Решение от 20.06.2012 г. по иску Ярошевича И.В. к ГУ ТО `Управление социальной защиты населения Узловского района` о признании права на присвоение звания `Ветеран труда`



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Шишкова Н.А.,

при секретаре Чернобривой Л.А.,

с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котовой В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-594 по иску Ярошевича И.В. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

установил:

истец Ярошевич И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (далее - ГУ ТО УСЗН Узловского района) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что 7 мая 2012 года он обратился в отдел социальной защиты населения ГУ ТО «УСЗН Узловского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», однако решением № 1865 от 15 мая 2012 года ему было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что его трудовой стаж не соответствует требованиям закона, который для исчисления размера трудовой пенсии составляет 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин. Отказ также был мотивирован тем, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», в том числе и военнослужащие, должны иметь трудовой стаж, а не выслугу лет для назначения пенсии, указанной выше продолжительности, исчисленной в календарном порядке.

Данный отказ в присвоении звания «Ветеран труда» Ярошевич И.В. считает незаконным, указывая, что он имеет трудовой стаж за выслугу лет в календарном исчислении –24 года 03 месяца 21 день, и 21 год 00 месяцев 25 дней – в льготном исчислении. За период службы награжден медалями «За отличие в службе III степени», «За отличие в службе II степени», «Участнику ликвидации пожаров 2010 года», «За отличие в службе I степени» в связи с чем, у него имеются все основания для присвоения звания «Ветеран труда».

С учетом вышеизложенною, просил признать за ним право на присвоение звания «Ветеран Труда» и обязать ответчика принять решение о присвоении ему звания «Ветеран труда».

Истец Ярошевич И.В. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е. в судебном заседании исковые требования Ярошевич И.В. не признала, просила в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»… лицам, претендующим на присвоение звания «Ветеран труда» необходимо иметь документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В соответствии со статьями 3,10,77,88,90 Закона от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» для приобретения права на пенсию по старости необходимо было иметь трудовой стаж (то есть общую продолжительность трудовой деятельности в календарном исчислении: мужчинам – не менее 25 лет (при достижении 60 –летнего возраста), женщинам – не менее 20 лет (при достижении 55-летнего возраста). Пенсия за выслугу лет устанавливалась в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Причем, действие данного Закона не распространялось на лиц, проходивших государственную службу (военную, правоохранительную) в вопросе их пенсионного обеспечения за выслугу лет.

В статье 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержаться правовые нормы, связанные с необходимостью наличия у гражданина общего трудового стажа и регулирующие учет пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, то есть до вступления в силу нового пенсионного законодательства. Расчетный размер трудовой пенсии определяется в установленном порядке в зависимости от продолжительности общего трудового стажа. При этом из пунктов 3 и 5 указанной статьи различаются полный и неполный (имеющийся) общий трудовой стаж.

Под полным трудовым стажем в Законе понимается 25 лет для мужчин и 20 лет у женщин. Общий трудовой стаж истца в календарном исчислении равен 23 годам 2 месяцам.

Таким образом, по мнению представителя ГУ ТО «УСЗН Узловского района», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» должны иметь трудовой стаж указанной выше продолжительности, исчисленной в календарном порядке, а не выслугу лет для назначения пенсии, в связи с чем, оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» в настоящее время не имеется.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Возражений по иску не представлено.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав представителя ответчика ГУ ТО УСЗН Узловского района по доверенности Котову В.Е., исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии сними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 1 которого определены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Отношения, связанные с присвоением звания «Ветеран труда», урегулированы в статье 7 названного Федерального закона, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В целях реализации этих положений Федерального закона Тульской областной Думой принят закон Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области, от 07.10.2008 года № 1093-ЗТО).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.

В силу положений ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 г. № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В судебном заседании установлено, что Ярошевич И.В. имеет трудовой стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждено справкой о трудовом стаже и праве на пенсию по выслуге срока службы в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел.

Приказами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 43 от 31 марта 2006 года, № 60-НС от 20 апреля 2007 года, №56-НС от 7 декабря 2010 года и №37-НС от 28 марта 2011 года Ярошевич И.В. награжден медалями «За отличие в службе III степени», «За отличие в службе II степени», «Участнику ликвидации пожаров 2010 года», «За отличие в службе I степени» соответственно.

Таким образом, Ярошевич И.В. награжден ведомственными знаками отличия в труде, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

7 мая 2012 года Ярошевич И.В. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», и представил все необходимые документы.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Ярошевич И.В. звания «Ветеран труда» послужило то обстоятельство, что согласно представленным документам его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, то есть истец не выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

С данными утверждениями ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.

Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 160-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.

Статья 2 названного выше Федерального закона РФ предусматривает,
что военнослужащие - это граждане, проходившие военную службу в качестве
офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту
или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин Вооруженных
Силах Российской Федерации и Объединенных Вооружений Силах
Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе
Российской Федерации и органах, и организациях Пограничной службы
Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации
федеральных органах правительственной связи и информации, войск
гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности
пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах
внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях
Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством
Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава,
проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службе, прокурорские работники,
сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники
налоговой полиции, органов по контролю над оборотом наркотических средств,
психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-
исполнительной системы. 0
Статьей 5 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «O
государственном пенсионном обеспечении» установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению и данной нормой предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подп. 2 п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащим, к которым относится истец.

В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 января 1993 года №4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» - лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.

Выслуга лет Ярошевич И.В. по состоянию на 1 июня 2012 года в календарном исчислении составляет 24 года 3 месяца 21 день, в льготном исчислении – 21 год 00 месяцев 25 дней.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что истец в настоящее время имеет право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, то есть возможность реализации права на государственное пенсионное обеспечение, что соответствует основаниям возникновения права на пенсию и порядку ее назначения, предусмотренными положениями Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

Определяя стаж истца достаточным для присвоения звания «Ветеран труда, суд учитывает также положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П, раскрывающие конституционно - правовой смысл понятий «пенсия за выслугу лет» и «выслуга лет».

Так, Конституционный Суд РФ в указанном постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечёт обязанности прекратить её.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что у истца Ярошевича И.В. имеются основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно ч. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08.05.2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда», лицу которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.

Таким образом, поскольку Ярошевич И.В. имеет награждение ведомственным знаком отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, суд находит его требования о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из Постановления Администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года «О создании государственных учреждений Тульской области, осуществляющих функции в сфере социальной защиты населения», Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» создано в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», постановлением администрации Тульской области № 155 от 18.02.2010 года, в целях реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения на территории Узловского района Тульской области.

Вышеизложенное позволяет суду сделать вывод, что обязанность по выдаче Ярошевичу И.В. удостоверения «Ветеран труда» необходимо возложить на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района».

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ярошевича И.В удовлетворить в полном объеме.

Признать за Ярошевичем И.В. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» присвоить Ярошевичу И.В. звание «Ветеран труда» и выдать ему удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А.Шишков

Решение не вступило в законную силу.