Решение от 14.06.2012 г. по иску Тульского природоохранного прокурора к администрации МО Федоровское Узловского района Тульской области о признании бездействия по организации водоснабжения незаконным и обязании организовать водоснабжение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Зари А.В.,

при секретаре Жуковой Т.С.,

с участием прокурора Артасовой С.В.,

представителя ответчика главы администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области Федюниной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-502 по иску Тульского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области о признании бездействия по организации водоснабжения незаконным и обязании организовать водоснабжение,

у с т а н о в и л:

Тульский природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что в результате проверки, проведенной Тульской природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения исполнения законодательства о недрах при осуществлении водоснабжения населения, допущенные администрацией муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области.

Просит суд:

признать бездействие администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области, выразившееся в неорганизации водоснабжения населения населенных пунктов д. Федоровка, д. Болотовка, д. Юлинка, д. Сухановка, д. Ламки, д. Вельмино, д. Крутой Верх Узловского района, незаконным;

обязать администрацию муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области организовать надлежащим образом водоснабжение населения на территории населенных пунктов д. Федоровка, д. Болотовка, д. Юлинка, д. Сухановка, д. Ламки, д. Вельмино, д. Крутой Верх Узловского района, заключив договор с эксплуатирующей организацией, имеющей лицензию на право пользования недрами, для оказания услуг по водоснабжению населения.

В судебном заседании прокурор Артасова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на основания, указанные в тексте искового заявления. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика глава администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области Федюнина Л.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме. Пояснила, что установленные Тульской природоохранной прокуратурой нарушения, вызваны отсутствием организации, имеющей лицензию на право пользования недрами, с целью добычи подземных вод.

Суд, выслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему выводу.

Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о недрах при осуществлении водоснабжения населения в МО Федоровское Узловского района.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области расположены 7 артезианских скважин, посредством которых осуществляется водоснабжение населения в населенных пунктах д. Федоровка, д. Болотовка, д. Юлинка, д. Сухановка, д. Ламки, д. Вельмино, д. Крутой Верх.

Данные артезианские скважины администрацией МО Узловский район переданы на баланс МО Федоровское Узловского района по акту приема-передачи от 31.03.2009 года.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

На основании ч.1 ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, наряду с прочими, недра и подземные воды. На основании ч. 5 ст. 2 этого же Закона, отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Из части 1 ст.23 Закона Российской Федерации «О недрах» следует, что одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами. Поэтому, на основании ч.ч. 1 и 3 ст. 11 вышеуказанного Закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Следовательно, законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления поселения по организации водоснабжения населения на территории муниципального образования.

Установлено, что администрацией муниципального образования Федоровское Узловского района до настоящего времени не заключен договор на обслуживание вышеуказанных артезианских скважин с организацией, имеющей лицензию на право пользования недрами, с целью добычи подземных вод. Обслуживание и содержание артезианских скважин осуществляется населением.

Эксплуатация артезианских скважин в отсутствие указанной выше разрешительной документации и, соответственно, без соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов. Не исполнение администрацией муниципального образования Федоровское Узловского района обязанностей по организации водоснабжения населения на территории муниципального образования ведет к бесконтрольному использованию водозаборных сооружений, создает угрозу загрязнения и истощения недр, тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Обоснованность исковых требований Тульского природоохранного прокурора подтверждается: объяснениями главы администрации (л.д. 6, 7); копией акта приема – передачи имущества от 31 марта 2009 года (л.д. 10-14) и копией сведений об источниках водоснабжения (л.д. 15).

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления Тульского природоохранного прокурора в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать бездействие администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области, выразившееся в неорганизации водоснабжения населения населенных пунктов д. Федоровка, д. Болотовка, д. Юлинка, д. Сухановка, д. Ламки, д. Вельмино, д. Крутой Верх Узловского района, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области организовать надлежащим образом водоснабжение населения на территории населенных пунктов д. Федоровка, д. Болотовка, д. Юлинка, д. Сухановка, д. Ламки, д. Вельмино, д. Крутой Верх Узловского района, заключив договор с эксплуатирующей организацией, имеющей лицензию на право пользования недрами, для оказания услуг по водоснабжению населения.

Взыскать с администрации муниципального образования Федоровское Узловского района Тульской области госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 рублей.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем их подачи в Узловский городской суд Тульской области.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.