Решение от 15.08.2012 г. по заявлению Варосян Лусине Альбертовны о признании незаконным решения УФМС России по Тульской области об аннулировании вида на жительство



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Тимофеевой Н.А.,

при секретаре Жучковой О.А.,

с участием заявителя Варосян Л.А.,

представителя заявителя по ордеру адвоката Асатурян В.С.,

представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной миграционной службы по Тульской области - по доверенности Котельниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-798 по заявлению Варосян Лусине Альбертовны о признании незаконным решения УФМС России по Тульской области об аннулировании вида на жительство,

у с т а н о в и л:

Варосян Л.А. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным решения Управления ФМС РФ по Тульской области об аннулировании вида на жительство, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено уведомление УФМС России по Тульской области, согласно которому УФМС России по Тульской области было принято решение об аннулировании ее вида на жительство в РФ на основании подп.8 п.1 ст. 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С данным решением не согласна по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет как физическое лицо в налоговом органе на территории РФ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования. ДД.ММ.ГГГГ получила временное разрешение на проживание в РФ. Работала по трудовому договору экспедитором в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, вынуждена была уволиться в связи с тяжелой беременностью и родами. В настоящее время ребенку, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 2 года, то есть он не достиг возраста трех лет, в связи с чем считает свое трудоустройство пока невозможным. ДД.ММ.ГГГГ она получила вид на жительство. За период проживания в РФ не являлась получателем государственных субсидий и каких-либо других государственных выплат, к помощи государства не прибегала.

Получателем социальных выплат в связи с рождением ребенка является ее муж, гражданин России. В состав её семьи входят также трое её детей и оба родителя. Все они являются гражданами РФ. Материальное обеспечение не ниже прожиточного минимума заявитель получает от близких родственников: родителей-пенсионеров и сестры, в связи с чем у нее имеется возможность содержать себя, не прибегая при этом к помощи государства.

Кроме того, рассматривая свое пребывание в России как постоянное проживание, имеет намерение принять гражданство РФ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ отказалась от гражданства Армении и в настоящее время является лицом без гражданства. Из-за аннулирования вида на жительство она не сможет находиться на территории РФ, и вынуждена будет выехать из РФ, в то время как в России у нее находится семья: родители, муж и трое детей. Жилья за пределами России не имеет.

Просит решение УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации признать незаконным и отменить.

В возражениях представителя УФМС России по Тульской области указано, что к ежегодному уведомлению о подтверждении проживания в Российской Федерации в соответствии с п.6 ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в качестве размера и источника дохода гражданка Армении Варосян Л.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года предоставила справки о получении родителями ежемесячных денежных выплат в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, о получении мужем ФИО1 пособий, выплачиваемых гражданам России на детей. Членами семьи Варосян Л.А. считаются: муж ФИО1, совершеннолетний сын ФИО2, двое несовершеннолетних детей ФИО3 и ФИО4, мать ФИО5 и отец ФИО6 Согласно представленным в УФМС России по <адрес> справкам, суммарный доход семьи Варосян Л.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. То есть на каждого из семерых членов семьи Варосян Л.А. за указанный период ежемесячный доход составил <данные изъяты>. Прожиточный минимум на душу населения, установленный постановлением правительства Тульской области за 1 квартал 2012 года, составляет 5615,32 рублей. С даты выдачи вида на жительство гражданка Армении Варосян Л.А. трудовую деятельность на территории РФ не осуществляла, документов, подтверждающих её нетрудоспособность не представила. Считает, что Варосян Л.А. не подтвердила наличие у неё средств, обеспечивающих ей и членам её семьи при проживании в России прожиточный минимум, не прибегая при этом к помощи государства, поэтому решение УФМС России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ является законным, а требования Варосян Л.А. не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании заявитель Варосян Л.А. поддержала доводы своего заявления и просила его удовлетворить. Указала, что по достижении её младшим ребенком возраста трех лет намерена устроиться на работу.

