Решение от 7.04.2011 г. по исковому заявлению Акименко Нины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании назначения досрочной трудовой пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 апреля 2011 года г.Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Румянцевой В.А.,

при секретаре Калининой О.В.,

с участием истца Акименко Н.Н.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области по доверенности Татариновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-296 по исковому заявлению Акименко Нины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании назначения досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Акименко Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области об обязании назначения досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что подала в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в городе Узловая и Узловском районе Тульской области (далее – Управление ПФР в г. Узловая) заявление о назначении пенсии в соответствии с ФЗ № 166 от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» как пострадавшей в результате радиационных и техногенных катастроф. Комиссия Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе решением № от ДД.ММ.ГГГГ установила недостаточным её возраст для назначения пенсии на основании данного закона. С решением комиссии не согласна, поскольку проживала в г. Узловая с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Выезжала лишь в <адрес>, где проживала с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Возвратившись в Узловую ДД.ММ.ГГГГ, проживает здесь до настоящего времени.

Просит признать решение ГУ Управления ПФ РФ в г. Узловая и Узловскому району Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а также обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе назначить и выплатить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела истица уточнила свои исковые требования, дополнительно обосновав их. Указала, что факт проживания на момент аварии у нее отсутствует, однако проживание в зоне с правом на отселение, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС составляет свыше 10 лет, что дает ей право на уменьшение пенсионного возраста на 3 года. Кроме того, за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом ей полагается дополнительная величина – 2 года, итого снижение пенсионного возраста должно быть произведено на 5 лет. Просит признать решение об отказе в установлении пенсии начальника ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ и решение УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе № от ДД.ММ.ГГГГ (комиссии) незаконными, а их действия превышающими должностные полномочия, а также обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе назначить ей трудовую пенсию по старости с возмещением вреда по уменьшению пенсионного возраста на 5 лет с момента первоначального обращения в пенсионный фонд с ДД.ММ.ГГГГ.

От представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Узловая и Узловском районе поступили письменные возражения по существу заявленных требований, в которых он просит в иске отказать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста. 9.12.2010 года истец обратилась с заявлением, в котором просила назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста на 5 лет в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначение таких пенсий зависит от статуса лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определяемого в соответствии со ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 года; и продолжительности проживания, работы в прошлое или в настоящее время на территориях, подвергшихся воздействию радиации. В соответствии с нормами ст.ст. 32-37 Закона РФ от 15.05.1991 года, пенсионный возраст для назначения пенсии по старости уменьшается на первоначальную и дополнительную величины. Каждая из указанных величин определяется самостоятельно независимо от другой в соответствии с условиями (юридическими фактами), предусмотренными указанным Законом.

При этом законодатель установил норму, позволяющую сохранять льготу по уменьшению возраста на первоначальную величину вне зависимости от того, где проживает лицо, пострадавшее вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: в какой-либо зоне радиационного загрязнения или в другой местности (регионе) страны, изменились ли границы зон радиоактивного загрязнения по решению Правительства РФ. Проживание истицы в зоне с правом на отселение составляет 10 лет 9 месяцев 22 дня(с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Проживание истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 12 лет 10 месяцев 8 дней(с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, применительно к истице возраст выхода на пенсию может быть снижен на 3 года либо в связи с проживанием в зоне с правом на отселение, либо на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Истица обратилась с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 50 лет, претендуя на снижение возраста, установленного ст.7 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на 5 лет. С 1.02.1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 года был изменен статус территории города Узловая. В связи с этим граждане, ранее проживающие (работающие) в зоне проживания с правом на отселение, с 1.02.1998 года приобрели статус граждан, постоянно проживающих (работающих) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Полагает, что при таких обстоятельствах, когда граждане относятся к двум и более категориям, указанным ст. 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», льготы предоставляются только по одному из оснований (п.2 ст.3 закона). Суммирование льгот по ст.33 и ст.34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено. Считает, что истица, ссылаясь на ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 года (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», неверно трактует данную норму. Также считает необоснованной ссылку истца на Определение Конституционного суда № 403-0 от 11.07.2006 года. Указывает, что в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ № 173, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пп. 1-10 ст. 27 и пп. 1-9 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ № 173-ФЗ, и, по их желанию – по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1 от 15.05.1991 года. Считает отказ в назначении пенсии Акименко Н.Н. со снижением пенсионного возраста законным, так как на день обращения за назначением пенсии нормы ст.33, 28.1 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 к истице применены быть не могут.

В судебном заседании истица Акименко Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Управление ПФР в г.Узловая по доверенности Татаринова Н.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, изучив письменные материалы делу, приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц и решения ГУ УПФ РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ год, Акименко Н.Н. отказано в назначении пенсии на основании ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием требуемого пенсионного возраста(л.д. 8-10).

Копией трудовой книжки Акименко Н.Н., выданной ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>, где проработала до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 42-49).

Согласно справке участка № ООО «УК «Жилкомхоз»», Акименко Н.Н. была зарегистрирована в Узловой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 11).

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Данный возраст, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с дополнениями и изменениями) установлены пределы права на снижение общеустановленного пенсионного возраста гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется
разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно ст. 10 Федерального Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст.ст.32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем территория г. Узловой Тульской области была отнесена к зоне с правом на отселение, а в последующем с 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус данных зон был изменен, и она стала относиться к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Из материалов дела следует, что истица проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г. Узловой Тульской области, то есть в зоне с правом на отселение.

Таким образом, истец имеет 10 лет 9 месяцев 22 дня в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Следовательно, в силу положений п. 7 ст. 13, ст.ст. 33, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года, истица имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на дополнительную величину на 1 год за каждые три года работы в зоне проживания с правом на отселение, то есть, на 3 года.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица проживает в г. Узловой Тульской области, то есть в зоне с льготным социально - экономическим статусом.

В связи с этим, истица имеет 12 лет 10 месяцев 8 дней в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Поэтому, в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Акименко Н.Н. имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть, на 3 года.

Согласно представленным материалам, ДД.ММ.ГГГГ Акименко Н.Н. обратилась с письменным заявлением о назначении пенсии в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, однако решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом.

Однако, суд не может согласиться с мнением Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации № 403-О от 11 июля 2006 года, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения пенсионного возраста истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общая величина составила 6 лет.

Согласно положениям статей 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Акименко Н.Н. имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

На основании п.1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку Акименко Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 50 лет, а за назначением трудовой пенсии по старости она обратилась в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, наличие необходимого стажа для назначения пенсии ответчиком не оспаривалось, то право на получение пенсии у истицы возникло ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области об отсутствии оснований для суммирования величин уменьшения пенсионного возраста истицы, поскольку снижение пенсионного возраста возможно только по одному основанию - проживанию либо работе на загрязненной территории, несостоятельны по следующим основаниям.

Как следует из положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» основаниями для уменьшения пенсионного возраста при назначении пенсии является проживание (работа) в зоне с правом на отселение и проживание (работа) в зоне с льготным социально - экономическим статусом. Таким основанием является именно статус зоны, а не факт работы или проживания.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе, установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Учитывая, что решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Акименко Нине Николаевне досрочной трудовой пенсии по старости вынесено в соответствии с коллегиальным решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, и принимая во внимание их единую нумерацию и даты принятия, в данном случае подлежит обжалованию лишь решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области.

Таким образом, исковые требования Акименко Н.Н. подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Акименко Нины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ(ГУ) в г. Узловая и Узловском районе об обязании досрочного назначения пенсии удовлетворить частично.

Признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Акименко Нине Николаевне в назначении пенсии незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить и выплатить Акименко Нине Николаевне досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требования Акименко Нине Николаевне об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.