решение от 29.08.12г. по иску Ибрагимовой Регины Адельшаевны к администрации МО Узловский район о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, об обязании предоставить в собственность земельный участок



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе

председательствующего Прямицыной Е.А.,

при секретаре Хазанской А.В.,

с участием представителя истца Ибрагимовой Р.А. по доверенности Есипова Д.А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Баранова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-759/2012 по иску Ибрагимовой Регины Адельшаевны к администрации муниципального образования Узловский район о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, об обязании предоставить в собственность земельный участок,

установил:

представитель истца Ибрагимовой Р.А. по доверенности Есипов Д.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Узловский район о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, ссылаясь на то, что он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность своего доверителя земельного участка с кадастровым номером площадью 200 кв.м., расположенного под объектом нежилого назначения – нежилым зданием (магазином), принадлежащего ей на праве собственности и находящегося по адресу: <адрес>. Однако в предоставлении Ибрагимовой Р.А. в собственность земельного участка было отказано по тем основаниям, что при проведении работ по установлению границ находящегося на земельном участке здания (магазина) выявлено, что нежилое здание (магазин) частично занимает указанный земельный участок и участок с кадастровым номером площадью 24 кв.м., а частично выходит за границы данных земельных участков и располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Вместе с тем, ответчиком предложено внести изменения в ГКН в соответствии с занимаемой площадью земельного участка и повторно обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка.

Полагая данный отказ незаконным, ссылается на то, что факт нахождения здания на испрашиваемом земельном участке не отрицается ответчиком, требований о предоставлении других участков, на которых, по мнению администрации, здание также располагается, его доверителем не заявлялось, представленная схема кадастрового инженера не имеет ссылок на точный адрес здания и кадастровые номера земельных участков. Кроме того, указывает, что в Земельном кодексе РФ при осуществлении полномочий по оформлению прав собственности не предусмотрена процедура установления границ здания, находящегося на земельном участке, поставленном на кадастровый учет. Есть конкретный перечень документов, при предоставлении которых муниципальный орган в течение месяца обязан принять решение о предоставлении в собственность земельного участка. Более того, именно администрацией муниципального образования Узловский район утвержден проект границ спорного земельного участка, выделен этот земельный участок под строительство здания, дано разрешение для строительства здания, подписан акт приемки завершенного строительством объекта. Указывает, что здание прошло техническую инвентаризацию, в техпаспорте на здание имеется отметка о том, что оно расположено на испрашиваемом земельном участке.

В соответствии с п. 5. ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, а также не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Таким образом, по мнению представителя истца, требование муниципального органа о представлении дополнительных документов и понуждение к совершению каких-либо действий по внесению изменений в ГКН не соответствует положениям пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права Ибрагимовой Р.А. на приобретение земельного участка в собственность.

В соответствии с частью 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Частью 7 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Ссылается на то, что указанные в п. 7 положения распространяются на случаи, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке. В данном случае земельный участок поставлен на кадастровый учет, сведения о земельном участке в госкадастре имеются.

Таким образом, администрация МО Узловский район в течение срока, установленного в п. 6 ст. 36 ЗК РФ, не приняла решение о предоставлении его доверителю земельного участка на праве собственности и вновь незаконно отказала в его приватизации.

По изложенным основаниям представитель истца Ибрагимовой Р.А. по доверенности Есипов Д.А. просит признать отказ, содержащийся в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении земельного участка в ее собственность незаконным.

В процессе судебного разбирательства представителем истца были дополнены требования искового заявления, согласно которым Ибрагимова Р.А. просит обязать администрацию муниципального образования Узловский район в 10-дневный срок принять решение об удовлетворении ее заявления в виде предоставления земельного участка с кадастровым номером площадью 200 кв.м., расположенного под объектом нежилого назначения – нежилым зданием (магазином), по адресу: <адрес>, обязать администрацию муниципального образования Узловский район в 10-дневный срок направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 200 кв.м, расположенного под объектом нежилого назначения – нежилым зданием (магазином), по адресу: <адрес>. При этом представитель истца сослался на то, что решением Узловского городского суда от 21.05.2012г., вступившим в законную силу 02.08.2012г., признаны незаконными отказ администрации муниципального образования Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления земельного участка в собственность Ибрагимовой Р.А., а также бездействие администрации в виде непринятия решения по заявлению Ибрагимовой Р.А. от ДД.ММ.ГГГГ., суд обязал администрацию муниципального образования Узловский район принять решение о предоставлении земельного участка в собственность Ибрагимовой Р.А. в соответствии с действующим законодательством. Однако на заявление от ДД.ММ.ГГГГ. администрация муниципального образования Узловский район ответила очередным незаконным отказом.

