Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 17 мая 2012 года город Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Казгалеевой М.И., при секретаре Грушихине А.В., с участием истца Сорокина К.К., третьего лица Сорокиной Н.И., представителя третьего лица ОАО «Тулаоблгаз» - трест «Узловскмежрайгаз» по доверенности Зубковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по иску Сорокина К.К. к администрации муниципального образования город Узловая Узловского района о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения и обязании принять решение в соответствии с действующим законодательством, у с т а н о в и л : истец Сорокин К.К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № в согласовании переустройства принадлежащей ему квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и обязании выдать разрешение на установку индивидуального отопления в указанной квартире. В обоснование заявленных требований указал, что данная квартира на праве собственности принадлежит ему, а также членам его семьи: жене Сорокиной Н.И. и дочери Сорокиной А.К., с согласия которых им ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО город Узловая Узловского района подано заявление о выдаче разрешения на установку индивидуального отопления. Одновременно с заявлением в администрацию МО <адрес> им был предоставлен пакет необходимых документов, предусмотренных ст. 26 ЖК РФ. Администрацией МО г.Узловая от ДД.ММ.ГГГГ в переводе квартиры истца на индивидуальное отопление отказано. Полагает отказ администрации МО город Узловая Узловского района в согласовании переустройства не основанным на нормах действующего законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 27 ЖК РФ. По изложенным основаниям просит признать отказ администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № в согласовании на установку индивидуального отопления в <адрес> незаконным, обязать ответчика выдать разрешение на установку индивидуального отопления в <адрес>, расположенной в <адрес>. В судебном заседании истец Сорокин К.К. заявленные требования поддержал, уточнив их в части обязания администрации муниципального образования г.Узловая Узловского района принять решение по заявлению о переустройстве принадлежащего ему жилого помещения - <адрес>, расположенной в <адрес>, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом пояснил, что принадлежащая ему квартира расположена на третьем этаже трехэтажного многоквартирного дома, является угловой, зимой в ней холодно и сыро, чем и вызвана необходимость установки в квартире индивидуального отопления. Указал, что в порядке подготовки пакета документов о согласовании переустройства он представил в администрацию МО г.Узловая технические условия филиала ОАО «Тулаоблгаз» трест «Узловскмежрайгаз» № от ДД.ММ.ГГГГ на присоединение к газораспределительной сети объекта газификации природным газом. Технические условия были согласованы администрацией МО <адрес>. На их основании ОАО «Тулаоблгаз» трест «Узловскмежрайгаз» выполнено проектирование системы газоснабжения в его квартире. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МО <адрес> с заявлением о согласовании переустройства принадлежащего ему жилого помещения, предоставив необходимые документы, предусмотренные ст. 26 ЖК РФ, однако им получен отказ, который считает не соответствующим требованиям действующего законодательства и просит обязать ответчика принять новое решение в соответствии с требованиями закона. Представитель ответчика администрации муниципального образования г.Узловая Узловского район в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка о вручении судебной повестки, имеющаяся в материалах дела. Представитель администрации муниципального образования г.Узловая Узловского район по доверенности Шаталова Е.О. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие. В ранее представленном возражении на исковое заявление администрация МО г. Узловая со ссылкой на ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации заявленные истцом требования не признала. В возражении указано, что представленный для согласования пакет документов должен содержать подготовленный и оформленный проект и техническую документацию установки автономной системы теплоснабжения, а также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на установку индивидуального источника отопления. Представленный Сорокиным К.К. протокол общего собрания собственников <адрес>, расположенного по <адрес>, не соответствует нормам действующего законодательства. Также указано, что квартиросъемщик, собственник жилья в многоквартирном доме не имеет права в нарушение технических условий отсоединять, присоединять теплоиспользующие установки, имеющиеся в многоквартирном доме, поскольку система теплоснабжения является неотделимой частью общего имущества многоквартирного дома, отключение которого возможно только на основании проекта, выполненного организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ. Проект должен содержать расчет влияния отключения отопительных приборов на систему отопления здания в целом, расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления, экспертное заключение о теплогидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление. Установка индивидуального отопления должна осуществляться с учетом информации, изложенной в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.10.2008 г. № 01/12070-8-32 «Об установке поквартирных систем отопления». По изложенным основаниям администрация МО г. Узловая в удовлетворении заявленных требований Сорокина К.