Решение от 13.08.2012 г. по иску Логиновой Э.И. к ГУ ТО `Управление социальной защиты населения Узловского района` о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Шишкова Н.А.,

при секретаре Чернобривой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-762 по иску Логиновой Э.И. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,

у с т а н о в и л:

истец Логинова Э.И. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, ссылаясь на следующие обстоятельства.

С 29 июня 2012 года она является ветераном труда и в соответствии с Федеральным законом РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет удостоверение «Ветеран труда».

В соответствии со ст. ст. 1, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветераны труда, имеют право на меры социальной поддержки, в том числе на ежемесячную денежную выплату. По её мнению, на неё распространяются положения приведенного выше закона в части предоставления ей мер социальной поддержки, в виде ежемесячной денежной выплаты, а поэтому она 9 июля 2012 года обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района», однако получила отказ, который считает незаконным.

В связи с этим истец просит признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить ей с 9 июля 2012 года ежемесячную денежную выплату.

Истец Логинова Э.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом. Ранее в письменном заявлении, адресованном суду, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е. в судебном заседании возражая по заявленным требованиям, пояснила, что Логинова Э.И. не достигла пенсионного возраста, при наличии которого Закон Тульской области предусматривает право на получение ежемесячной денежной выплаты. Исковые требования Логиновой Э.И. не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Возражений по иску не представлено.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить о рассмотрении дела в их отсутствие, а также суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования Логиновой Э.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослалась на то, что она имеет удостоверение «Ветеран труда» от 29 июня 2012 года, а поэтому имеет право как ветеран труда на получение ежемесячной денежной выплаты, в чем ей было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных требований, суд установил, что изложенные Логиновой Э.И. обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании копией удостоверения «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ серии Т-I .

Как следует из материалов дела, Логинова Э.И. в установленном порядке 9 июля 2012 года обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, которое в этот день было принято ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района», но в удовлетворении данных требований ей было отказано, что подтверждается копией ответа ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Узловского района» № 2711 от 12 июля 2012 года.

Основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении Логиновой Э.И. ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт, что она не достигла возраста 55 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО УСЗН Узловского района, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» о том, что Логиновой Э.И. не может быть предоставлена указанная мера социальной поддержки, поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, в том числе и того факта, что Логинова Э.И. не является получателем мер социальной поддержки, суд, разрешая спор в рамках заявленных требований, считает, что истец имеет право на предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Согласно подпункту 4 пункта 1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.01.2010 г. № 30, предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственными учреждениями Тульской области, осуществляющими функции в сфере социальной защиты населения по месту регистрации граждан.

В данном случае таким учреждением является ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района», на которое и должна быть возложена обязанность по предоставлению Логиновой Э.И. ежемесячной денежной выплаты.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

В ходе судебного разбирательства доказан факт наличия у Логиновой Э.И. как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения 9 июля 2012 года, а поэтому её требование о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с 9 июля 2012 года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201, подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что Логинова Э.И. является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты ей неправомерно было отказано в предоставлении названной льготы, суд считает, что её. ина Е.Е.Е изложенные Звягиной требование о назначении ей с 9 июля 2012 года ежемесячной денежной выплаты, подлежит удовлетворению с возложением этой обязанности на ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района».

В силу ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Логиновой Э.И., понесенные до делу судебный расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, определяется судом, исходя из п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ и составляет 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Логиновой Э.И. удовлетворить.

Признать за Логиновой Э.И. право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренное Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» назначить и выплачивать Логиновой Э.И. ежемесячную денежную выплату с 9 июля 2012 года.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения Узловского района» в пользу Логиновой Э.И. возврат государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Шишков

Решение не вступило в законную силу.