В судебное заседание истец Ибрагимова Р.А. не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует телефонограмма, находящаяся в материалах дела, согласно которой просила рассмотреть дело с участием ее представителя по доверенности Есипова Д.А., и расписка о получении представителем истца судебной повестки для передачи истцу. Представителем истца по доверенности Есиповым Д.А. также подтверждено надлежащее извещение его доверителя о месте и времени судебного заседания.

В судебном заседании представитель истца Ибрагимовой Р.А. по доверенности Есипов Д.А. уточнил требования в части обязания администрации муниципального образования в 10-дневный срок принять решение об удовлетворении заявления истца в виде предоставления земельного участка с кадастровым номером площадью 200 кв.м., расположенного под объектом нежилого назначения – нежилым зданием (магазином), по адресу: <адрес>, сформулировав данные требования следующим образом: обязать администрацию муниципального образования Узловский район в 10-дневный срок предоставить в собственность истцу земельный участок с кадастровым номером площадью 200 кв.м., расположенный под объектом нежилого назначения – нежилое здание (магазин) по адресу: <адрес>. Остальные требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что указывает на 10-дневный срок для решения вопроса о передаче земельного участка его доверителю в собственность, поскольку ответчиком нарушено ее право, в связи с чем указанный срок считает разумным для восстановления нарушенного права истца.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Баранов М.В. в судебном заседании требования искового заявления с учетом дополнения и уточнения не признал, поддержал возражения, представленные ранее представителем ответчика, согласно которым письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ. администрация МО Узловский район не отказывала заявителю в приватизации земельного участка.

Указал, что Комитетом по управлению имуществом администрации района проведены работы по установлению границ находящегося на земельном участке задания (магазин) и было выяснено, что согласно данным, полученным в ходе определения координат поворотных точек по системе GPS, проведенного кадастровым инженером ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ., нежилое здание (магазин) занимает частично площадь предоставленных в аренду ООО «Регина» земельных участков с кадастровыми номерами и , площадью 200 кв.м. и 24 кв.м., а также выходит за границы данных участков и располагается частично на участке, государственная собственность на который не разграничена.

Для приобретения земельного участка в собственность заявителю необходимо внести изменение в ГКН, после чего получить новые кадастровые паспорта и обратиться в администрацию МО Узловский район с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. Каких либо других препятствий в предоставлении земельного участка в собственность Ибрагимовой Р.А. нет.

Разъяснение администрации МО Узловский район о представлении заявителем дополнительных документов по внесению изменений в ГКН никак не нарушает права истца на приобретение земельного участка в собственность.

Таким образом, администрация МО Узловский район в течение срока, установленного п.6 36 ЗК РФ, не приняла решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, но и в приватизации земельного участка также не отказывала.

Что касается дополнений к исковому заявлению, которые предоставил представитель истца, полагает, что 10-дневный срок для принятия решения по вопросу предоставления земельного участка ничем не предусмотрен. Кроме того, заявленное требование направить Ибрагимовой Р.А. проект договора купли - продажи земельного участка в 10-дневный срок не имеет законных оснований и заявлено преждевременно, так как передача земельного участка в собственность предполагает проведение ряда процедур, в том числе заключение соответствующего договора.

По изложенным основаниям представитель ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Баранов М.В. просил отказать в удовлетворении заявленных требований с учетом их дополнения и уточнения.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Ибрагимовой Р.А.

Выслушав представителя истца Ибрагимовой Р.А. по доверенности Есипова Д.А., представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Баранова М.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации муниципального образования Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Регина» предоставлен в аренду земельный участок (категория земель - земли поселений) с кадастровым номером , площадью 200 кв.м., который находится по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с разрешенным использованием под строительство магазина, с правом государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (л.д. 87).

Между администрацией муниципального образования Узловский район и обществом с ограниченной ответственностью «Регина» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 200 кв.м., с разрешенным использованием под строительство магазина, который находится по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> (л.д. 88-91).

Земельный участок передан по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97).

Последующими Дополнительными соглашениями к договору (от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) изменялись размеры арендной платы, и продлен срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99, 48,49).

ДД.ММ.ГГГГ отделом по строительству и архитектуре МО Узловский район ООО «Регина» разрешено строительство объекта капитального строительства магазина со встроенным кафе-бистро, согласовано место размещения земельного участка: в районе <адрес>, кадастровый номер земельного участка: (л.д. 86).