Представитель заявителя по ордеру адвокат Асатурян В.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить. Пояснила, что ее представляемая за период проживания в РФ не пользовалась и не пользуется сейчас помощью государства, никогда никаких пособий, субсидий, пенсий от государства не получала. Варосян Л.А. на территории РФ живет за счет материальной помощи родственников, что является правомерным. Все её близкие родственники – муж, родители, дети – являются гражданами России. Её доверительница имеет регистрацию по месту жительства <адрес>. Считает, что Варосян Л.А. не должна доказывать, что ее доходы выше прожиточного минимума, поскольку пп.8 п.1 ст.9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» применяется лишь к гражданам, которые получают помощь государства, и при этом не работают и не представляют сведений о других источниках дохода. Варосян Л.А. же не является получателем пособий. Кроме того, полагает, что аннулирование вида на жительство в отношении многодетной матери, один из детей которой достиг лишь двухлетнего возраста, незаконно, негуманно и противоречит принципам правового государства, которым является Россия.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной миграционной службы по Тульской области - по доверенности Котельникова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая оспариваемое решение УФМС России по Тульской области законным и обоснованным. Подпункт 8 п.1 ст.9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязывает иностранных граждан представить документы, подтверждающие, что они могут обеспечить содержание себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, либо подтверждать документально, что они являются нетрудоспособными. Справки о доходах самой Варосян Л.А. представлены не были, как и справка о ее нетрудоспособности. Таким образом, Управлением ФМС принято решение о том, что данный гражданин не может содержать себя на территории РФ в пределах прожиточного минимума, в связи с чем аннулировал вид на жительство Варосян Л.А..

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной миграционной службы по Тульской области гражданке Армении Варосян Лусине Альбертовне выдан вид на жительство в РФ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

Решением, постановленным старшим специалистом УФМС России по Тульской области, согласованным заместителем начальника УФМС России по Тульской области и утвержденным начальником УФМС России по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ, аннулирован вид на жительство гражданке Армении Варосян Л.А. на основании пп. 8 п.1 ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – Закон от 25.07.2002 года № 115-ФЗ).

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 9 Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным.

Пунктом 6 ст. 8 Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ установлена обязанность постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство. В указанное уведомление должны быть внесены, в частности, сведения о месте (местах) работы и продолжительности осуществления данным иностранным гражданином трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им вида на жительство, а также размер и источники дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им вида на жительство.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 года № 91 утверждены Правила определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила).

Пунктами 2 и 3 Правил установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину разрешено временное проживание.

К членам семьи иностранного гражданина относятся супруг (супруга), родители (усыновители) и дети (усыновленные) иностранного гражданина, совместно проживающие с ним на территории субъекта Российской Федерации, в котором ему выдано разрешение на временное проживание.

Согласно п. 4 Правил, определение среднемесячного дохода осуществляется на основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в соответствии с п.9 ст.6 Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ при подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил, расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина), полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

Пунктом 4 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС РФ от 29.02.2008 года № 41 (далее – Административный регламент), установлено, что в системе ФМС России государственная услуга по выдаче иностранным гражданам вида на жительство предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами). Решение о выдаче либо об отказе в выдаче вида на жительство, о продлении срока действия вида на жительство, а также об аннулировании вида на жительство принимается руководителями территориальных органов ФМС России или заместителями, которым данные полномочия делегированы в установленном порядке

Материалами дела установлено, что вид на жительство Варосян Л.А. получила ДД.ММ.ГГГГ. То есть она должна была уведомить УФМС России по Тульской области о своих местах работы, размерах и источниках дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Из оспариваемого решения УФМС России по Тульской области следует, что при подаче ДД.ММ.ГГГГ ежегодного уведомления о подтверждении проживания в РФ гражданка Армении Варосян Л.А. указала, что не работала, в качестве подтверждения размера и источника дохода за очередной год со дня получения вида на жительство представила справки о получении пенсии ее родителями ФИО6 и ФИО5, справки о получении её мужем ФИО1 пособий на детей. Других документов, подтверждающих ее источники дохода, Варосян Л.А. не представила (л.д. 66-67).

