РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 апреля 2011 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Шишкова Н.А.,
при секретаре Чернобривой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышовой Таисы Владимировны к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию,
у с т а н о в и л:
истец Чернышова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на досрочную пенсию, ссылаясь на следующие обстоятельства.
26 января 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области за назначением досрочной пенсии, поскольку с 5 ноября 1987 по 31 марта 1992 года, со 2 апреля 1992 года по 30 июня 1992 года и с 13 июля 1992 года по 31 января 1998 года проживала (работала) в зоне с правом на отселение, а с 26 апреля 1986 года по 29 октября 1987 года и с 1 февраля 1998 года по настоящее время проживает (работает) в зоне с льготным социально – экономическим статусом.
Однако, 28 января 2011 года ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого пенсионного возраста.
Просит признать решение и протокол заседания Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 26 от 28 января 2011 года незаконными, а действия работников Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области превышающими должностные полномочия и обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области назначить ей трудовую пенсию по старости с 26 января 2011 года,
В судебном заседании истец Чернышова Т.В. и её представитель по доверенности Чепурина Л.Н. поддержали заявленные исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Кокарева В.С. возражая по заявленным требованиям, пояснила, что истица с 5 ноября 1987 года по 31 марта 1992 года, со 2 апреля 1992 по 30 июня 1992 года и с 13 июля 1992 года по 31 января 1998 года проживала в зоне с правом на отселение, а с 26 апреля 1986 года по 29 октября 1987 года и с 1 февраля 1998 года по 26 января 2011 года проживала в зоне с льготным социально – экономическим статусом. На основании ФЗ - № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на пенсионное обеспечение может представляться лишь по нормам ст.ст. 32-37, в соответствии с которыми пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой. Суммирование льгот по различным основаниям, установленные статьями 32-35 вышеназванным законом не предусмотрено.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой - либо льготы на назначение досрочной пенсии.
Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7).
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно статьи 10, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально -экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем г.Узловая Тульской области был отнесен к зоне с правом на отселение, а населенный пункт Маклец Новомосковского района Тульской области к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус г.Узловая был изменен, и он стал относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
В судебном заседании установлено, что в период с 5 ноября 1987 года по 31 марта 1992 года, со 2 апреля 1992 года по 30 июня 1992 года и с 13 июля 1992 года по 31 января 1998 года Чернышова Т.В. проживала в г. Узловой Тульской области.
В связи с чем, истица имеет 11 лет 2 месяца 12 дней в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поэтому, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244 - 1 от 15 мая 1991 года, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год за каждые три года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть всего на 3 года.
Из материалов дела следует, что истица с 26 апреля 1986 года по 29 октября 1987 года проживала в пос. Маклец Новомосковского района Тульской области, а с 1 февраля 1998 года по 26 января 2011 проживала в г.Узловая Тульской области, то есть в зонах с льготным социально - экономическим статусом.
Таким образом, истица имеет 14 лет 5 месяцев 28 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Чернышова Т.В. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности, то есть всего на 3 года.
Согласно представленных материалов 26 января 2011 года Чернышова Т.В. обратилась с письменным заявлением о назначении пенсии в Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области, однако решением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 26 от 28 января 2011 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом истца.
Однако, суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8 - П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истица по состоянию на 26 января 2011 года общая величина составила 6 лет.
Согласно положений ст.ст. 33,34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Чернышова Т.В. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации « № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку Чернышовой Т.В. 50 лет исполнилось 23 августа 2010 года, а за назначением трудовой пенсии по старости она обратилась в ПФ лишь 26 января 2011 года, то право выхода на пенсию истица приобрела с 26 января 2011 года.
Доводы представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истицы, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию либо работе на загрязненной территории, не состоятельны по следующим основаниям.
Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом, именно статус зоны является таким основанием, а не факт работы или проживания.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
Учитывая, что решение начальника Управления пенсионного фонда РФ в г.Узловая и Узловском районе Тульской области № 26 от 28 января 2011 года об отказе в назначении Чернышовой Т.В. досрочной трудовой пенсии по старости вынесено в соответствии с протоколом заседания комиссии Управления пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 26 от 28 января 2011 года, и принимая во внимание их единую нумерацию и даты принятия, то в данном случае подлежит обжалованию лишь решение Управления пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что отказ ответчика в назначении Чернышовой Т.В. трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием у последней возраста, не основан на законе.
Требование о признании действий работников ПФ г. Узловая превышающими должностными полномочиями, в данном случае не основано на законе, и поэтому удовлетворению не подлежит.
Таким образом, исковые требования Чернышовой Т.В. подлежат удовлетворению частично.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поэтому подлежат взысканию с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в пользу Чернышовой Т.В. в возврат госпошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Чернышовой Таисы Владимировны удовлетворить частично.
Признать решение Управления пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № 26 от 28 января 2011 года об отказе в назначении Чернышовой Таисе Владимировне досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Чернышовой Таисе Владимировне досрочную трудовую пенсию с 26 января 2011 года.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области в пользу Чернышовой Таисы Владимировны в возврат госпошлины 200 рублей.
В остальной части иска Чернышовой Таисе Владимировне отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Узловский городской суд в течение 10 дней, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий