Решение от 27.04.2011 г. по иску прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации МО Каменецкое Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и обязании принятия мер по надлежащему содержанию автодорог в зимний период



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2011 года г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего Зари А.В.,

при секретаре Калининой О.В.,

с участием прокурора Антоновой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-402 по иску Узловского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц (участников дорожного движения на дорогах улично – дорожной сети муниципального образования Каменецкое Узловского района) к администрации МО Каменецкое Узловского района Тульской области о признании бездействия незаконным и обязании принятия мер по надлежащему содержанию автодорог в зимний период,

у с т а н о в и л:

Узловский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указывая, что в результате проверки, проведенной Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области, выявлены нарушения исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории МО Каменецкое Узловского района, допущенные администрацией данного муниципального образования.

Просит суд признать бездействие администрации МО Каменецкое Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на неё законом обязанностей по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период, незаконным. Обязать администрацию МО Каменецкое Узловского района принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период.

В судебном заседании прокурор Антонова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на основания, указанные в тексте искового заявления. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Каменецкое Узловского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен должным образом, письменно сообщил о невозможности явки в судебное заседание в связи со служебной занятостью. Возражений по иску не представил.

Свидетель Лисицын С.А., являясь старшим инспектором ДПС ГИБДД г. Узловая, в судебном заседании показал, что в его обязанности, в том числе входит проверка обслуживания автомобильных дорог. Пояснил, что ненадлежащее содержание дорог имело место и до составления акта обследования улично - дорожной сети, в связи с чем в отношении ответственных лиц неоднократно составлялись протоколы об административных правонарушениях, а также выносились предписания. Дополнил, что за истекший зимний период ни одна улица МО Каменецкое Узловского района не соответствовала установленным требованиям безопасности дорожного движения в части их очистки и обработки противогололедными средствами.

Суд, выслушав прокурора и свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом исходит из следующего.

29 декабря 2010 года Узловской межрайонной прокуратурой совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Узловскому району было проведено обследование улично-дорожной сети МО Каменецкое Узловского района.

Данным обследованием были выявлены следующие нарушения: улицы Каменецкая, Клубная, Комсомольская, Первомайская, Театральная, Центральная пос. Каменецкий Узловского района не обработаны противогололедной смесью, чем нарушены требования ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; дорожное покрытие улиц: Каменецкая, Клубная, Комсомольская, Первомайская, Театральная, Центральная пос. Каменецкий Узловского района имеет зимнюю скользкость, чем нарушены требования ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

По итогам обследования был сделан вывод о том, что состояние дорожного покрытия вышеперечисленных улиц не соответствует требованиям допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) установлено, что приоритетными задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В условиях наступления зимнего периода проблема повышения безопасности дорожного движения выдвигается в ряд важнейших проблем, решение которых должно быть одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей. Снегопад, образующийся на проезжей части дорог гололёд, несвоевременное привлечение снегоуборочной техники, значительно осложняют безопасное движение автотранспорта на улично-дорожной сети населенных пунктов и на автомагистралях, увеличивают число дорожно-транспортных происшествий.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из определения, данного в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения во исполнение статьи 10 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» разработан и принят Закон Тульской области от 28.02.2007 № 792-ЗТО «Об областной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области на 2007-2012 годы», от выполнения мероприятий которого планируется снижение аварийности на дорогах Тульской области и сокращение на 15-20 процентов числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

В рамках полномочий, предоставленных п. 3 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» губернатором области было издано постановление, которое действует до настоящего времени: от 13.03.2001 № 140 «О порядке проведения ежегодных комплексных и специализированных проверок и улиц на территории Тульской области», действующее в редакции постановления администрации области от 28.04.2006 № 217 и от 7.09.2001 № 311 «О составе комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Тульской области».

Во исполнение данных правовых актов при проведении комплексной проверки дорог основное внимание уделяется: состоянию проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек; состоянию и оборудованию железнодорожных переездов, остановок маршрутных транспортных средств; состоянию дорожных ограждений, освещения, дорожных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, виадуков, подземных и надземных пешеходных переходов); обозначению и оборудованию пешеходных переходов; ограждению мест производства работ на проезжей части, организации и состоянию их объездов; искусственному освещению на пересечениях в разных уровнях, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, на остановках общественного транспорта; состоянию дорожных знаков, разметки и светофоров; Соответствию режимов работы светофорных объектов действующей документации; системе информационного, маршрутного ориентирования водителей, в том числе для грузового и транзитного транспорта.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, введенному в действие с 1 июля 1994 года, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Указанным ГОСТом предусмотрено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь зимней скользкости.

В пункте 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки в зависимости от группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам. При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента её обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости в соответствии с пунктами 4.4.1, 4.4.2 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утверждённого распоряжением Минтранса Российской Федерации от 16.06.2003 № ОС-548р, проводят следующие мероприятия: профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами (ПГМ) до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ; обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами, которые осуществляют при прогнозировании образования на покрытии стекловидного льда, а также ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката.

Однако проверкой было установлено, что администрация МО Каменецкое Узловского района, являясь органом местного самоуправления, который обладает полномочиями по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования, не исполняет возложенные на нее законом обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, бездействие администрации МО Каменецкое Узловского района, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно участников дорожного движения на дорогах улично-дорожной сети МО Каменецкое Узловского района, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Обоснованность исковых требований Узловского межрайонного прокурора подтверждается копией акта обследования улично - дорожной сети от 29.12.2010 года и архивной копией постановления Главы администрации г. Узловая Узловского района № 99 от 15.02.1996 года, изданного в целях надлежащего содержания дорог и тротуаров местного значения в поселках Брусянском, Каменецком, Майском, в связи с отсутствием балансодержателя.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления Узловского межрайонного прокурора в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать бездействие администрации МО Каменецкое Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на неё законом обязанностей по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период, незаконным.

Обязать администрацию МО Каменецкое Узловского района принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период.

Взыскать с администрации МО Каменецкое Узловского района госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 рублей.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба, кассационное представление в Тульский областной суд в течение 10 дней путем их подачи в Узловский городской суд Тульской области.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.