решение от 04.06.2012г. по иску Васильевой Любови Карловны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Прямицыной Е.А.,

при секретаре Хазанской А.В.,

с участием истца Васильевой Л.К.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Кокаревой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-510/2012 по иску Васильевой Любови Карловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию,

установил:

Васильева Л.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на то, что она имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года, которое возникло у нее по основаниям ст. ст. 33 и 34 Федерального закона от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с 06.09.1994 года по 31.01.1998 года проживала в зоне с правом на отселение, а с 01.02.1998 г. по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Указала, что с целью реализации своих пенсионных прав она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.

По изложенным основаниям Васильева Л.К. просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 24 апреля 2012 года.

В судебном заседании Васильева Л.К. уточнила заявленные исковые требования, не изменяя основания, просила признать за ней право на назначение досрочной государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить ей досрочную государственную пенсию по старости с 23 апреля 2012 года. Заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании полагала, что требования о снижении пенсионного возраста не подлежат удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца Васильеву Л.К., представителя Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокареву В.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела усматривается, что Васильева Л.К.. обратилась с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось сторонами.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Васильевой Л.К. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого возраста.

Однако суд не может согласиться с мнением ответчика, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем пос. Дубовка Узловского района Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение, в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус пос. Дубовка Узловского района Тульской области был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что истец с 06.09.1994 года по 31.01.1998 года проживала в пос. Дубовка Узловского района Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение.

Таким образом, истец имеет 03 года 04 месяца 25 дней в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 1 год.

Из материалов дела следует, что истец с 01.02.1998 года по ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в пенсионные органы с заявлением о назначении пенсии) проживала в пос. Дубовка Узловского района Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом.

Таким образом, истец имеет 14 лет 02 месяца 17 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Поэтому в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Васильева Л.К. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 4 года.

Таким образом, согласно положениям ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Васильева Л.К. имеет право на снижение пенсионного возраста на 4 года.

Наличие у истца трудового стажа более пяти лет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

При этом суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о том, что право на пенсионное обеспечение согласно правовой оценке представленных документов истец приобретет не ранее чем в 52 года, поскольку снижение пенсионного возраста, когда граждане относятся к двум и более категориям лиц, указанным в ст. 13 Закона № 1244-1 от 15.05.2001 г., возможно только по одному основанию.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

В связи с чем доводы ответчика о возможности снижения возраста выхода на пенсию лишь по одному из оснований, предусмотренных вышеназванным законом, не основана на нормах действующего законодательства и ущемляет права и законные интересы пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Васильевой Л.К. государственной пенсии по старости в связи с отсутствием у последней возраста не основан на законе, а заявленные Васильевой Л.К. исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Право на указанную пенсию у Васильевой Л.К. возникло 23.04.2012 г., однако, за назначением трудовой пенсии по старости она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, право выхода на пенсию истец приобрела с 23.04.2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Васильевой Любови Карловны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.

Признать за Васильевой Любовью Карловной право на назначение досрочной государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года, обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить Васильевой Любови Карловне досрочную государственную пенсию по старости с 23 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Прямицына Е.А.

Решение не вступило в законную силу.