К. просила отказать в полном объеме. Представитель третьего лица ОАО «Тулаоблгаз»-трест «Узловскмежрайгаз» по доверенности Зубкова С.В. не возражала против удовлетворения требований истца. Пояснила, что трест «Узловскмежрайгаз» при разрешении вопросов установки индивидуальных газовых систем руководствуeтcя решением Собрания депутатов МО г. Узловая Узловского района от 31.03.2010 года «Об утверждении порядка оформления документов на установку индивидуальных поквартирных газовых систем теплоснабжения в муниципальном образовании г. Узловая». Согласно указанному решению, перевод квартиры на индивидуальное отопление необходимо согласовать с рядом организаций, в том числе, с управляющей компанией, сектором по строительству и архитектуре комитета ЖКХ МП, ГО, ЧС и работе с населением администрации муниципального образования г. Узловая, а также получить технические условия для дальнейшего проектирования индивидуальной системы отопления. Для этой цели обществом разработан бланк заявления-заказа, который выдается гражданам. Приобретенный истцом котел «<данные изъяты> об установке которого он заявил, прошел все необходимые согласования, трестом «Узловскмежрайгаз» истцу было выдано заявление-заказ на получение технических условий. Сорокиным К.К. выполнены действия по согласованию технических условий, администрацией муниципального образования г. Узловая разрешено выполнение работ по проектированию индивидуального газового оборудования. Изготовленный проект выдан Сорокину К.К. для дальнейшего оформления переустройства. Третье лицо Сорокина Н.И. в судебном заседании требования истца поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Третье лицо Сорокина А.К. (в браке Матвеева), извещенная о месте и времени судебного заседания, о чем свидетельствует расписка о вручении судебной повестки, в судебное заседание не явилась. Возражений по заявленным требованиям не представлено. По основаниям ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Выслушав мнение истца Сорокина К.К., третьего лица Сорокиной Н.И., представителя третьего лица треста «Узловскмежрайгаз» по доверенности Зубковой С.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Как установлено судом и следует из материалов дела, Сорокин К.К. совместно с женой Сорокиной Н.И. и дочерью Сорокиной А.К. (в браке Матвеевой) зарегистрирован в <адрес>, что подтверждается справкой участка № ООО УК «Жилкомхоз» (л.д. 51). Из выкопировки плана квартиры из технического паспорта усматривается, что указанная квартира является трехкомнатной и расположена на третьем этаже трехэтажного дома (л.д.14). Квартира принадлежит Сорокину К.К., Сорокиной Н.И. и Сорокиной А.К. на праве совместной собственности, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> регистрационным центром, и выпиской из ЕГРП (л.д.13, 134). ДД.ММ.ГГГГ Сорокин К.К. обратился в трест «Узловскмежрайгаз» за выдачей технических условий на установку отопительного котла с герметичной камерой сгорания с коаксиальным дымоотводом <данные изъяты> в принадлежащей ему квартире, что подтверждается копией его заявления (л.д.149). Порядок оформления документов на установку индивидуальных поквартирных газовых систем теплоснабжения в муниципальном образовании г. Узловая Узловского района утвержден Решением Собрания депутатов второго созыва муниципального образования г. Узловая Узловского района от 31.03.2010 г. № 20-137, основанном на нормах Жилищного кодекса РФ и Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (л.д.39-44). Согласно ст. 1 Порядка, установка индивидуальных поквартирных газовых систем теплоснабжения является переустройством жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится по согласованию с администрацией МО г. Узловая. Статьей 2 Порядка предусмотрено, что для установки индивидуальной системы теплоснабжения собственнику помещения или уполномоченному им лицу необходимо: обратиться с заявлением в филиал ОАО "Тулаоблгаз" трест "Узловскмежрайгаз" для получения технических условий (ТУ); согласовать с Управляющей компанией (или ТСЖ) перевод квартиры на индивидуальную газовую систему теплоснабжения (для индивидуальных домов не требуется); получить в секторе архитектуры и строительства комитета жилищно-коммунального хозяйства, мобилизационной подготовки, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и по работе с населением администрации МО г. Узловая (далее - Сектор архитектуры и строительства) разрешение на выполнение работ по проектированию индивидуальной газовой системы теплоснабжения; получить в тресте "Узловскмежрайгаз", осуществляющем эксплуатацию систем газоснабжения и газораспределения на территории Узловского района Тульской области, технические условия на проектирование индивидуальной газовой системы теплоснабжения; заключить договор с проектной организацией, имеющей разрешение на выполнение соответствующего вида работ, на изготовление проектной документации для установки индивидуальной газовой системы теплоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ Сорокиным К.