Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Казгалеевой М.И., при секретаре Грушихине А.В., с участием истца Камаевой Л.В., представителя ответчика Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Камаевой Л.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, у с т а н о в и л: Камаева Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости, указывая следующее. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР в <адрес>) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости ввиду достижения ДД.ММ.ГГГГ пятидесятилетнего возраста. Решением Комиссии Пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточным возрастом для назначения пенсии по основаниям ст.ст.33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Не согласившись с данным решением, считает, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, которое возникло у неё по основаниям ст. ст. 33 и 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а затем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она проживает в <адрес>, и имеет <данные изъяты> проживания на территории, отнесенной к зоне проживания с правом на отселение, и <данные изъяты> – на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право при суммировании величин на снижение пенсионного возраста 5 лет. Кроме того, в связи с проживанием в <адрес> на момент совершения аварии на Чернобыльской АЭС она приобрела право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину – два года. В судебном заседании Камаева Л.В. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании полагала, что требования о снижении пенсионного возраста не подлежат удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено, в связи с чем просила отказать в удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии. Возраст выхода истца на пенсию может быть снижен на первоначальную величину 2 года за проживание в зоне с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и дополнительно на 1 год за каждые полные три года, но не более, чем на 5 лет в общей сложности, а всего на 3 года, либо на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Выслушав истца Камаеву Л.В., представителя ответчика по доверенности Кокареву В.С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Камаева Л.В. обратилась с письменным заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, что подтверждается её письменным заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и распиской-уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-34). Комиссией Управления ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен недостаточный возраст Камаевой Л.В. для назначения пенсии по старости, что подтверждается протоколом заседания комиссии № (л.д.24-26). Решением № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> Камаевой Л.В. в назначении досрочной государственной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого возраста было отказано (л.д.23). Суд не может признать данное решение законными и обоснованными по следующим основаниям. На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем город Узловая был отнесен к зоне проживания с правом на отселение, в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус города Узловой был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В судебном заседании установлено, что Камаева Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала, и продолжает проживать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении пенсии) в городе Узловая Тульской области, что подтверждается справкой участка № ООО «Жилкомхоз» (л.д.27). Таким образом, истец имеет <данные изъяты> проживания в зоне проживания с "правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и <данные изъяты> проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 3 года. В силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Камаева Л.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину 1 год и на дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 8 лет. Таким образом, согласно положениям ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Камаева Л.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. Наличие у истца трудового стажа более пяти лет подтверждено представленной копией трудовой книжки (л.д. 15-22), в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось. При этом истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ работала и продолжает работать по настоящее время в ФИО5 Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о том, что право на пенсионное обеспечение согласно правовой оценке представленных документов истец приобретет не ранее чем в 52 года, поскольку снижение пенсионного возраста, когда граждане относятся к двум и более категориям лиц, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.2001 г., возможно только по одному основанию. В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по •возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся -воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. В связи с чем доводы ответчика о возможности снижения возраста выхода на пенсию лишь по одному из оснований, предусмотренных вышеназванным законом, не основаны на нормах действующего законодательства и ущемляют права и законные интересы пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает отказ ответчика в назначении Камаевой Л.В. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у последней достаточного возраста не основанным на законе. На основании п.1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Камаева Л.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией общегражданского паспорта (л.д.8-9). ДД.ММ.ГГГГ Камаевой Л.В. исполнилось 50 лет и возникло право на получение пенсии. За назначением трудовой пенсии по старости она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, пенсия Камаевой Л.В. подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Камаевой Л.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Камаевой Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем принесения апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Решение не вступило в законную силу.
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статьи 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»