Решение от 6.08.2012 г. по иску Узловского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО город Узловая Узловского района Тульской области об обязании постановки объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 августа 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеевой Н.А.,

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием помощника Узловского межрайонного прокурора Ульянова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-663 по иску Узловского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области об обязании постановки объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры на учет,

у с т а н о в и л:

Узловский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области об обязании постановки объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры на учет, ссылаясь на то, что Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения требований законодательства о собственности. В ходе проверки было установлено, что муниципальным образованием город Узловая не принимаются меры к постановке на регистрационный учет объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, являющихся бесхозяйными. Бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение объектов жилищно-коммунального хозяйства и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет следующих объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры:

- трассы холодного водоснабжения по адресу: <адрес>;

- тепловой сети и сети горячего водоснабжения по адресу: <адрес> протяженностью <данные изъяты> п.м;

- трассы горячей воды по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п.м.,

а также обязать администрацию муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области с целью признания права муниципальной собственности и его государственной регистрации принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, вышеуказанного бесхозяйного имущества.

В судебном заседании прокурор Ульянов Е.А. отказался от исковых требований в части обязания администрации муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области с целью признания права муниципальной собственности и его государственной регистрации принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, трассы горячей воды по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> п.м.. Отказ обосновал тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись об этом объекте, как о бесхозяйном. Определением Узловского городского суда от 6 августа 2012 года производство по делу в этой части прекращено.

В остальной части исковые требования в судебном заседании поддержал и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен. В предварительном судебном заседании представители администрации МО город Узловая Узловского района по доверенностям Шаталова Е.О. и Черных П.Г. просили в удовлетворении исковых требований отказать, считая их необоснованными, поскольку, во-первых, трасса горячего водоснабжения от котельной уже поставлена на учет, а во-вторых, в отношении остальных объектов проведен первичный учет и идет подготовка документов, необходимых для подачи заявления о регистрации названных объектов как бесхозяйных. Конкретных сроков, в которые администрация, как исполнительный орган местного самоуправления, должна принять меры по постановке на учет объектов недвижимости, в том числе и жилищно-коммунальной инфраструктуры, в качестве бесхозяйных, действующее законодательство не предусматривает. Полагают, что оснований утверждать, что администрация МО город Узловая бездействует в вопросе постановки на учет бесхозяйных трасс холодного и горячего водоснабжения не имеется.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловский район Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причину неявки не сообщил. Ранее в суд поступило заявление от представителя третьего лица, в котором он не возражал против удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает эти причины неуважительными.

Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Судом установлено, что на территории муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области расположены водопроводные сети: трасса холодного водоснабжения по адресу: <адрес>; и тепловая сеть и сеть горячего водоснабжения по адресу: <адрес> протяженностью <данные изъяты> п.м., право собственности на которые подлежит государственной регистрации. Наличие указанных объектов не отрицалось сторонами.

В настоящее время указанные водопроводные сети на балансе ни у одной организации не состоят, а также ни в муниципальной, ни в государственной собственности не находятся, сведений о том, что какая бы то ни было организация следит за их техническим состоянием, в материалах дела не имеется (л.д. 9-10, 14-15, 18, 19, 32, 38-39).

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что перечисленные в иске объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, являются бесхозяйными.

По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 г. «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 г. «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Таким образом, поскольку названные участки водопроводных сетей являются бесхозяйными объектами, то отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водо- и теплоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных и тепловых сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных участков водопроводных и тепловых сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно подпункту 23 пункта 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответственность за ненадлежащее техническое состояние водопроводных и тепловых сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необращение администрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии водопроводных сетей на учет как бесхозного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Ссылка представителей ответчиков на то, что поскольку законодательством РФ не предусмотрены сроки, в который они как орган местного самоуправления должны обратиться в регистрирующих орган с заявлением о постановке спорных объектов на учет как бесхозяйных, поэтому нельзя признать бездействием администрации работы по сбору документов, необходимых для подачи такого заявления, суд считает несостоятельной и не соответствующей вышеприведенным нормам права.

Так, постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами.

Указанная же обязанность возложена на администрацию муниципального образования город Узловая Узловского района статьей 225 ГК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Узловского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области, выражающееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов жилищно-коммунального хозяйства:

- трассы холодного водоснабжения по адресу: <адрес>;

- тепловой сети и сети горячего водоснабжения по адресу: <адрес> протяженностью <данные изъяты> п.м.

Возложить на администрацию муниципального образования город Узловая Узловского района Тульской области обязанность обратиться в Узловский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества: трассы холодного водоснабжения по адресу: <адрес>; а также тепловой сети и сети горячего водоснабжения по адресу: <адрес> протяженностью <данные изъяты> п.м;

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Тимофеева

Решение не вступило в законную силу.