РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 августа 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Тимофеевой Н.А., при секретаре Жучковой О.А., с участием помощника Узловского межрайонного прокурора Скляровой Н.Б., представителя ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области по доверенности Ежаковой Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-664 по иску Узловского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области об обязании постановки объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры на учет, у с т а н о в и л: Узловский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области об обязании постановки объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры на учет, ссылаясь на то, что Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения требований законодательства о собственности. В ходе проверки было установлено, что муниципальным образованием Каменецкое не принимаются меры к постановке на регистрационный учет объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, являющихся бесхозяйными. Бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение объектов жилищно-коммунального хозяйства и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет следующих объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры: - водопроводные сети протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес>; - канализационные сети протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области с целью признания права муниципальной собственности и его государственной регистрации принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, вышеуказанного бесхозяйного имущества. В судебном заседании прокурор Склярова Н.Б. исковые требования поддержала полностью и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области по доверенности Ежакова Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и просила в их удовлетворении отказать, считая их необоснованными, поскольку работа с бесхозяйными объектами ведется. Такие объекты выявлены, их внесли в график инвентаризации, утвержденный постановлением администрации МО Каменецкое № 137 «Об утверждении графика принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей на территории муниципального образования Каменецкое Узловского района». В графике постановки на учет на 2012 год стоят гидротехнические сооружения, автодороги и газопроводы, которые несут большую потенциальную угрозу, поскольку они эксплуатируются, но никем не обслуживаются, поэтому их в первую очередь необходимо поставить на учет. Водопроводные и канализационные сети также обслуживаются силами администрации поселения, хотя на баланс администрации МО Каменецкое они не поставлены. Полагает, что оснований утверждать, что администрация МО Каменецкое бездействует в вопросе постановки на учет бесхозяйных трасс водоснабжения и канализации не имеется. Кроме того, в бюджете поселения отсутствуют денежные средства в размере, необходимом для постановки объектов на кадастровый учет. В настоящее время решается вопрос о строительстве нового водовода, который будет обеспечивать водой жителей <адрес>. Канализационные же сети <адрес> находятся в крайне изношенном состоянии и ремонту не подлежат. Поэтому считает, что усилия, предпринятые по сбору документов, необходимых для подачи заявления о постановке на учет вышеназванных объектов как бесхозяйных, будут напрасными и приведут к нерациональному расходованию бюджетных средств. Представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловский район Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причину неявки не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает эти причины неуважительными. Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Для решения указанных вопросов в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Судом установлено, что на территории муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области расположены водопроводные сети протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес>; и канализационные сети протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес>, право собственности на которые подлежит государственной регистрации. Наличие указанных объектов не отрицалось сторонами. В настоящее время указанные водопроводные и канализационные сети на балансе ни у одной организации не состоят, а также ни в муниципальной, ни в государственной собственности не находятся, сведений о том, что какая бы то ни было организация следит за их техническим состоянием, в материалах дела не имеется (л.д. 7-8, 13, 46). Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что перечисленные в иске объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, являются бесхозяйными. По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно Постановлению Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 г. «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ № 580 от 17.09.2003 г. «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Таким образом, поскольку названные участки водопроводных и канализационных сетей являются бесхозяйными объектами, то отсутствие собственника таких объектов и организации, которая следит за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения и водоотведению, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводных и канализационных сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных участков водопроводных и канализационных сетей влечет за собой негативные последствия для окружающей среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей и не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Указанное обстоятельство не отрицалось и представителем ответчика, из объяснений которого следует, что и водопроводные сети <адрес>, и канализационные сети в <адрес> находятся в ненадлежащем состоянии. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно подпункту 23 пункта 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за ненадлежащее техническое состояние водопроводных и канализационных сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необращение администрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии водопроводных и канализационных сетей на учет как бесхозного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Ссылка представителя ответчика на то, что у них имеется график проведения инвентаризации, согласно которому срок проведения инвентаризации указанных объектов коммунального хозяйства установлен как 2013 год, а в 2012 году ставятся на учет гидротехнические сооружения, автодороги и газопроводы, которые являются объектами повышенной опасности, суд считает несостоятельной и не соответствующей вышеприведенным нормам права. Так, постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами. Указанная же обязанность возложена на администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района статьей 225 ГК РФ. Кроме того, поскольку постановка указанных объектов на учет как бесхозяйных направлено на защиту жизни и здоровья граждан, потому она (постановка на учет) должна быть произведена в кратчайшие сроки. Финансовое положение ответчика не может служить основанием для освобождения администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района от обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества, доводы представителя ответчика об этом во внимание судом приняты быть не могут. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области, выражающееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объектов жилищно-коммунального хозяйства: водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> метров, расположенной в <адрес>, и канализационной сети протяжностью <данные изъяты> метров, расположенной <адрес>. Возложить на администрацию муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области обязанность обратиться в Узловский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества: водопроводной сети протяженностью <данные изъяты> метров, расположенной <адрес>, и канализационной сети протяжностью <данные изъяты> метров, расположенной <адрес>. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Н.А.Тимофеева Решение не вступило в законную силу.