РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 июня 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Румянцевой В.А., при секретаре Мошковой О.В., с участием ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в лице представителя по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-564 по иску Кулешова Юрия Алексеевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию, у с т а н о в и л: Кулешов Ю.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную трудовую пенсию, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР в г. Узловая) с заявлением о назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.ст. 33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В назначении пенсии ему было отказано в связи с недостаточным возрастом. Считает отказ необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в зоне с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Просит обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию с <данные изъяты>. В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просил обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. От представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых они ссылаются на то, что в соответствии со ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста. 25.04.2012 года истец обратился в Управление ПФ РФ в г.Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просил назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991 года, зависит от статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года, и продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации. В соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от 15.05.1991 года, пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства РФ. Проживание истца в зоне с правом на отселение составляет 11 лет 03 месяца 1 день (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом - 14 лет 3 месяца 14 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, применительно к истцу возраст выхода на пенсию может быть снижен либо на 3 года в связи с проживанием в зоне с правом на отселение, либо на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть истец приобретает право выхода на пенсию с 57 лет. Истец обратился с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 55 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на 5 лет. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. Возмещение вреда и меры социальной поддержи определяются ст. 14-22 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, определяется статьями 29-37 раздела IV вышеназванного Закона. Суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, указанным в статье 13 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года, предоставлено абзацем 4 статьи 28.1 вышеназванного Закона. При этом установлении пенсии предусмотренное статьями 30-37 и одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом. В исковом заявлении истец, обосновывая свое право на пенсию в возрасте 55 лет, ссылается на Определение Конституционного суда №403-0 от 11 июля 2006 года. Считаем, что ссылка в данном случае на вышеуказанное Определение несостоятельна, поскольку Конституционным Судом рассматривался вопрос о праве на пенсию граждан независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также не содержит норм, подтверждающих право на суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста. В соответствии со ст.19 ФЗ №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку 55 лет истцу исполняется ДД.ММ.ГГГГ, обращение за пенсией ранее этой даты противоречит вышеуказанной норме Закона. В судебное заседание истец Кулешов Ю.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ранее письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика Управление ПФР в г. Узловая по доверенности Кокарева В.С. исковые требования не признала, поддержав доводы, указанные в возражениях. Суд, выслушав представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года - к зонам проживания с льготным социально - экономическим статусом. Как следует из копии решения ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Кулешову Ю.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии на основании ст. 33-34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста. Как следует из справки участка № ООО УК «Жилкомхоз» г.Узловой Тульской области, Кулешов Ю.А. был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <адрес>, которая до ДД.ММ.ГГГГ относились к зоне с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ - к зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 13). Таким образом, истец на момент обращения за назначением пенсии имеет 11 лет 03 месяца 1 день проживания в зоне с правом на отселение и 14 лет 3 месяца 14 дней - в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, в силу положений п. 8 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года проживания (работы) на территории зоны с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. Исходя из времени проживания истца на загрязненной территории, в силу положений п.п. 7 и 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он также имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста еще и на дополнительную величину в виде 1 года за каждые 4 года проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Согласно представленным материалам ДД.ММ.ГГГГ Кулешов Ю.А. обратился в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении трудовой пенсии. Однако решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом. Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Проживая на территории зоны с правом на отселение, Кулешов Ю.А. приобрел право на максимальное снижение пенсионного возраста в 5 лет в зависимости от времени проживания на загрязненной территории, в связи с чем последующее изменение статуса зоны его проживания (работы) не может лишать его права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере. Вместе с тем, исчисление такого снижения должно производиться в порядке, установленном соответственно ст.ст. 33 и 34 закона № 1244-1, то есть 1 год за три года проживания или работы в зоне с правом на отселение и 1 год за 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 6 лет: 3 года за проживание в зоне с правом на отселение и 3 года - в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Истец, имея необходимый трудовой стаж, обратился за назначением льготной трудовой пенсии с уменьшением возраста на 5 лет до достижения 55 лет-ДД.ММ.ГГГГ, то есть, не достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений закона. Однако, на момент рассмотрения дела в суде Кулешову Ю.А. исполнилось 55 лет, то есть, достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений законов. На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку право Кулешова Ю.А. на досрочную пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ, когда ему исполнилось 55 лет, а за назначением трудовой пенсии по старости он обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, пенсия ему может быть назначена лишь с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Кулешову Ю.А. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего пенсионного возраста, не основан на законе, а заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Кулешова Юрия Алексеевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию удовлетворить. Признать за Кулешовым Юрием Алексеевичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязав Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить ему трудовую пенсию с указанной даты. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе в пользу Кулешова Юрия Алексеевича <данные изъяты>) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение не вступило в законную силу. Судья В.А. Румянцева