РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Зари А.В.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием прокурора Антоновой Л.В.,
представителя ответчика администрации МО г. Узловая Узловского района по доверенности Лепехиной О.В.,
представителя третьего лица МУП «Управление городского хозяйства» по доверенности Лепехиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-403 по иску Узловского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц (участников дорожного движения на дорогах улично – дорожной сети муниципального образования г. Узловая Тульской области) к администрации МО город Узловая Тульской области о признании бездействия незаконным и обязании принятия мер по надлежащему содержанию автодорог в зимний период,
у с т а н о в и л:
Узловский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указывая, что в результате проверки, проведенной Узловской межрайонной прокуратурой Тульской области, выявлены нарушения исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории МО г. Узловая Узловского района, допущенные администрацией данного муниципального образования.
Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на неё законом обязанностей по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования г. Узловая Узловского района принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период.
На исковое заявление Узловского межрайонного прокурора поступили письменные возражения от ответчика администрации МО г. Узловая Узловского района из которых следует, что c доводами и требованиями Узловского межрайонного прокурора Тульской области, изложенными в заявлении, администрация МО г. Узловая не согласна по следующим основаниям.
В своем заявлении прокурор ссылается на то, что 29 декабря 2010 года прокуратурой совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Узловскому району, представителем администрации МО г. Узловая было проведено обследование улично-дорожной сети города Узловая. В результате этого обследования были выявлены следующие нарушения: улицы Чехова, Северная, Генерала Васильева, Магистральная города Узловая не обработаны противогололедной смесью, чем нарушены требования ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; дорожное покрытие улиц Чехова, Северная, Генерала Васильева, Магистральная города Узловая имеет зимнюю скользкость, чем нарушены требования ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
По итогам обследования был сделан вывод о том, что состояние дорожного покрытия вышеперечисленных улиц не соответствует требованиям, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
В подтверждение вышеуказанных фактов прокурор представил в суд акт обследования улично-дорожной сети от 29.12.2010 года.
В рамках предусмотренных действующим законодательством полномочий по содержанию дорог на территории МО г. Узловая в пределах, предусмотренных на это средств в бюджете МО г. Узловая администрацией МО г. Узловая по итогам проведения публичной процедуры - аукциона был заключен с МУП «Управление городского хозяйства» муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию дорог на территории МО г. Узловая в 2010 году от 28.12.2009 года № 035.
Предметом этого муниципального контракта было выполнение МУП «Управление городского хозяйства» работ по содержанию дорог на территории МО г. Узловая в 2010 году, включающих в том числе очистку дорог от снега и посыпку их противогололедным материалом.
29 декабря 2010 года целый день шел снег (данный факт подтверждается архивом погоды по Туле за декабрь 2010 года, размещенным на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на сайте Метеоцентра http://meteocenter.net/forecast/all.php.).
МУП «Управление городского хозяйства» 29.12.2010 года осуществляло очистку снега на указанных в заявлении улицах (данный факт подтверждается справкой МУП «Управление городского хозяйства» от 6.04.2011г. № 129, путевым листом специального автомобиля от 29.12.2010г. № 00000688).
Посыпка противогололедньм материалом 29.12.2010 года не осуществлялась в связи с погодными условиями, как было указано выше, - целый день шел снег, не прекращаясь, поэтому использование в таком случае противоголедного материала недопустимо, так как привело бы к его нерациональному использованию.
Из изложенного следует, что на указанных в заявлении прокурора улицах 29.12.2010 года с учетом погодных условий были исполнены требования действующего законодательства по содержанию дорог на территории МО г. Узловая.
Кроме того, как было указано выше, в качестве доказательства прокурор представил в суд акт обследования улично-дорожной сети от 29.12.2010 года.
Следует отметить, что указанный акт был составлен с участием представителя администрации МО г. Узловая Лупанова М.В., который не был уполномочен главой администрации МО г. Узловая быть представителем администрации МО г. Узловая при проведении обследования. Тем самым при проведении обследования были нарушены права администрации МО г. Узловая на участие уполномоченного представителя, который имел бы возможность указать в акте свои замечания.
Также акт от 29.12.2010 года не содержит времени проведения обследования - в связи с чем невозможно установить, в какой именно временной промежуток наблюдались изложенные в акте «нарушения».
Также в акте от 29.12.2010 года отсутствуют сведения о конкретных местах наличия «нарушений».
Из изложенного следует, что единственным доказательством «нарушений» является акт, составленный без участия уполномоченных представителей администрации МО г. Узловая и МУП «Управление городского хозяйства».
Также необходимо отметить, что, как указывает сам прокурор в заявлении, проверкой были установлены факты нарушений требований ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на конкретных улицах - Чехова, Северная, Генерала Васильева, Магистральная.
Учитывая это, совершенно непонятно, на основании чего прокурор просит признать бездействие администрации МО г. Узловая, выражающееся в неисполнении возложенных на нее законом обязанностей по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период, незаконным и обязать администрацию МО г. Узловая принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего содержания автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период в целом по МО г. Узловая, а не по конкретным, указанным в тексте самого же заявления улицам». Просит суд отказать Узловскому межрайонному прокурору Тульской области в удовлетворении требований.
В судебном заседании прокурор Антонова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на основания, указанные в тексте искового заявления. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО г. Узловая Узловского района и третьего лица МУП «Управление городского хозяйства» по доверенностям Лепехина О.В. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям указанным в тексте письменных возражений. Не отрицала выявленные проверкой нарушения.