ООО «Регина» осуществило застройку земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства магазин с встроенным кафе-бистро, расположенный по адресу: <адрес> (в районе <адрес>) введен в эксплуатацию, о чем свидетельствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отдела по строительству и архитектуре администрации муниципального образования Узловский район (л.д. 84-85).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Регина» и Ибрагимовой Р.А. заключено соглашение о предоставлении отступного передачей должником недвижимого имущества. По условиям данного соглашения ООО «Регина» предоставляет Ибрагимовой Р.А. отступное и обязуется передать в собственность недвижимое имущество – нежилое здание (магазин), назначение: объекты нежилого назначения, 1-этажный, общая площадь 171,6 кв.м., инв. , Лит. А, расположенное по адресу: <адрес>. Передаваемое имущество принадлежит должнику по праву собственности на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию построенного от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту приема-передачи, имущество передано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-25).

ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимовой Р.А. зарегистрировано право собственности на указанное нежилое здание (магазин), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Согласно кадастровому паспорту, данный объект недвижимого имущества нежилое здание (магазин), расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером (л.д. 11-12).

Установленные судом обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Исходя из положений п. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Пунктом 1 ст. 552 ГК РФ также предусмотрено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Согласно толкованию названных норм права, приведенному в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

Из изложенного следует, что, поскольку при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник, в силу прямого указания закона, принимая тем самым права и обязанности арендатора земельного участка, прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного земельного участка.

По смыслу приведенных норм материального права при переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка к покупателю (приобретателю) объекта недвижимости договор продолжает регулировать отношения по пользованию земельным участком уже с новым собственником недвижимости.

Судом установлено, что право собственности на нежилое здание (магазин), расположенное на спорных земельных участках, перешло к Ибрагимовой Р.А. ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, учитывая приведенные нормы материального права, Ибрагимова Р.А. тем самым с указанного времени приняла на себя права и обязанности арендатора спорного земельного участка.

Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 1, 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исходя из анализа приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что Ибрагимова Р.А. вправе претендовать на предоставление ей в собственность земельного участка, занимаемого принадлежащим ей на праве собственности нежилым зданием.

Судом установлено, что с целью реализации предоставленного ей права выкупа земельного участка, Ибрагимова Р.А. в лице своего представителя по доверенности Есипова Д.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию муниципального образования Узловский район с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.

Как следует из ответа заместителя главы администрации муниципального образования Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), предоставить Ибрагимовой Р.А. названный земельный участок в соответствии со ст. 36 ЗК РФ невозможно, т.к. комитетом по управлению имуществом администрации района проведены работы по установлению границ находящегося на земельном участке задания (магазин) и было выяснено, что согласно данным, полученным в ходе определения координат поворотных точек по системе GPS, проведенных кадастровым инженером ФИО1. ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание (магазин) занимает частично площадь предоставленных в аренду ООО «Регина» земельных участков с кадастровыми номерами и , площадью 200 кв.м. и 24 кв.м., а также выходит за границы данных участков и располагается частично на участке, государственная собственность на который не разграничена.

Таким образом, принятие положительного решения фактически невозможно, т.к. нежилое здание (магазин), находящееся на праве собственности у Ибрагимовой Р.А., расположено не только на сформированном земельном участке, который испрашивает заявитель. Заявителю рекомендовано внести изменения в ГКН в соответствии с занимаемой площадью земельного участка и повторно обратиться с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в установленном законодательстве порядке.

Установленные судом обстоятельства сторонами не оспаривались.

Проверяя доводы истца и его представителя о незаконности отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельный отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года № 475.

Согласно Перечню к заявлению о приобретении прав на такой земельный участок прилагаются следующие документы:

1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, в частности, заявлением представителя истца по доверенности Есипова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим перечень прилагаемых документов, копиями указанных документов, представленных ответчиком (л.д. 100-112), что истцом выполнены требования ст. 36 ЗК РФ в соответствии с приведенным Перечнем.

Вместе с тем, из ответа на заявление Ибрагимовой Р.А. и пояснений представителей ответчика в судебных заседаниях следует, что основанием для отказа в принятии положительного решения о предоставлении в собственность земельного участка Ибрагимовой Р.А. явилось предоставление ею кадастрового паспорта земельного участка, который, по мнению ответчика, по своим границам не совпадает с границами расположенного на нем здания.

