Решение от 05.07.2012 г. по иску Асатурян В.С. к ГУ ТО `Управление социальной защиты населения Узловского района` о восстановлении и признании права на получение ежемесячной денежной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Шишкова Н.А.

при секретаре Чернобривой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-637 по иску Асатурян В.С. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» о восстановлении и признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,

у с т а н о в и л:

истица Асатурян В.С. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» о восстановлении и признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п.2 ст.19 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ссылаясь на следующие обстоятельства.

С 1994 года по настоящее время она зарегистрирована по месту жительства и работает на территории Узловского района Тульской области.

С 25 марта 2011 года она работает адвокатом в Узловской коллегии адвокатов «МО г. Узловая и Узловский район» и относится к категории самозанятых граждан.

Кроме того, согласно Федеральному закону РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» она является «Ветераном труда» и имеет соответствующее удостоверение.

До 25 марта 2011 года она получала ежемесячную денежную компенсацию за работу на загрязненной территории, предусмотренную п. 2 ст. 19 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Однако, в настоящее время выплата указанной компенсации ей прекращена, поскольку ответчик считает, что её адвокатская деятельность не является трудовой деятельностью, а поэтому 18 апреля 2012 она обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района», однако получила отказ.

Считает, что отказ в выплате ежемесячной денежной компенсации является незаконным, поскольку она осуществляет адвокатскую деятельность и выполняет возложенные на неё обязанности не на условиях трудового договора и применении норм трудового законодательства, а в соответствии с законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» и постоянно проживает в г.Узловая Тульской области.

В связи с этим просит восстановить её право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 2 ст. 19 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу работающему в зоне с льготно-экономическим статусом, с 18 апреля 2012 года; признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»; обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату.

В судебное заседание истец Асатурян В.С. не явилась, однако представила суду письменное заявление, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Копяткевич А.М. в судебном заседании иск не признала, поскольку истица Асатурян В.С., как адвокат, не может быть получателем ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п. 2 ст. 19 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку она не работает в организации по трудовому договору и не является предпринимателем, а также Асатурян В.С. не достигла возраста 55 лет, при наличии которого Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот и подтвердила, что до 25 марта 2011 года истице начислялась и производилась выплата ежемесячной денежной компенсации.

Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд рассмотреть дело в их отсутствие, а также вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Асатурян В.С. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу пункта 2 статьи 19 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 данного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация при условии работы в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 года № 1582 «Об утверждения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» г.Узловая Тульской области находится в границах зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Из материалов дела следует, что истица с 1994 года по настоящее время постоянно проживает в г.Узловая Тульской области, что подтверждается справками, выданными администрацией МО город Узловая и ООО УК «Жилкомхоз».

В судебном заседании установлено, что Асатурян В.С. являлась получателем ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако, с 25 марта 2011 года ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» прекратило назначать Асатурян В.С. ежемесячную денежную компенсацию.

Указанные обстоятельства, сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Как следует из материалов дела, Асатурян В.С. в установленном порядке 18 апреля 2012 года обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, но в удовлетворении данных требований ей было отказано, что подтверждается копией ответа ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Узловского района» от 4 мая 2011 года.

Вместе с тем, суд считает, что данный отказ не основан на положениях Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при этом исходит из следующего.

Согласно справке, выданной Узловской коллегии адвокатов «МО г. Узловая и Узловский район» Асатурян В.С. с 1 апреля 2011 года по настоящее время является членом Узловской коллегии адвокатов «МО г. Узловая и Узловский район».

В соответствии с копией свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории РФ Асатурян В.С. стоит на учете в налоговом органе по месту жительства, а также зарегистрирована в качестве страхователя в Управлении пенсионного фонда в г.Узловая и Узловском районе.

При указанных обстоятельствах, следует, что Асатурян В.С. осуществляет адвокатскую деятельность в г. Узловая Тульской области, постоянно проживая в г.Узловая с 1994 года по настоящее время.

Специфика её работы и вид деятельности свидетельствует о трудовой деятельности, которая регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что Асатурян В.С. в соответствии с действующим законодательством (п. 2 ст. 19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за работу на загрязненной территории с 18 апреля 2011 года.

Не вызывает у суда сомнения состоятельность заявленных истцом требований и в части наличия у неё права на получение такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, предусмотренная Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» за № 493-ЗТО от 28.12.2004 года.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда.

В силу статьи 7 названного Закона, в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований о предоставлении мер социальной поддержки, Асатурян В.С. сослалась на то, что она имеет удостоверение «Ветеран труда» от 15 апреля 2011 года, а поэтому имеет право как ветеран труда на получение ежемесячной денежной выплаты, в чем ей было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных требований, суд установил, что изложенные Асатурян В.С. обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании копией удостоверения «Ветеран труда» от 15 апреля 2011 года серии Т-I .

Как следует из материалов дела, Асатурян В.С. в установленном порядке 2 августа 2011 года обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот день было принято ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района», но в удовлетворении данных требований ей было отказано, что подтверждается копией ответа ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Узловского района» от 3 августа 2008 года.

Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении Асатурян В.С. ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт, что она не достигла возраста 55 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО УСЗН Узловского района, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» о том, что Асатурян В.С. не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Согласно подпункту 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению Асатурян В.С. ежемесячной денежной выплаты.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Принимая во внимание, что Асатурян В.С. является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ей неправомерно было отказано в предоставлении названной льготы, суд считает, что её. ина Е.Е.Е изложенные Звягиной требование о назначении ей со 2 августа 2011 года ежемесячной денежной выплаты, подлежит удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района»

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Асатурян В.С. удовлетворить.

Восстановить Асатурян В.С. право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 2 статьи 19 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 18 апреля 2011 года.

Признать за Асатурян В.С. как за ветераном труда право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493 - ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить Асатурян В.С. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату со 2 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Шишков

Решение не вступило в законную силу.