины. Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий А.В. Заря Решение не вступило в законную силу.