Решение от 24.05.2012 г. по иску Журбиной Н.Ю. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Узловая и Узловский район о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Шишкова Н.А.,

при секретаре Чернобривой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журбиной Н.Ю. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой,

у с т а н о в и л:

истец Журбина Н.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой, ссылаясь на следующие обстоятельства.

9 апреля 2012 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку является матерью инвалида с детства, имеет страховой стаж более 15 лет, кроме того, с 20 октября 1988 года по 31 января 1998 года проживала в зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года по настоящее время проживает в зоне с льготным социально – экономическим статусом. В связи с чем, приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет.

Однако, 17 апреля 2012 года ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия права в связи с недостаточным возрастом для назначения пенсии.

Просит обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 9 апреля 2012 года.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просит обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области перевести ее с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости с 1 мая 2012 года.

Истец Журбина Н.Ю. в судебном заседании поддержала заявленное исковое требование, и просила его удовлетворить в полном объеме. Вместе с тем, добавила, что в исковом заявлении ей были отражены периоды работы и проживания в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально – экономическим статусом. Однако при принятии решения по данному делу просит учитывать лишь периоды ее проживания, поскольку их достаточно для перевода ее с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости с 1 мая 2012 года.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. возражая по заявленным требованиям, пояснила, что у истца имеются основания для снижения возраста выхода на пенсию на 5 лет в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, истец с 20 октября 1988 года по 31 января 1998 года проживала в зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года по 9 апреля 2012 года в зоне с льготным социально – экономическим статусом.

На основании ФЗ - № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам ст.ст. 32 - 37, в соответствии с которыми пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно. Суммирование льгот по различным основаниям, установленным статьями 32-35 вышеназванным законом, не предусмотрено.

Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет трудовая пенсия по старости женщинам назначается по достижению возраста 50 лет, если она имеет страховой стаж не менее 15 лет.

На основании копии паспорта, Журбина Н.Ю. родилась 24 ноября 1966 года в г. Богородицк Тульской области.

Согласно представленных копий медицинских справок, сын Журбиной Н.Ю. – ФИО6 признан инвалидом с детства. Родственные отношения подтверждены копией свидетельства о рождении.

Факт воспитания Журбиной Н.Ю. ее сына - инвалида с детства ФИО6 до достижения им возраста 8 лет, и наличие у истца страхового стажа более 15 лет, в судебном заседании ответчиком не оспаривалось.

Таким образом, Журбина Н.Ю. в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приобрела право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 5 лет.

Вместе с тем, законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статьи 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32 - 35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем г. Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение. В последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус г. Узловая Тульской области был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что в период с 20 октября 1988 года по 31 января 1998 года истец проживала в г. Узловая Тульской области, то есть зоне с правом на отселение.

В связи с чем, истец имеет 9 лет 3 месяца 11 дней в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 3 года.

С 1 февраля 1998 года по 9 апреля 2012 года истец проживала в г. Узловая Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом.

Таким образом, истец имеет 14 лет 2 месяца 8 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.

Согласно представленных материалов 9 апреля 2012 года истец обратилась с письменным заявлением о назначении пенсии в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, однако решением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 143 от 17 апреля 2012 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия права в связи с недостаточным возрастом для назначения пенсии.

Вместе с тем, суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на 9 апреля 2012 года общая величина составила 6 лет.

Согласно положениям ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, а всего с учетом в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 10 лет.

На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку Журбиной Н.Ю. 45 лет исполнилось 24 ноября 2011 года, а за назначением трудовой пенсии по старости она обратилась в ПФ 9 апреля 2012 года, то право на досрочное назначение трудовой пенсии истец приобрела с 9 апреля 2012 года.

Вместе с тем, с 20 февраля 2009 года истцу назначена трудовая пенсия по инвалидности. Данное обстоятельство подтверждено копиями решения заведующим отдела Управления ПФ РФ по г.Узловая и Узловскому району № 1/2288 от 2 марта 2009 года и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом.

В судебном заседании истцом заявлено требование об обязании ГУ Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области перевести ее с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости с 1 мая 2012 года.

В соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17 декабря 2001 года перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1- го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Поскольку Журбиной Н.Ю. с 20 февраля 2009 года назначена трудовая пенсия по инвалидности, а с 9 апреля 2012 года ею приобретено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то перевод ее с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости подлежит с 1 мая 2012 года.

Доводы представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истицы, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию (работе) на загрязненной территории с правом на отселение или проживание (работы) в зоне с льготным социально - экономическим статусом не состоятельны по следующим основаниям.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Таким образом, исковые требования Журбиной Н.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поэтому подлежат взысканию с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в пользу Журбиной Н.Ю. в возврат госпошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Журбиной Н.Ю. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области перевести Журбину Наталью Юрьевну с трудовой пенсии по инвалидности на трудовую пенсию по старости с 1 мая 2012 года.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Журбиной Н.Ю. в возврат госпошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А.Шишков

Решение не вступило в законную силу.