Решение от 07.08.2012 г. по иску Маркина Валерия Владимировича к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 августа 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеевой Н.А.,

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием истца Маркина В.В.,

представителя ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе - по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-730 по иску Маркина Валерия Владимировича к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию,

у с т а н о в и л:

Маркин В.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР в г. Узловая) с заявлением о назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста на основании пп.2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.ст. 33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В назначении пенсии по ст.ст. 33-34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему было отказано в связи с недостаточным возрастом. Считает отказ необоснованным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал на территории зоны с правом на отселение, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Просит признать незаконным отказ ответчика в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Управление ПФР в г. Узловая назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

От представителя ответчика Управления ПФР в г. Узловая поступили письменные возражения, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением, в котором просил назначить трудовую пенсию по старости с двойным снижением возраста в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста. Назначение пенсий гражданам за риск радиационного вреда вследствие проживания (работы) на территории, подвергшейся радиационному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.05.1991 года, зависит от статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года, и продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации. В соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от 15.05.1991 года, пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой, в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом.

При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства РФ. Работа и проживание истца в зоне с правом на отселение составляет 6 лет 03 месяца 23 дня (работа - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и проживание – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом – 14 лет 03 месяца 28 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, применительно к истцу возраст выхода на пенсию может быть снижен на 2 года в связи с работой и проживанием в зоне с правом на отселение, либо на 3 года в связи с работой и проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Кроме того, истцом были представлены документ, подтверждающие его право на снижение пенсионного возраста на 4 года в соответствии с абз.2 пп.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, истец обратился с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 51 года, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на 9 лет. Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в результате чернобыльской катастрофы, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению. При этом государство может возмещать вред посредством денежных и других материальных компенсаций, а также посредством льгот, в том числе по уменьшению возраста выхода на пенсию. Суммирование льгот по ст.33 и ст.34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено. в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пп. 1-10 ст. 27 и пп. 1-9 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ № 173-ФЗ, и, по их желанию, по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1 от 15.05.1991 года.

В судебном заседании истец Маркин В.В. исковые требования поддержал полностью и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления ПФР в г. Узловая по доверенности Татаринова Н.В. иск не признала, поддержав доводы, указанные в возражениях.

Суд, выслушав истца и представителя ответчика, изучив письменные материалы делу, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория города Узловая Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года на основании постановления Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года – к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Как следует из копии решения Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ, Маркину В.В. отказано в назначении трудовой пенсии по старости на основании ст. 33,34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста (л.д. 26-29).

Как следует из справки участка ООО <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в г. Узловой Тульской области, территория которого до 01 февраля 1998 года была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а с 01 февраля 1998 года - к зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 30).

Согласно представленной копии трудовой книжки истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в зоне с правом на отселение, что не оспаривалось ответчиком (л.д. 13-24)

Таким образом, истец на момент обращения за назначением пенсии имеет 6 полных лет работы и проживания в зоне с правом на отселение, и 14 полных лет проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Документов, подтверждающих проживание или работу на территории загрязненных зон в период с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года, не представлено.

Следовательно, в силу положений п. 8 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истец имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста только на дополнительную величину на 1 год за каждые 3 года проживания (работы) на территории зоны с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности, и дополнительную величину на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из времени работы и проживания истца на загрязненной территории, в силу положений п.п. 7 и 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину в виде 2 лет в связи с работой и проживанием в зоне с правом на отселение и на дополнительную величину в виде 3 лет в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно представленным материалам ДД.ММ.ГГГГ Маркин В.В. обратился с письменным заявлением о назначении пенсии в Управление ПФР в г. Узловая, однако решением Управления ПФР в г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом.

Суд не может согласиться с мнением Управления ПФР в г. Узловая, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 5 лет.

Право истца на уменьшение пенсионного возраста на основании абз.2 пп.2 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 4 года ответчиком не оспаривается.

Истец, имея необходимый трудовой стаж, обратился за назначением льготной пенсии с уменьшением возраста по достижении 51 года, то есть, достигнув пенсионного возраста с учетом вышеуказанных положений закона.

На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку право Маркина В.В. на досрочную пенсию возникло ДД.ММ.ГГГГ, когда ему исполнился 51 год, а за назначением пенсии по старости он обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, пенсия ему может быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ – со дня обращения.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Маркину В.В. трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у последнего пенсионного возраста, не основан на законе, а заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Требования в части признания решения ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным являются излишними, поскольку признание за истцом права на досрочную пенсию подразумевает под собой признание соответствующего отказа незаконным.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Маркина Валерия Владимировича к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе о признании права на досрочную пенсию удовлетворить.

Признать за Маркиным Валерием Владимировичем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязав Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе назначить ее с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Узловая и Узловском районе в пользу Маркина Валерия Владимировича в возмещение расходов по уплате госпошлины денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Тимофеева

Решение не вступило в законную силу.