Свидетель Лисицын С.А., являясь старшим инспектором ДПС ГИБДД г. Узловая, в судебном заседании показал, что в его обязанности, в том числе входит проверка обслуживания автомобильных дорог. Пояснил, что ненадлежащее содержание дорог имело место и до составления акта обследования улично - дорожной сети, в связи с чем в отношении ответственных лиц неоднократно составлялись протоколы об административных правонарушениях, а также выносились предписания. Дополнил, что за истекший зимний период ни одна улица города не соответствовала установленным требованиям безопасности дорожного движения в части их очистки и обработки противогололедными средствами.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика и третьего лица, свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом исходит из следующего.
29 декабря 2010 года Узловской межрайонной прокуратурой совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД по Узловскому району, представителем администрации МО г. Узловая было проведено обследование улично-дорожной сети г. Узловая Тульской области.
Данным обследованием были выявлены следующие нарушения: улицы Чехова, Северная, Генерала Васильева, Магистральная г. Узловая не обработаны противогололедной смесью, чем нарушены требования ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; дорожное покрытие улиц Чехова, Северной, Генерала Васильева, Магистральной г. Узловая имеет зимнюю скользкость, чем нарушены требования ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
По итогам обследования был сделан вывод о том, что состояние дорожного покрытия вышеперечисленных улиц не соответствует требованиям допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) установлено, что приоритетными задачами законодательства о безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В условиях наступления зимнего периода проблема повышения безопасности дорожного движения выдвигается в ряд важнейших проблем, решение которых должно быть одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей. Снегопад, образующийся на проезжей части дорог гололёд, несвоевременное привлечение снегоуборочной техники, значительно осложняют безопасное движение автотранспорта на улично-дорожной сети населенных пунктов и на автомагистралях, увеличивают число дорожно-транспортных происшествий.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из определения, данного в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131 -ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения во исполнение статьи 10 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» разработан и принят Закон Тульской области от 28.02.2007 № 792-ЗТО «Об областной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области на 2007-2012 годы», от выполнения мероприятий которого планируется снижение аварийности на дорогах Тульской области и сокращение на 15-20 процентов числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
В рамках полномочий, предоставленных п. 3 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» губернатором области было издано постановление, которое действует до настоящего времени: от 13.03.2001 № 140 «О порядке проведения ежегодных комплексных и специализированных проверок и улиц на территории Тульской области», действующее в редакции постановления администрации области от 28.04.2006 № 217 и от 7.09.2001 № 311 «О составе комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Тульской области».
Во исполнение данных правовых актов при проведении комплексной проверки дорог основное внимание уделяется: состоянию проезжей части, обочин, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек; состоянию и оборудованию железнодорожных переездов, остановок маршрутных транспортных средств; состоянию дорожных ограждений, освещения, дорожных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей, виадуков, подземных и надземных пешеходных переходов); обозначению и оборудованию пешеходных переходов; ограждению мест производства работ на проезжей части, организации и состоянию их объездов; искусственному освещению на пересечениях в разных уровнях, на участках дорог, проходящих через населенные пункты, на остановках общественного транспорта; состоянию дорожных знаков, разметки и светофоров; Соответствию режимов работы светофорных объектов действующей документации; системе информационного, маршрутного ориентирования водителей, в том числе для грузового и транзитного транспорта.
Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221, введенному в действие с 1 июля 1994 года, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Указанным ГОСТом предусмотрено, что покрытие проезжей части дороги не должно иметь зимней скользкости.
В пункте 3.1.6 ГОСТа Р 50597-93 установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки в зависимости от группы дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам. При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента её обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости в соответствии с пунктами 4.4.1, 4.4.2 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утверждённого распоряжением Минтранса Российской Федерации от 16.06.2003 № ОС-548р, проводят следующие мероприятия: профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами (ПГМ) до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидацию снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных ПГМ; обработку снежно-ледяных отложений фрикционными материалами, которые осуществляют при прогнозировании образования на покрытии стекловидного льда, а также ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката.
Однако проверкой было установлено, что администрация муниципального образования г. Узловая, являясь органом местного самоуправления, который обладает полномочиями по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования, не исполняет возложенные на нее законом обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования г. Узловая, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно участников дорожного движения на дорогах улично-дорожной сети г. Узловая Тульской области, в то время как в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Обоснованность исковых требований Узловского межрайонного прокурора подтверждается копией акта обследования улично - дорожной сети от 29.12.2010 года и копией муниципального контракта на выполнение работ по содержанию дорог на территории МО г. Узловая.
Доводы представителя ответчика администрации МО г. Узловая Узловского района о нецелесообразности посыпки улиц, указанных в акте, противогололедным материалом ввиду плохих погодных условий, суд находит несостоятельными, поскольку законодательство в области безопасности дорожного движения и связанные с ним нормативно - правовые акты не освобождают органы местного самоуправления от обязанности содержания автодорог в надлежащем состоянии в зимний период, при наличии указанных обстоятельств. Кроме того, в судебном заседании бесспорно установлен тот факт, что автодороги содержались в ненадлежащем состоянии и до проведения проверки.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления Узловского межрайонного прокурора в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
признать бездействие администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района, выражающееся в неисполнении возложенных на неё законом обязанностей по содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования г. Узловая Узловского района принять необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по осуществлению надлежащего содержанию автодорог общего пользования в пределах муниципального образования в части обеспечения соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в зимний период.
Взыскать с администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 200 рублей.
На решение могут быть поданы кассационная жалоба, кассационное представление в Тульский областной суд в течение 10 дней путем их подачи в Узловский городской суд Тульской области.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу.