РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июня 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Зари А.В., при секретаре Жуковой Т.С., с участием истца Симонова В.И., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в г. Узловая и Узловском районе ОПФР по Тульской области ПФ РФ по доверенности Кокаревой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-597 по иску Симонова В.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области о назначении и выплате пенсии по льготному основанию, установил: Симонов В.И. обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости. В назначении пенсии ему отказано. Считает отказ необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал на территории зоны с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Кроме того, истцом Симоновым В.И. были представлены документы, подтверждающие факт его трудовой деятельности на работе с тяжелыми условиями труда. По мнению истца Симонова В.И. он имеет право на снижение пенсионного возраста на 9 лет. Просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ему пенсии со снижением пенсионного возраста незаконным и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. На исковые требования Симонова В.И. от ответчика поступили письменные возражения, из которых следует, что Управление ПФР (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области возражает против назначения истцу пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 9 лет по следующим основаниям. В соответствии со ст.7 Федерального Закона РФ №173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Согласно п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсии по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Симоновым В.И. были предоставлены документы, подтверждающие право на снижение пенсионного возраста на 5 лет в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а именно: наличие 14 лет 5 месяцев 28 дней специального стажа и 27 лет 4 дня страхового стажа. Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление ПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе с заявлением, в котором просил назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991г. зависит от следующих обстоятельств: статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона от 15.05.1991 г.; продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации и др. В соответствии с нормами статей 32-37 Закона от 15.05.1991 г. пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом. При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства Российской Федерации. Проживание в зоне с правом на отселение у истца составляет: 9 лет 8 месяцев 27 дней. Проживал: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом у истца составляет: 14 лет 01 месяц 28 дней. Был зарегистрирована: г. Узловая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, применительно к истцу, возраст выхода на пенсию может быть снижен за проживание в следующем порядке. На первоначальную величину за проживание в зоне с правом на отселение (г. Узловая) истец не имеет право, так как отсутствует факт проживания в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года. Дополнительно на 1 год за каждые полные 3 года, но не более чем на 5 лет в общей сложности, то есть истец приобретет право выхода на пенсию с 52 лет (60 лет (общеустановленный пенсионный возраст) минус 3 года (снижение по Закону о ЧАЭС) минус 5 лет (за работу с тяжёлыми условиями труда) = 52 года). На первоначальную величину за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом истец не имеет право, так как отсутствует факт проживания в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года. Дополнительно на 1 год за каждые 4 года, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть истец приобретет право выхода на пенсию с 52 лет (60 лет (общеустановленный пенсионный возраст) минус 3 года (снижение по Закону о ЧАЭС) минус 5 лет (за работу с тяжёлыми условиями труда) = 52 года). Истец обратился с заявлением о назначении пенсии в возрасте 51 года, претендуя на снижение возраста, установленного ст. 7 ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях» на 9 лет. В исковом заявлении истец, обосновывая свое право на пенсию в возрасте 51 года, также ссылается на то, что за проживание в двух зонах ему полагается снижение возраста на 5 лет. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. Возмещение вреда и меры социальной поддержки определяются статьями 14-22 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, определяется статьями 29-37 раздела IV вышеназванного Закона. Суммирование уменьшения возраста выхода на пенсию по старости гражданам, указанным в статье 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991 г., предоставлено абзацем 4 статьи 28.1 вышеназванного Закона. При этом установление пенсии предусмотренное статьями 30-37 и одновременно имеющим право на назначение трудовой пенсии по старости (досрочной) в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1-9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и по их желанию по одному из оснований предусмотренных настоящим Законом, то есть применяется статья 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 33 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» или статья 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС». Считают отказ в назначении пенсии Симонову В.И. со снижением пенсионного возраста законным, так как на день обращения за назначением пенсии нормы статьи 33, 28.1 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 к истцу применены быть не могут. В исковом заявлении истец, обосновывая свое право на пенсию в возрасте 51 год, ссылается на Определение Конституционного суда № 403-О от 11.07.2006 г. Считают, что ссылка в данном случае на вышеуказанное Определение несостоятельна, поскольку Конституционным Судом рассматривался вопрос о праве на пенсию граждан независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» также не содержит норм, подтверждающих право на суммирование льгот по снижению общеустановленного пенсионного возраста. Просит суд в исковых требованиях Симонову В.И. отказать в полном объеме. Истец Симонов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на основания указанные в тексте возражений. Право на снижение истцу пенсионного возраста на 5 лет за тяжелые условия труда, представителем ответчика не оспаривалось. Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Из материалов дела усматривается, что истец Симонов В.И., достигнув возраста 51 года, обратился в Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу Симонову В.И. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Из указанного решения следует, что основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии явилось отсутствие требуемого возраста заявителя. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в том числе относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8). Статья 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение), пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. В силу ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Как следует из копии решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, истец Симонов В.И. проживал на территории зоны с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (г. Узловая Тульской области), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - в зоне с льготным социально-экономическим статусом (г. Узловая Тульской области). Также истец Симонов В.И. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет за тяжелые условия труда. Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 1 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года её статус был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Страховой стаж истца составляет более 5 лет. Проживая на территории зоны с правом на отселение, Симонов В.И. приобрел право на максимальное снижение пенсионного возраста в 5 лет в зависимости от времени проживания на загрязненной территории, в связи с чем последующее изменение статуса зоны проживания (работы) не может лишать его права на снижение пенсионного возраста именно в этом размере. Вместе с тем, исчисление такого снижения должно производиться в порядке, установленном соответственно ст.ст. 33 и 34 закона № 1244-1, то есть 1 год за три года проживания или работы в зоне с правом на отселение и 1 год за 4 года проживания или работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая положения п. 7 ст. 13, ст. ст. 33, 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, а также ст. ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что Симонов В.И. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 9 лет, то есть по достижению им возраста 51 года (60 лет (общеустановленный пенсионный возраст) минус 5 лет (снижение за тяжелые условия труда) минус 3 года (снижение за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение свыше 9 лет) минус 1 год (снижение за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом более 14 лет). В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При таких обстоятельствах требования истца Симонова В.И. являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд не может согласиться с позицией Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в состав которых в соответствии со ст. 88 ГПК РФ входят госпошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела. На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Учитывая, что истцом подтверждены расходы, связанные с составлением искового заявления, а также с уплатой государственной пошлины, данные денежные средства как процессуальные издержки подлежат взысканию с ответчика. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: удовлетворить иск Симонова В.И. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Симонову В.И. пенсии со снижением пенсионного возраста, незаконным. Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Симонову В.И. трудовую пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на девять лет с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Симонова В.И. в счет возмещения расходов на оплату юридической помощи по составлению искового заявления 3000 рублей. Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Симонова В.И. в возврат уплаченной государственной пошлины 200 рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем ее подачи в Узловский городской суд Тульской области. Председательствующий Решение не вступило в законную силу.