Исходя из представленных Варосян Л.А. справок, представителем УФМС России по Тульской области сделан расчет, согласно которому суммарный доход семьи Варосян Л.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей (л.д. 64). Расчёт в судебном заседании проверен и у суда сомнений не вызывает.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается свидетельствами о браке и о рождении, копии которых имеются в материалах дела (л.д. 20-21,31-32, 37, 43,44), членами семьи Варосян Л.А. являются муж ФИО1, совершеннолетний сын ФИО2, несовершеннолетняя дочь ФИО4, несовершеннолетний сын ФИО3, мать ФИО5 и отец ФИО6.

Постановлениями правительства Тульской области от 23.05.2012 № 218 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за I квартал 2012 года», от 21.02.2012 № 71 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за IV квартал 2011 год»", от 13.12.2011 № 240 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за III квартал 2011 года» и от 12.09.2011 № 638 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за II квартал 2011 года» установлена величина прожиточного минимума на душу населения, которая за II квартал 2011 года составляла 5897,42 руб., за III квартал 2011 года – 5630,11 руб., за IV квартал 2011 года – 5492,60 руб. и за 1 квартал 2012 года составляет 5615,32 руб. На второй квартал 2012 года величина прожиточного минимума на душу населения по Тульской области не установлена.

Исходя из данных величин прожиточного минимума, суммарный доход семьи Варосян Л.А., состоящей из 7 человек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно должен составлять не менее <данные изъяты>, в то время как суммарных доход семьи Варосян Л.А. составляет лишь <данные изъяты>, что ниже прожиточного минимума семьи Варосян Л.А. за календарный год, прошедший со дня выдачи ей вида на жительство.

Показания свидетелей ФИО5 и ФИО13, данных ими в судебном заседании, в части того, что ФИО13 ежемесячно дарит Варосян Л.А. от пяти до семи тысяч рублей, суд не принимает во внимание, учитывая, что свидетель ФИО5 приходится заявителю матерью, а свидетель ФИО13 – сестрой, в связи с чем, они являются заинтересованными в исходе дела лицами.

Других доказательств получения Варосян Л.А. в дар от ФИО13 денежных средств суду не представлено.

Ссылку заявителя и её представителя на Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 года № 438-О-О, согласно разъяснениям которого положения Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ не препятствуют получению иностранным гражданином вида на жительство в том случае, если им представлены доказательства того, что он содержит себя в пределах прожиточного минимума, в том числе за счет помощи родственников или иной помощи, за исключением государственной, поэтому исходя из смысла Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ, иностранный гражданин должен доказывать свою способность содержать себя и членов своей семьи в пределах прожиточного минимума лишь в случае, когда он получает помощь от государства, суд считает основанной на неверном толковании норм материального права.

Из представленных суду и Управлению ФМС России по Тульской области документов следует, что Варосян Л.А. содержит себя и членов своей семьи лишь с помощью получаемых членами её семьи государственных пенсий, пособий и выплат, и эта помощь ниже прожиточного минимума.

Наличие у Варосян Л.А. ребенка, не достигшего возраста трех лет, не свидетельствует о нетрудоспособности заявителя. Документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что УФМС России по Тульской области, имея полномочия на принятие решения об аннулировании вида на жительство иностранного гражданина, соблюдая порядок принятия, оспариваемое решение принял законно и обоснованно, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, суд отмечает, что, учитывая место и роль международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации, и включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым, наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений национального законодательства. По смыслу положений указанных Конвенций, депортация иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, влекущая вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям, поскольку, не являясь наказанием, депортация по своей форме и содержанию характеризуется карательной (репрессивной) направленностью и применяется с целью пресечения (предупреждения) правонарушений, связанных с пребыванием (проживанием) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении заявления Варосян Лусине Альбертовны о признании незаконным решения УФМС по Тульской области об аннулировании вида на жительство отказать.

По вступлении настоящего решения в законную силу приостановление действия решения Управления ФМС по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А.Тимофеева

Решение не вступило в законную силу.