Согласно п. 7 ст. 36 ЗК Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Исходя из анализа приведенных норм материального права, основанием к отказу в предоставлении земельного участка в собственность могут являться помимо оснований, перечисленных в ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, и несоблюдения требований вышеприведенного Перечня, также случаи, когда не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка либо в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка. Иных оснований к отказу в передаче в собственность земельных участков действующим законодательством не предусмотрено.

Судом установлено, что земельный участок по адресу <адрес>, сформирован, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер, внесенный в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка установлены и определены на местности, что подтверждается кадастровым паспортом данного земельного участка (л.д. 13-14). Данный земельный участок был предоставлен под строительство нежилого здания (магазина), выдано разрешение на строительство здания на этом земельном участке, впоследствии разрешен ввод объекта в эксплуатацию. Указанные работы и действия выполнялись администрацией муниципального образования Узловский район и по согласованию с администрацией указанного муниципального образования, что представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается исследованными судом письменными доказательствами.

Доказательств наличия изъятий, предусмотренных ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, суду не представлено, представителем ответчика в судебном заседании наличие таких изъятий отрицалось.

Спора с третьими лицами о границах испрашиваемого земельного участка судом не установлено, равно как не установлено правопритязаний и обременений на данный участок, что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Тульской области (л.д. 109).

Ссылку ответчика на то, что здание, принадлежащее Ибрагимовой Р.А. на праве собственности, расположено не только на испрашиваемом участке, но и частично на участке, государственная собственность на который не разграничена, нельзя признать состоятельной, поскольку истец требований о предоставлении в собственность иного земельного участка не заявляет. При этом суд учитывает, что расположение здания частично на земельном участке, собственность на который не разграничена, в силу приведенных норм действующего законодательства основанием к отказу в предоставлении истцу в собственность сформированного земельного участка, находящегося у нее в пользовании на законных основаниях и занятого принадлежащей ей недвижимостью, не является.

Таким образом, принимая во внимание, что к заявлению о предоставлении земельного участка Ибрагимовой Р.А. был приложен в числе прочих кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, у администрации муниципального образования Узловский район не имелось оснований для отказа заявителю в удовлетворении ее требований по основаниям непредставления документа, предусмотренного п. 6 Перечня, указанного в письме от ДД.ММ.ГГГГ

Доводы ответчика о том, что данным письмом не было принято решение об отказе в предоставлении истцу земельного участка, а лишь рекомендовано совершить определенные действия – внести изменения в ГКН, в связи с чем со стороны администрации муниципального образования не усматривается нарушений порядка рассмотрения заявления Ибрагимовой Р.А., основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства. По сути, указанное письмо является не рассмотрением обращения заявителя при отсутствии оснований для отказа в предоставлении ей в собственность земельного участка, что свидетельствует о невыполнении полномочным органом возложенных на него нормативными правовыми и иными актами обязанности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности отказа администрации муниципального образования Узловский район, содержащегося в письме исх. от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении земельного участка в собственность Ибрагимовой Р.А.

В силу положений ст. ст. 11, 12 ГК РФ нарушенное право гражданина подлежит восстановлению и защите способами, предусмотренными законом.

Поскольку препятствий для реализации права Ибрагимовой Р.А. на предоставление ей в собственность земельного участка не установлено, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части обязания администрации муниципального образования Узловский район предоставить ей в собственность земельный участок с кадастровым номером площадью 200 кв.м., расположенный под объектом нежилого назначения – нежилое здание (магазин) по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством.

При этом суд находит требование произвести передачу земельного участка в 10-дневный срок не основанным на нормах действующего законодательства, равно как не усматривает оснований для удовлетворения требования о направлении истцу в 10-дневный срок проекта договора купли-продажи спорного земельного участка, поскольку процедура передачи в собственность земельного участка и сроки ее проведения в силу положений ст. 29 ЗК РФ находятся в непосредственной компетенции органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков. В связи с чем в удовлетворении требований истца в этой части надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ибрагимовой Регины Адельшаевны к администрации муниципального образования Узловский район о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, об обязании в 10-дневный срок предоставить в собственность земельный участок, в 10-дневный срок направить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворить частично.

Признать отказ администрации муниципального образования Узловский район, содержащийся в письме исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении земельного участка в собственность Ибрагимовой Регины Адельшаевны незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Узловский район предоставить в собственность Ибрагимовой Регине Адельшаевне земельный участок с кадастровым номером площадью 200 кв.м., расположенный под объектом нежилого назначения – нежилое здание (магазин) по адресу: <адрес>, в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части требований Ибрагимовой Регине Адельшаевне отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Прямицына Е.А.

Решение не вступило в законную силу.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200