К. от Управляющей компании ООО «Жилкомхоз» получено согласование о переводе квартиры на индивидуальную газовую систему теплоснабжения, ДД.ММ.ГГГГ - разрешение сектора по строительству и архитектуре, комитета жилищно-коммунального хозяйства, мобилизационной подготовки, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и работе с населением администрации МО г. Узловая на выполнение работ по проектированию индивидуальной газовой системы теплоснабжения, которые содержатся в его заявлении в трест «Узловскмежрайгаз». ДД.ММ.ГГГГ филиалом ОАО «Тулаоблгаз»-трест «Узловскмежрайгаз» Сорокину К.К. выданы технические условия на проектирование индивидуальной газовой системы теплоснабжения, на основании которых ДД.ММ.ГГГГ выполнен рабочий проект газоснабжения <адрес> (л.д.81, 19-34). Проектом предусмотрена подача газа низкого давления в помещение кухни для пищеприготовления, отопления, и горячего водоснабжения с дополнительной установкой одноконтурного газового котла <данные изъяты> с герметичной камерой сгорания с коаксиальным дымоотводом (газового оборудования). В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения представляют собой переустройство жилого помещения. В соответствии с ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Пунктом 7 ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по согласованию перепланировок и (или) переустройства жилых помещений в муниципальных образованиях. С целью согласования переустройства квартиры ввиду установки автономного источника отопления, ДД.ММ.ГГГГ Сорокин К.К. обратился в администрацию муниципального образования г.Узловая с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. Часть 2 статьи 26 ЖК РФ определяет документы, необходимые для предоставления в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, собственником данного помещения. Так, собственник должен представить: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 26 ЖК РФ). С собственно заявлением в администрацию МО г.Узловая Сорокиным К.К. были представлены: правоустанавливающий документ на переустраиваемое жилое помещение; проектная документация переустройства жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого жилого помещения; согласие членов его семьи - сособственников переустраиваемого жилого помещения - на переустройство; копии паспортов и свидетельства о заключении Сорокиной А.К. брака. Копии заявления и пакета документов к нему представлены суду стороной ответчика (л.д.68-89). Заявление содержит отметку от ДД.ММ.ГГГГ о принятии документов, входящий номер №. Ни жилое помещение, о проведении переустройства в котором просит Сорокин К.К., ни дом, в котором это помещение находится, памятниками архитектуры, истории или культуры не являются, что является общеизвестным обстоятельством. Частью 4 статьи 26 ЖК РФ предусмотрена обязанность органа, осуществляющего согласование, по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 документов принять решение о согласовании или об отказе в согласовании не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов. По результатам рассмотрения обращения Сорокина К.К. о переустройстве главой администрации муниципального образования город Узловая ДД.ММ.ГГГГ в адрес Сорокина К.К. направлен отказ в согласовании переустройства принадлежащей ему квартиры. Не согласившись с указанным ответом, Сорокин К.К. обратился в суд с требованием о признании отказа незаконным и обязании администрацию МО г.Узловая принять решение в соответствии с действующим законодательством. Судом установлено, что отказывая Сорокину К.К. в согласовании установки, глава администрации МО г.Узловая ссылался на необходимость предоставления комплекта документов, предусмотренных ч. 3 т. 36 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ, в их числе: подготовленного и оформленного проекта и технической документации установки автономной системы теплоснабжения, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусматривающего согласие на установку индивидуального источника отопления всех собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно со ссылкой на п.2 ст.290 Гражданского кодекса РФ администрация МО г.Узловая сообщает, что квартиросъемщик, собственник жилья в многоквартирном доме не имеет права в нарушение технических условий отсоединять, присоединять теплоиспользующие установки, имеющиеся в его квартире, поскольку система теплопотребления является неделимой частью общего имущества жилого дома, отключение которой по частям возможно только согласно проекту, выполненному организацией, имеющей разрешение на выполнение такого вида работ, и содержащему расчет влияния отключения отопительных приборов на систему отопления жилого здания в целом, расчет остаточного теплопотребления от стояков системы отопления, экспертное заключение о теплогидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление. Ответ также содержит ссылку на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.10.2008г. № 01/12070-8-32 «Об установке поквартирных систем отопления», в соответствии с которым должна осуществляться установка индивидуального источника отопления. Между тем, часть 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Согласно части 2 указанной статьи, решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и в соответствии с частью 3 выдается или направляется заявителю не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. Проверяя законность отказа администрации МО г.