Решение от 01.08.2012 г. по иску Шаганова Ю.В. к Управлению ПФ РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловской районе Тульской области об обязании назначить трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 августа 2012 года город Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Казгалеевой М.И.,

при секретаре Грушихине А.В.,

с участием истца Шаганова Ю.В.,

представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-752 по иску Шаганова Ю.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании назначить трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста,

у с т а н о в и л:

Шаганов Ю.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано в связи с недостаточным возрастом.

Считает данное решение незаконным и необоснованным, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он проживает в <адрес>, что дает ему право на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне с правом на отселение () на <данные изъяты> года, дополнительная величина за каждые три года проживания – снижение на один год. И за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом (зона ) - право на снижение пенсионного возраста на <данные изъяты> года (за каждые 4 года проживания – снижение на 1 год).

Полагает, что в соответствии со ст.ст. 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

По изложенным основаниям и в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ возраста 55 лет считает решение комиссии незаконным и просит обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г.Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ему досрочную пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Шаганова Ю.В. поддержал заявленные исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татаринова Н.В. в судебном заседании полагала, что требования о снижении пенсионного возраста не подлежат удовлетворению, поскольку на основании Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться по нормам ст. 33 или ст. 34, т.е. по одному из оснований, поскольку суммирование льгот по указанным статьям вышеназванным законом не предусмотрено, в связи с чем просила отказать в удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии. Возраст выхода истца на пенсию может быть снижен на дополнительную величину за проживание в зоне с правом на отселение на 1 год за каждые полные три года, но не более чем на 5 лет в общей сложности, а всего на 2 года, либо на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Шаганов Ю.В. обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области о назначении досрочной пенсии по старости, что подтверждается копией его заявления.

Протоколом Комиссии Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ установлен недостаточный возраст Шаганова Ю.В. для назначения трудовой пенсии по старости, что следует из копии протокола.

Решением руководителя Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ в назначении Шаганову Ю.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста отказано.

Суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с п. 6, 7 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, и граждане постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно статье 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст. 32 - 35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения № 237-р, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 года, территория поселка <адрес> была отнесена к зоне с правом на отселение.

Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года, статус территории <адрес> тульской области с ДД.ММ.ГГГГ был изменен и стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Судом установлено, что Шаганов Ю.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>, что подтверждается справкой администрации Муниципального образования рабочий <адрес>, и его проживание в зоне с правом на отселение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 07 <данные изъяты>, а проживание на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, а всего на 2 года; а в силу положений п. 8 ст.13, ст.34, 35 Закона № 1244-1 от 15.05.1991 года истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, а всего на 3 года.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 5 лет.

Таким образом, согласно положениям ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Шаганов Ю.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

Наличие у истца трудового стажа более пяти лет подтверждено копией его трудовой книжки и в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шаганов Ю.В. осуществлял трудовую деятельность в ФИО1», расположенном на территории <адрес>.

При этом суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о том, что право пенсионного обеспечения истец приобретет не ранее достижения возраста 57 лет, поскольку снижение пенсионного возраста при условии, что граждане относятся к двум и более категориям лиц, указанным в ст.13 Закона № 1244-1 от 15.05.2001 г., возможно только по одному основанию.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера, наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

В связи с чем доводы ответчика о возможности снижения возраста выхода на пенсию лишь по одному из оснований, предусмотренных вышеназванным законом, не основана на нормах действующего законодательства и ущемляет права и законные интересы пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного федеральным законодательством.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Шаганову Ю.В. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего достаточного возраста не основан на законе.

Шаганов Ю.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 55 лет, что подтверждается копией паспорта.

На основании п.1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Право на получение пенсии возникло у Шаганова Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ, но за назначением трудовой пенсии по старости он обратился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, пенсия ему подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Шаганова Ю.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Шаганова Ю.В. трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем принесения апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.