ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 сентября 2012 года г. Узловая Узловский городской суд Тульской области в составе председательствующего Прямицыной Е.А., при секретаре Хазанской А.В., с участием представителя истца помощника Узловского межрайпрокурора Морозовой Е.Л., представителей ответчика администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района по доверенностям Рыбиной О.А., Агалакова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-791/2012 по иску Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечения безопасности дорожного движения, установил: Узловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечения безопасности дорожного движения, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОМВД России по Узловскому району Тульской области и администрацией муниципального образования г. Узловая Узловского района было проведено обследование улично-дорожной сети г. Узловая Тульской области. Указал, что данным обследованием были выявлены нарушения требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения около образовательных учреждений города, допущенные администрацией муниципального образования г. Узловая Узловского района. Зафиксированные в акте комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ и справки ОГИБДД ОМВД РФ по Узловскому району от ДД.ММ.ГГГГ В частности, оборудование автомобильных дорог около образовательных учреждений не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 в части нанесения дородной разметки, установления дорожных знаков 1.23 (дети), оборудования искусственных неровностей. Проверкой было установлено, что орган местного самоуправления администрация муниципального образования г. Узловая Узловского района не исполняет возложенные на него законом обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения. По изложенным основаниям прокурор просит признать бездействие администрация муниципального образования г. Узловая Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части оборудования улиц и автомобильных дорог местного значения, проходящих около следующих образовательных учреждений: МБОУ СОШ № 7 г. Узловая, ул. Трудовые Резервы, д. 7, МБОУ Гимназия, г. Узловая, квартал 50 лет Октября, МКОУ СОШ № 14. г. Узловая, квартал 5 Пятилетка, ул. Лесная, д. 3, МКОУ СОШ № 17, г. Узловая, ул. Кирова, д. 4, МБОУ Лицей, г. Узловая, ул. 14 Декабря, д. 32, МБОУ СОШ № 22, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 3, МБОУ СОШ № 59, г. Узловая, ул. Мира, д. 5а, МАОУ СОШ № 61, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16а, д. 32, МКОУ О(О)СОШ, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 10, МБОУ ЦДиК, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 9а, МБДОУ № 1, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 41, МБДОУ № 5, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 22, МБДОУ № 8, г. Узловая, ул. Полевая, д. 14, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования г. Узловая Узловского района года выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего оборудования улиц и автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Узловая, проходящих по следующим улицам около образовательных учреждений: МБОУ СОШ № 7 г. Узловая, ул. Трудовые Резервы, д. 7 – оборудовать четыре искусственных неровности, установить шесть дорожных знаков 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБОУ Гимназия, г. Узловая, квартал 50 лет Октября – установить шесть дорожных знаков 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МКОУ СОШ № 14. г. Узловая, квартал 5 Пятилетка, ул. Лесная, д. 3 – установить дорожные знаки 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МКОУ СОШ № 17, г. Узловая, ул. Кирова, д. 4 – установить два дорожных знака 1.23 (дети), оборудовать искусственную неровность, пешеходный переход, нанести дорожную разметку, МБОУ Лицей, г. Узловая, ул. 14 Декабря, д. 32 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБОУ СОШ № 22, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 3 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБОУ СОШ № 59, г. Узловая, ул. Мира, д. 5а – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МАОУ СОШ № 61, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16а, д. 32– оборудовать одну искусственную неровность, нерегулируемый пешеходный переход, установить семь дорожных знаков 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МКОУ О(О)СОШ, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 10 – установить дорожные знаки 1.23 (дети), МБОУ ЦДиК, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 9а – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБДОУ № 1, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 41 – установить три дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБДОУ № 5, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 22 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБДОУ № 8, г. Узловая, ул. Полевая, д. 14 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку. В судебном заседании представитель истца помощник Узловского межрайпрокурора Морозова Е.Л. уточнила требования искового заявления в части установления срока обязания администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего оборудования улиц и автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Узловая, проходящих по улицам около вышеуказанных образовательных учреждений – до 01 мая 2013 г., а также количество подлежащих установлению около образовательных учреждений МКОУ СОШ № 14 и МКОУ О(О)СОШ дорожных знаков 1.23 (дети) – по 4 дорожных знака. Заявленные требования с учетом их уточнения и дополнения поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района по доверенности Рыбина О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований искового заявления, просила в удовлетворении отказать по тем основаниям, что администрация муниципального образования г. Узловая Узловского района не бездействует, в настоящее время закуплены 4 знака для МБОУ СОШ № 22, проводится конкурс по выбору организации, которая данные знаки будет устанавливать, конкурс еще не завершен. Вместе с тем, пояснила, что выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего оборудования улиц и автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Узловая, проходящих по улицам около остальных образовательных учреждений, невозможно, поскольку в бюджете муниципального образования на 2012 г. денежные средства на такие расходы не предусмотрены. Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района по доверенности Агалаков А.А. в судебном заседании позицию представителя Рыбиной О.А. поддержал, просил в удовлетворении требований Узловского межрайпрокурора отказать. Выслушав представителя истца помощника Узловского межрайпрокурора Морозову Е.Л., представителей ответчика администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района по доверенностям Рыбину О.А., Агалакова А.А., свидетеля ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно абз. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Пунктом 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устав муниципального образования город Узловая Узловского района (с последующими изменениями) к вопросам местного значения поселения отнес, в том числе, дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 7 Устава). Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по осуществлению надлежащего оборудования улиц и автомобильных дорог местного значения, проходящих по улицам около вышеназванных образовательных учреждений, расположенных в границах муниципального образования город Узловая, относится к ведению муниципального образования г. Узловая Узловского района. В силу статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения во исполнение статьи 10 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» разработан и принят Закон Тульской области от 28.02.2007 № 792-ЗТО «Об областной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области на 2007-2012 годы»», от выполнения мероприятий которого планируется снижение аварийности на дорогах Тульской области и сокращение на 15-20 процентов числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. В рамках полномочий, предоставленных п. 3 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» губернатором области было издано постановление, которое действует до настоящего времени: от 13.03.2001 № 140 «О порядке проведения ежегодных комплексных и специализированных проверок и улиц на территории Тульской области», действующее в редакции постановления администрации области от 28.04.2006 № 217 и от 7.09.2001 № 311 «О составе комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Тульской области». Во исполнение данных правовых актов при проведении комплексной проверки дорог основное внимание уделяется: состоянию проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек; состоянию и оборудованию железнодорожных переездов, остановок маршрутных транспортных средств; состоянию дорожных ограждений, освещения, дорожных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, виадуков, подземных и надземных пешеходных переходов); обозначению и оборудованию пешеходных переходов; ограждению мест производства работ на проезжей части, организации и состоянию их объездов; искусственному освещению на пересечениях в разных уровнях, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, на остановках общественного транспорта; состоянию дорожных знаков, разметки и светофоров; соответствию режимов работы светофорных объектов действующей документации; системе информационного, маршрутного ориентирования водителей, в том числе для грузового и транзитного транспорта. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221 утвержден стандарт «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93», которым установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, с 01 января 1995 года распространяются на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предусмотрено, что автомобильные дороги, а также улицы города и населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками в соответствии с дислокацией. Пунктом п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что дорожные разметки в процессе эксплуатации должны быть хорошо различимы в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Как следует из материалов дела и установлено судом, около МБОУ СОШ № 7 г. Узловая, ул. Трудовые Резервы, д. 7 отсутствуют четыре искусственных неровности, шесть дорожных знаков 1.23 (дети), около МБОУ Гимназия, г. Узловая, квартал 50 лет Октября – шесть дорожных знаков 1.23 (дети), около МКОУ СОШ № 14. г. Узловая, квартал 5 Пятилетка, ул. Лесная, д. 3 – четыре дорожных знака 1.23 (дети), МКОУ СОШ № 17, г. Узловая, ул. Кирова, д. 4 – два дорожных знака 1.23 (дети), искусственная неровность, пешеходный переход, около МБОУ Лицей, г. Узловая, ул. 14 Декабря, д. 32 – четыре дорожных знака 1.23 (дети), около МБОУ СОШ № 22, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 3 – четыре дорожных знака 1.23 (дети), около МБОУ СОШ № 59, г. Узловая, ул. Мира, д. 5а – четыре дорожных знака 1.23 (дети), около МАОУ СОШ № 61, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16а, д. 32 – одна искусственная неровность, нерегулируемый пешеходный переход, семь дорожных знаков 1.23 (дети), около МКОУ О(О)СОШ, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 10 – четыре дорожных знака 1.23 (дети), около МБОУ ЦДиК, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 9а –четыре дорожных знака 1.23 (дети), около МБДОУ № 1, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 41 – три дорожных знака 1.23 (дети), около МБДОУ № 5, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 22 – четыре дорожных знака 1.23 (дети), около МБДОУ № 8, г. Узловая, ул. Полевая, д. 14 – четыре дорожных знака 1.23 (дети), около всех образовательных учреждений за исключением МКОУ О(О)СОШ отсутствует дорожная разметка, предусмотренных схемой дислокации дорожных знаков и разметки. Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании: справкой ОГИБДД ОМВД РФ по Узловскому району от ДД.ММ.ГГГГ, актом комиссионного обследования улично-дорожной сети г. Узловая от ДД.ММ.ГГГГ, проектами организации дорожного движения на дорожно-уличной сети муниципального образования г. Узловая, утвержденными главой администрации 30.05.2011 г. (с изменениями от 28.09.2011 г.), показаниями свидетеля ФИО1, государственного инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД РФ по Узловскому району, который пояснил, что входил в состав комиссии по обследованию ДД.ММ.ГГГГ улично-дорожной сети г. Узловая, в результате которого выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 в части транспортно-эксплуатационного состояния указанных в акте улиц: нет знаков 1.23 (дети), искусственных неровностей, не оборудованы пешеходные переходы, не нанесена горизонтальная и вертикальная разметки в соответствии с дислокацией При этом свидетель пояснил, что минимальное количество подлежащих установке знаков 1.23 (дети) – четыре. Первый знак устанавливается за 190 м от образовательного учреждения либо мест возможного появления детей, затем дублируется с табличкой, аналогичная расстановка этих знаков на другой стороне улицы. Суд придает доказательственное значение показаниям данного свидетеля, поскольку они логичны, согласуются с материалами дела и объяснениям представителя Агалакова А.А., также участвовавшего в комиссионном обследовании улично-дорожной сети г. Узловая, не отрицавшего объем выявленных нарушений и необходимых мероприятий. Стороной ответчика установленные судом обстоятельства не опровергнуты. Учитывая изложенное, принимая во внимание приведенные нормы материального права, суд приходит к выводу о нарушениях, допущенных при содержании автомобильных дорог около образовательных учреждений г. Узловая и несоответствие их состояния требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». После проведения обследования вышеуказанных дорог указанные в акте проверки нарушения не устранены, что не отрицалось представителями ответчика, в связи с чем суд соглашается с доводами прокурора о наличии бездействия со стороны администрации по ремонту и содержанию дорог. Доводы стороны ответчика о том, что мероприятия по устранению данных нарушений проводятся, а именно, закуплено 4 дорожных знака для МБОУ СОШ № 22, проводится конкурс по выбору организации, которая данные знаки будет устанавливать, нельзя признать состоятельными, поскольку бездействие администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района выразилось в не обеспечении надлежащего состояния муниципальных дорог. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно участников дорожного движения, том числе, детей, на участках дорог возле образовательных учреждений в границах данного муниципального образования, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита являются обязанностью государства. На основании изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия администрация муниципального образования г. Узловая Узловского района Тульской области, выражающегося в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, обязания выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия для обеспечения безопасности дорожного движения на участках автодорог около образовательных учреждений. Доводы стороны ответчика об отсутствии надлежащего финансирования и ассигнований на проведение работ по содержанию дорог, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении предъявленных исковых требований, поскольку действующее законодательство не ставит осуществление дорожной деятельности в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования и не освобождает ответчика от выполнения обязанностей, возложенных на него федеральными законами и уставом. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Узловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечения безопасности дорожного движения удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрация муниципального образования г. Узловая Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в части оборудования улиц и автомобильных дорог местного значения, проходящих около следующих образовательных учреждений: МБОУ СОШ № 7 г. Узловая, ул. Трудовые Резервы, д. 7, МБОУ Гимназия, г. Узловая, квартал 50 лет Октября, МКОУ СОШ № 14. г. Узловая, квартал 5 Пятилетка, ул. Лесная, д. 3, МКОУ СОШ № 17, г. Узловая, ул. Кирова, д. 4, МБОУ Лицей, г. Узловая, ул. 14 Декабря, д. 32, МБОУ СОШ № 22, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 3, МБОУ СОШ № 59, г. Узловая, ул. Мира, д. 5а, МАОУ СОШ № 61, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16а, д. 32, МКОУ О(О)СОШ, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 10, МБОУ ЦДиК, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 9а, МБДОУ № 1, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 41, МБДОУ № 5, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 22, МБДОУ № 8, г. Узловая, ул. Полевая, д. 14. Обязать администрацию муниципального образования г. Узловая Узловского района в срок до 01 мая 2013 года выполнить необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего оборудования улиц и автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Узловая, проходящих по следующим улицам около образовательных учреждений: МБОУ СОШ № 7 г. Узловая, ул. Трудовые Резервы, д. 7 – оборудовать четыре искусственных неровности, установить шесть дорожных знаков 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБОУ Гимназия, г. Узловая, квартал 50 лет Октября – установить шесть дорожных знаков 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МКОУ СОШ № 14. г. Узловая, квартал 5 Пятилетка, ул. Лесная, д. 3 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МКОУ СОШ № 17, г. Узловая, ул. Кирова, д. 4 – установить два дорожных знака 1.23 (дети), оборудовать искусственную неровность, пешеходный переход, нанести дорожную разметку, МБОУ Лицей, г. Узловая, ул. 14 Декабря, д. 32 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБОУ СОШ № 22, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 3 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБОУ СОШ № 59, г. Узловая, ул. Мира, д. 5а – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МАОУ СОШ № 61, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 16а, д. 32– оборудовать одну искусственную неровность, нерегулируемый пешеходный переход, установить семь дорожных знаков 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МКОУ О(О)СОШ, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 10 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), МБОУ ЦДиК, г. Узловая, ул. Смоленского, д. 9а – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБДОУ № 1, г. Узловая, ул. Октябрьская, д. 41 – установить три дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБДОУ № 5, г. Узловая, ул. Завенягина, д. 22 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку, МБДОУ № 8, г. Узловая, ул. Полевая, д. 14 – установить четыре дорожных знака 1.23 (дети), нанести дорожную разметку. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Узловский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий подпись. Решение не вступило в законную силу. <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>.