Узловая в согласовании переустройства, суд приходит к следующему. Как установлено судом, предусмотренные частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ документы для согласования переустройства были представлены Сорокиным К.К. администрации МО г.Узловая. Администрация МО город Узловая в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и на основании Устава муниципального образования является надлежащим органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по согласованию перепланировок и (или) переустройства жилых помещений. Таким образом, законных оснований для отказа в согласовании переустройства жилого помещения истца, предусмотренных п.п. 1 и 2 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ, у администрации МО г. Узловая не имелось. Также отказ администрации МО г.Узловая не соответствует положениям п.3 ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ. Так в отказе указано, что отключение по частям системы теплопотребления в многоквартирном доме возможно только при наличии проекта, выполненного организацией, имеющей разрешение на выполнение такого вида работ, и содержащего расчеты теплопотребления, а также экспертное заключение о теплогидравлическом режиме здания после перевода жилого помещения на индивидуальное отопление. Из материалов дела усматривается, что Сорокиным К.К. в осуществление намерений провести переустройство своей квартиры с изменением её теплоснабжения с центрального на индивидуальное был представлен рабочий проект установки автономного источника теплоснабжения в квартире. Проект выполнен в соответствии с техническими условиями на установку отопительного котла, выданными трестом «Узловскмежрайгаз», согласованными в соответствии с Порядком оформления документов на установку индивидуальных поквартирных газовых систем теплоснабжения в муниципальном образовании г. Узловая Узловского района с Управляющей компанией и разрешенными сектором по строительству и архитектуре, комитета жилищно-коммунального хозяйства, мобилизационной подготовки, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и работе с населением администрации МО г. Узловая. Доказательств несоответствия представленного заявителем проекта установки автономного источника теплоснабжения в квартире требованиям законодательства, отказ администрации г.Узловая не содержит. В судебное заседание доказательств несоответствия проекта также не представлено. Содержащаяся в отказе ссылка на ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, о том, что Сорокиным К.К. не представлено решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о согласии на перепланировку, равно как и довод возражений ответчика о том, что представленный позднее протокол общего собрания не соответствует действующему законодательству, не могут быть приняты судом во внимание, как не основанные на законе, поскольку предоставление такого решения не предусмотрено ч.2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, а требовать другие документы, кроме указанных в этой норме права, в силу ч. 3 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, орган, осуществляющий согласование, не вправе. Ссылка на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.10.2008г. № 01/12070-8-32 «Об установке поквартирных систем отопления» конкретных указаний на несоответствие представленных Сорокиным К.К. к согласованию документов не содержит. Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО г.Узловая достоверных доказательств, подтверждающих допущенные истцом нарушения, влекущие отказ в согласовании переустройства, не представлено. Согласно положениям ст. ст. 55, 56, 57 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Исходя из анализа приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение администрации МО г.Узловая от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласования переустройства жилого помещения истца не соответствует требованиям ч.2 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, поскольку не содержит оснований отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст.27 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем заявленные истцом требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : заявленные Сорокиным К.К. требования к администрации муниципального образования город Узловая Узловского района о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и обязании принять решение в соответствии с действующим законодательством удовлетворить. Признать отказ администрации муниципального образования город Узловая Узловского района от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании переустройства - установки индивидуального отопления в <адрес>, расположенной в <адрес>, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования город Узловая Узловского района принять решение по заявлению о согласовании переустройства в <адрес>, расположенной в <адрес>, в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем принесения апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Решение не вступило в законную силу.