Решение от 11 октября 2012 года по иску Шмидт Натальи Дмитриевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2012 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.,

при секретаре Санниковой В.А.,

с участием представителя истца Шмидт Э.Э.

представителя ответчика - ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-951 по иску Шмидт Натальи Дмитриевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л :

Шмидт Н.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» (далее – ГУ ТО УСЗН Узловского района) о признании права на получение мер социальной поддержки, ссылаясь на то, что является ветераном труда с 31 июля 2012 года. Считает, что, как ветеран труда, в силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО) имеет право на меры социальной поддержки, в частности, на получение ежемесячной денежной выплаты. Обратившись к ответчику с соответствующим заявлением, получила отказ в связи с не достижением пенсионного возраста. Считает данный отказ не соответствующим закону и просит признать за ней право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, обязав ответчика производить выплату с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты ее обращения к нему по данному вопросу.

От представителя ответчика поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых он указывает, что в соответствии со ст. 22 ФЗ «О ветеранах» и Закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, меры социальной поддержки на основании закона № 493-ЗТО предоставляются при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 55 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления истице мер социальной поддержки не имеется. Вместе с тем, с учетом проживания в зоне, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, указанные меры социальной поддержки могут быть реализованы по достижению истицей пенсионного возраста, уменьшенного на определённую величину в зависимости от времени проживания на загрязнённой территории.

В судебное заседание истица Шмидт Н.Д., не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

Представитель истца по доверенности Шмидт Э.Э. в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» по доверенности Котова В.Е. иск не признала, поддержав доводы, указанные в возражениях

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно удостоверению Т-I от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, Шмидт Н.Д. является ветераном труда (л.д.11).

В соответствии п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом РФ иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект РФ обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной поддержки указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе правового разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами РФ, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам РФ полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда были отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, истица в установленном порядке 23 августа 2012 года обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. Однако, в удовлетворении данного требования истице было отказано по причине недостижения 55-летнего возраста, сниженного с учетом времени проживания в зоне радиоактивного загрязнения, дающего право на трудовую пенсию, что подтверждается письмом ГУ ТО «УСЗН Узловского района» от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в деле (л.д. 12-14).

Между тем, суд считает, что указанная позиция ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Узловского района» не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных жителей Тульской области».

Несостоятельными суд считает и доводы ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Узловского района» о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положением Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении».

В силу статьи 7 указанного Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида мер социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, жителем Тульской области и не получает каких-либо мер социальной поддержки, органами социальной защиты ей неправомерно отказано в предоставлении названной выше льготы, суд считает, что требования Шмидт Н.Д. в назначении ей как ветерану труда ежемесячной денежной выплаты с 23 августа 2012 года подлежат удовлетворению с возложением этой обязанности на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района».

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные издержки, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные издержки в виде расходов по уплате госпошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск Шмидт Натальи Дмитриевны к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.

Признать за Шмидт Натальей Дмитриевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, в виде ежемесячной денежной выплаты с 23 августа 2012 года.

Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» производить ей соответствующие выплаты с вышеуказанного времени.

Взыскать с ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Узловского района» в пользу Шмидт Натальи Дмитриевны <данные изъяты>) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Узловский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение не вступило в законную силу.

Судья В.А. Румянцева